Прогноз
Изучение научной проблемы предполагает не только описание и анализ ее актуального состояния, но и прогноз. Мы прогнозируем следующие направления развития в области психолого-педагогических инноваций.
1. Общий прогноз.
По мере появления новых областей и видов деятельности будут развиваться не только цели и средства обучения, но цели и средства противодействия этому обучению, в том числе средства преднамеренной дезориентации (например, в виде «троянских» обучающих технологий и т.п.). Исследовательская и практическая работа в области целенаправленного противодействия обучению и развитию будет осуществляться, по крайней мере, в двух направлениях: а) в русле гуманистической традиции; б) в русле идей противостояния, неизбежности антагонистических конфликтов разных масштабов и необходимости завоевания господства в той или иной области любыми средствами.
2. Наш более конкретный прогноз касается такой существенной части современной экономики как компьютерные технологии. Учитывая, что основным направлением их совершенствования считается создание систем, способных к самообучению, можно предположить следующее. Важными направлениями развития «продвинутого» искусственного интеллекта может стать разработка компьютеризованных систем:
- противодействующих обучению других технических систем и обучающих их тому, что не входило или прямо противоречит целям их разработчиков (владельцев, пользователей и т.п.);
- обучающихся в условиях противодействия.
Прежде всего, это касается интеллектуальных систем военного назначения; систем, применяемых в высококонкурентном бизнесе, высоких технологиях и т.п.
Благодарности
Я чрезвычайно признателен профессору С. вон Клюге (prof. S. von Kluge) из Университета Восточного Мичигана за редактирование англоязычной версии опросника «Умышленные дидактогении» и за помощь в сборе данных на американской выборке, а также доценту Томского государственного педагогического университета С.Л. Бурягину, студентке Государственного университета – Высшей школы экономики О.И. Гремяковой и студенткам Нового Гуманитарного Университета Натальи Нестеровой С.В. Мамиоф и К.А. Харитоновой за помощь в сборе данных на российской выборке.
Работа поддержана исследовательским грантом ГУ-ВШЭ 2004-2005 г.
Литература
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983.
Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журн. 1999. № 1. С. 6-19.
Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
Белянин А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности) // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 4-23.
Булгакова Н. Каждому по способностям. Интервью с В.Д. Шадриковым // Поиск. № 45 (651). 9 ноября 2001 г. С. 10.
Булгакова Н. Деформации и реформы // Поиск. № 15 (777). 16 апреля 2004. С. 5.
Вуколова П.М. Помощь и противодействие в обучении как психолого-педагогическая проблема. Дипломная работа. М.: Ф-т психологии МГУ, 2000.
Климов Е.А. О предполагаемых путях развития психологического образования в стране // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования: Материалы 1 Всероссийской научно-методической конференции. Москва, 19-21 марта 1998 г. Т. 2. С. 8-14.
Коновалова И., Коновалов Б. Все на продажу // Вечерняя Москва. № 28 (22313). 5 февраля 1998. С. 6.
Кузьминов Я.И. Доклад на V Международной научной конференции «Конкурентоспособность и модернизация экономики». Москва, ГУ ВШЭ. 6-8 апреля 2004.
Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Ин-т психологии РАН, 2000.
Любимов Л.Л. Выступление перед студентами и преподавателями факультета психологии Государственного университета — Высшей школы экономики. М., 17 сентября 2003 г.
Малюк А. А., Погожин Н. С., Толстой А. И. Обучение вопросам компьютерной безопасности специалистов-профессионалов и персонала, связанного с противодействием компьютерным атакам. Доклад на российско-американском семинаре по проблемам компьютерного терроризма. 18 марта 2003 г
Михайлов Ф.Т. Аксиомы педагогики // Философские исследования. 1998. № 4. С. 5-39.
Набоков В.В. Собрание сочинений американского периода. В 5 т. СПб.: Симпозиум, 1999. Т. 5.
Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 5. С. 20-30.
Новиков А.М. Российской образование: парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000.
Поддьяков А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия // Психологическая наука и образование. 1998. № 3-4. С. 5-12.
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., ф-т психологии МГУ, 2000.
Поддьяков А.Н. Ориентировочная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтующих системах // Вопр. психологии. 2002. № 5. С. 79-89.
Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию другого субъекта // Психол. журнал. 2004. № 3. С. 61-70.
Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
Субботин Е. В. Оценочные суждения // Когнитивная психология / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 315-332.
Тавобов А. Царский стрелец // Вечерняя Москва. № 243 (23314), 27 декабря 2001. С. 1.
Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопр. психологии. 2003. № 6. С. 7-16.
Юдкевич М.М., Подколзина Е.А., Рябинина А.Ю. Основы теории контрактов: модели и задачи. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
Юридический казус // Поиск. № 44 (598). 3 ноября 2000 г. С. 12.
Compas B.E. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues // International journal of behavioral development. 1998. Vol. 22 (2). P. 231-237.
Jonas E., Frey D. Information search and presentation in advisor-client interactions // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2003. Vol. 91 (2). pp. 154-168.
Poddiakov A. N. Counteraction as a crucial factor of learning, education and development: opposition to help // Forum: Qualitative Social Research / Forum: Qualitative Social Research. [On-line Journal]. 2001. Vol. 2(3).
Poddiakov A. N. The space of responsibility of cultural psychology. Review essay on the book: Benson, C. The cultural psychology of self: place, morality and art in human worlds. London and New York: Routledge, Taylor and Francis Group, 2001 // Culture and psychology. 2002. Vol. 8(3). pp. 327-336.
Poddiakov A.N. The philosophy of education: the problem of counteraction // Journal of Russian and East European Psychology. 2003. Vol. 41(6). pp. 37-52.
Scharmer C. O. Every institution is a living system. Conversation with Arie de Geus. London, September 22, 1999.
Tversky A., Kahneman D. Judgment of and by representativeness. In: D. Kahneman, P. Slovic, A. Tversky (Eds.). Judgment under Uncertainty: Heursitics and Biases. New York: Cambridge university press, 1982.
Valsiner J. Culture and human development. London: Sage, 2000.
Введение. Причины противодействия чужому обучению и развитию
Подходы к анализу противодействия обучению и троянского обучения
Примеры противодействия обучению других субъектов и их троянского обучения
Распространенность противодействия обучению в повседневной жизни: данные опроса
Цели и стратегии противодействия обучению других субъектов
Цели и стратегии обучаемых и возможности нейтрализации троянского обучения
Прогноз. Литература
( Поддьяков А.Н. Противодействие обучению конкурента и «троянское» обучение в экономическом поведении // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 3. С. 65-82. )
___________
Конфликтология и конфликты