Яндекс.Метрика

Противодействие обучению конкурента и «троянское» обучение в экономическом поведении

Противодействие обучению конкурента и «троянское» обучение в экономическом поведении

Рынок образовательных услуг университетов становится существенной доходной отраслью экономики, именно знания – ключевой ресурс современной экономики, а обучение и образование – главное условие их приобретения и последующего успеха. И понимание этого факта ведет к усилению конкурентной борьбы между участниками образовательного процесса. В результате одной из основных тенденций в сфере образования становится острейшая конкурентная борьба образовательных учреждений всех типов, уровней и форм на рынках образовательных услуг, а также конкуренция физических лиц – учащихся, преподавателей и других субъектов, вовлеченных в процесс в обучения. Предлагаем ознакомиться со статьей Поддьякова А.Н.

Противодействие обучению конкурента и «троянское» обучение в экономическом поведении

 Резюме.

Конкуренция в обученииВ практике обучения наряду с помощью и кооперацией имеют место также и нечестное соперничество: помехи чужому обучению, использование ситуаций обучения для нанесения ущерба. Удар по способности учиться, по процессам овладения новыми видами деятельности является одним из наиболее эффективных, чтобы сделать конкурента несостоятельным в меняющемся мире. С точки зрения экономики, построенной на знаниях, противодействие обучению конкурента или же обучение его тому, что для него невыгодно – это закономерная работа по снижению роста данного вида человеческого капитала (потенциала) у соперника. В статье представлены теоретические подходы к данной проблеме и результаты ее эмпирических исследований. Ключевые слова: человеческий капитал, человеческий потенциал, конфликт, конкуренция, теория «принципал – агент», оппортунизм, создание трудностей, противодействие обучению, обман, троянское обучение, совладающее поведение. «Способность учиться быстрее своих конкурентов является единственным надежным источником превосходства над ними». Ари де Гиус (Arie de Geus). Это высказывание, логически и эмоционально связанное с бэконовским «Знание – сила», быстро завоевывает мир. В настоящее время оно многократно цитируется в зарубежных и отечественных источниках, включается в девизы фирм, и т.п. Знания и высокая обучаемость ценятся в современном мире чрезвычайно высоко – в том числе и как орудия конкуренции.[1] Однако понимание ключевой роли знаний и обучаемости может вести к двум разным стратегиям поведения. Конкурентные преимущества могут достигаться, с одной стороны, путем усиления своего собственного потенциала (соревновательная конкуренция), а с другой – путем целенаправленного ослабления соперника, то есть путем хищнической конкуренции, по типологии В.В. Радаева (2003, с. 50-51). Эти положения о типах конкуренции применимы и к сфере обучения. Соревновательная конкуренция проявляется здесь в повышении своей собственной обученности и обучаемости, а хищническая – в ослаблении чужой. Темной стороной обучения – этой, по определению, «светлой», «просвещающей» деятельности – становится скрытое противодействие обучению другого субъекта, а также «троянское» обучение – обучение конкурента тому, что для него невыгодно, вредно, опасно, но соответствует интересам организатора обучения. И мы, в отличие от Ари де Гиуса, делающего акцент на соревновательной конкуренции, считаем необходимым поставить проблему хищнической конкуренции в обучении.

Причины противодействия чужому обучению и развитию

Прежде, чем анализировать помехи учебной деятельности других субъектов, вызванные конкуренцией, обозначим более широкий контекст причин противодействия обучению. Поскольку в любых обществах подавляющее большинство деятельностей требует обучения, содействие и противодействие ему становятся инструментами культурной политики, орудиями влияния на чужое развитие. В ряде случаев противодействия и прямые запреты в обучении могут быть оправданы и обоснованы, в других – не оправданы, и границу между ними не всегда можно провести однозначно. 1. Прежде всего, общество прилагает усилия по пресечению передачи опасных видов социального опыта, связанного с: преступностью, социально неодобряемыми видами пристрастий (курение, пьянство, наркотики), ранней передачей знаний и практического опыта в области сексуальных отношений и т.д. Эти причины – одни из самых обоснованных и оправданных. 2. Возникновение новых видов деятельности, для которых еще не сформулированы или плохо сформулированы нормы и правила, требует от изменяющегося общества активного управления и регулирования, в том числе путем противодействия и ограничений по отношению к обучению этим видам деятельности. Таким способом общество пытается приспособиться к данным видам деятельности и приспособить их к себе. Другое направление приспособления к новым условиям – препятствия передаче и распространению опыта, который считается устаревшим, уже ненужным в этих новых условиях. 3. Причиной противодействия обучению нередко является необходимость экономии и сохранения тех или иных ресурсов, расходуемых при обучении (в том числе, финансовых). К разряду вынужденного противодействия, которое нельзя не упомянуть из-за его масштабов, является общее сокращение средств на обучение и образование в стране в 90-е гг. ХХ века. 4. Противодействие обучению может быть вызвано необходимостью выполнения деятельностей, более важных, чем учебная, с точки зрения противодействующего субъекта. Это, например, отвлечение учащихся на сельскохозяйственные работы, на военную службу и т.п. Иерархия опасных – безопасных, важных – неважных видов деятельности меняется со временем, причем нередко на противоположную. Может запрещаться или ограничиваться неформальными средствами обучение атеистическим научным концепциям, религии, генетике, кибернетике, карате, языку соседнего государства и другим учебным предметам, которые были разрешены ранее или будут разрешены и приветствуемы впоследствии. Несмотря на эту относительность, надо учитывать, что противодействие обучению может являться орудием расизма, шовинизма, религиозного экстремизма и т.д. 5. Противодействие обучению – это один из видов социальных противодействий, которые в настоящее время оказывают друг другу субъекты социальных взаимодействий всех уровней из-за дифференциации общества на группы с противоречивыми интересами и из-за возрастания межгруппового и межиндивидуального соперничества и конкуренции. И далее в этой статье мы будем анализировать противодействие обучению других субъектов, вызванное конкуренцией. [1] Интересная подробность: Ари де Гиус (в другой русскоязычной транскрипции – Арье де Гейз) – бывший региональный управляющий нефтяной компании Royal Dutch/Shell, глава Группы советников Всемирного Банка, председатель Англо-Голландской торговой палаты, награжденный орденом королевой Нидерландов и т.д., подчеркивает влияние работ психологов: В. Штерна, Ж. Пиаже, С. Пейперта, гештальтистов на разработанную им концепцию принятия решений как учения путем экспериментирования (Scharmer, 1999).

Введение. Причины противодействия чужому обучению и развитию 
Подходы к анализу противодействия обучению и троянского обучения
Примеры противодействия обучению других субъектов и их троянского обучения
Распространенность противодействия обучению в повседневной жизни: данные опроса
Цели и стратегии противодействия обучению других субъектов
Цели и стратегии обучаемых и возможности нейтрализации троянского обучения
Прогноз. Литература

 ( Поддьяков А.Н. Противодействие обучению конкурента и «троянское» обучение в экономическом поведении // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 3. С. 65-82. )

___________

Педагогическая конфликтология

Конфликтология и конфликты