Яндекс.Метрика

Профессиональный кодекс консультанта по управлению

Профессиональный кодекс консультанта по управлению

Профессиональный кодекс консультанта по управлению

 Преамбула.

Этот кодекс  обсуждался и написан в 1996 году.   

 «Консультант по управлению – это все еще новая и редкая у нас, но весьма престижная профессия. Стратегия развития организации, перестройка структур, активизация персонала, предупреждение конфликтов, нововведения – вот далеко не полный перечень задач, решаемых наиболее успешными консультантами» (АНХ при Правительстве РФ, Школа консультантов по управлению, проспект Школы, стр.1).

Но, в отличие от методологов, для которых публичное предъявление методов собственной работы – дело обычное, консультанты, как правило, неохотно передают методы собственной работы. Как можно судить по опубликованному ниже документу, многие консультанты полагают, что консультант не должен скрывать от персонала клиентной организации цели и методы работы с ним. Но то, что раскрывается клиенту, можно рассказать не всякому коллеге: как по соображениям «врачебной тайны» (ведь по тому, какие методы применил консультант, опытный человек может «вычислить» состояние клиентной организации), так и по соображениям элементарной конкуренции.  Но как же в таких условиях отличить «приличного» консультанта от «неприличного» – ведь в нашей стране еще не сложилось даже самых общих стандартов этой профессии? Даже если критерием эффективности консультанта считать величину его гонораров (что весьма спорно), то для того, чтобы эти гонорары честно сравнить, должно возникнуть достаточно доверительное сообщество. Впрочем, и тут один консультант поскромничает, а другой, подобно рыбаку или охотнику, не упустит удобного случая прихвастнуть. Ведь приятно, чтобы о тебе думали так, как выразился один достойный профессионал: «Клиенты передают хорошего консультанта как поцелуй – из уст в уста». Но что делать, если рядом с таким достойным профессионалом работают другие, которые не получают ни одного повторного заказа – и, как говорится, «портят поле»?

СОЗДАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ

В ответе на этот вопрос отечественные консультанты пошли по тому же пути, что и весь мир: начали создавать профессиональные ассоциации. И, поскольку монополии на эту деятельность нет (да и границы профессии строго еще не прочерчены), возникло сразу несколько подобных ассоциаций, объединяющих консультантов-психологов, консультантов-экономистов и т.д. Есть даже Социоинженерная ассоциация, члены которой тоже считают себя консультантами. Одна из самых «старых» ассоциаций (при отсутствии полного списка вряд ли можно что-либо утверждать с полной уверенностью) – Ассоциация консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР). Созданная в 1991 году и несколько лет просуществовавшая как свободный профессиональный клуб (на инициативе энтузиастов и практически без инфраструктуры), в прошлом году АКУОР встала на путь постепенного превращения в профессиональную корпорацию.

Один из признаков этого – публикуемый Профессиональный Кодекс, принятый на последней конференции АКУОР 2 июля 1996 года. Надо заметить, что путь Кодекса в свет был не гладок: принят он был лишь с третьей попытки. И хотя некоторые отмечают в Кодексе определенный эклектизм, факт столь серьезного отношения профессионального сообщества к его принятию говорит о многом. Во-первых, необходимость принятия профессионального кодекса наконец назрела, а, во-вторых, его содержание было «выстрадано» и отражает реальное состояние дел и ценности данного сообщества. Характерно, что если разделы об отношениях профессионального консультанта с клиентом и с обществом прошли с относительно небольшими поправками, то раздел об отношениях консультантов между собой вызвал бурю споров. Впрочем, если такие нормы принимаются действительно серьезно, то они – как обязательства – должны быть взаимными. То есть рассматриваться как регулятив и для себя, а не только в качестве способа умерить коварство конкурента, сохранив собственное.

НА ПУТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ

Конечно, трудно от стереотипа «одинокого волка» переходить к культуре взаимоотношений коллег. К счастью, вдохновителем разработки и одним из активных авторов Кодекса был президент АКУОР А.И.Пригожин: практикующий консультант с 70-х, он в 1991 году создал первую и пока единственную в стране Школу консультантов по управлению и начал – за «некоммерческие» деньги – не только передавать богатый собственный опыт, но и убеждать делать это других ведущих консультантов. Интересно, что в первые годы слушателями Школы были активно практикующие консультанты, уже обладающие определенным опытом. Так что, по сути, Школа стала одним из источников формирования отечественных стандартов данной профессии. Сейчас выпускников Школы насчитывается более двухсот, причем далеко не каждый слушатель получает диплом.

Сформируют ли эти консультанты «с общим прошлым» вместе со своими коллегами профессиональное сообщество, или рынок консультационных услуг по-прежнему останется «диким» – покажет время. Во всяком случае, в проекте нового Устава АКУОР первое рассматривается как миссия Ассоциации, а соблюдение Профессионального Кодекса – как обязательное условие для членства. Это, впрочем, не препятствует соблюдению данного Кодекса другими консультантами или разработке иным сообществом собственного. Но, в любом случае, сохранить «чистоту поля» и сдержать недобросовестную конкуренцию поможет лишь определенное добровольное самоограничение. Никто извне не заставит консультантов объединиться: в этом отличие современной формы институционализации профессии – корпорации – как от средневекового цеха, так и от «товарищеских» отношений при социализме. Как сказал бы Дюркгейм («Несколько замечаний о профессиональных группах»), нужна «солидарность», с помощью которой корпорация как институт препятствует «аномии» – или «беспределу», если быть ближе к родному отечеству.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС КОНСУЛЬТАНТА ПО УПРАВЛЕНИЮ

Миссия консультанта – члена АКУОР состоит в том, чтобы профессиональными методами способствовать решению проблем клиентной органзации и ее развитию.

I. КОНСУЛЬТАНТ-КЛИЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

*  Консультант должен стремиться к пониманию клиента как организации в целом, если речь идет не об индивидуальном консультировании.

*  Неудачи в работе с клиентом консультант должен относить прежде всего на счет своей компетенции.

*  Консультант несет ответственность перед клиентом за результативность своей работы, прежде всего – с точки зрения клиента.

*  При неизбежности негативных последствий для отдельных работников вследствие изменений, вызываемых консультированием, консультант должен стремиться к смягчению этих последствий, к разумному балансу интересов.

*  Консультант не должен скрывать от персонала клиентной организации цели и методы работы с ним.

*  Консультант хранит в тайне оговоренную с клиентом информацию о клиентной организации.

*  Консультант не разглашает конфиденциальную информацию, полученную от отдельного работника (диагностическое интервью, наблюдение, работа с документами и т.п.), передавая ее клиенту только в анонимном и обобщенном виде.

*  Консультант не должен передавать клиенту некоторые виды информации о персонале, произведенной самим консультантом в ходе его работы (социометрия, позиционный анализ и т.п.).

II. КОНСУЛЬТАНТ-КОНСУЛЬТАНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

*  Консультант принимает на себя обязательства перед своим профессиональным объединением следовать данному Кодексу.

*  Консультант считает своим долгом способствовать развитию своего профессионального сообщества, в том числе – через передачу коллегам своего опыта и методов работы, помощь друг другу в поиске клиентов, взаимоподдержку в трудных консультационных случаях и т.п.

*  Консультант при заключении контракта с клиентом должен проинформировать об этом других консультантов (если ему известно о таковых); член Ассоциации обязуется не вступать в недобросовестную конкуренцию с коллегами.

III. КОНСУЛЬТАНТ-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Члены АКУОР принимают на себя миссию социально-ответственного консультанта, который следит за соответствием результатов своей работы – интересам общества в целом:

*  он не принимает заказов на консультирование противоправных действий клиента, недобросовестных методов конкурентной борьбы;

*  он содействует успеху прогрессивных реформ в направлении общечеловеческих ценностей и интеграции нашей страны в мировое сообщество;

*  он открыт сотрудничеству с государством в подготовке и осуществлении прогрессивных мероприятий, в том числе и на безвозмездной основе;

*  он стремится к профессионализации и гуманизации управленческих отношений и повышению уровня деловой культуры в нашей стране.

(В подготовке последнего варианта Кодекса большая роль принадлежит инициативе Л.В.Шибут, организовавшей рабочую группу, в которую в том числе входили Ю.А.Корчагин, В.Г.Марача, К.К.Минатуллаев, Е.Б.Моргунов и А.П.Сосоновый.)

Марача В.Г.  Тайна профессиональных методов //Кентавр. 17. 1996. С. 44–46.

Конфликтологическая компетентность

Конфликтология и конфликты