Рефлексивные отзывы участников десятого выпуска курса повышения квалификации с 28 февраля по 5 марта 2022 г.
Татауров Андрей
Возвращаясь к предыстории желания пройти обучение в рамках курса «Социология конфликта», следует отметить, что потребность в нем ранее возникла неслучайно и была обусловлена чувством неопределенности при практическом решений ряда конфликтов в разных сферах жизнедеятельности. Лично для меня оказалось недостаточно компетенций в области практической конфликтологии (психологического направления) и медиации, поскольку принимаемые решения потребовали иного подхода и уровня знаний в области социологии и управления.
Именно полное и фактически непрерывное погружение в практико-ориентированный материал учебного курса «Социология конфликта» с ежедневным домашним заданием и рефлексией позволило восполнить пробелы и разрешить эмпирические вопросы.
Так, в результате обсуждения картографии конфликта в группе, изменилась не только тема проекта, изменился подход к разрешению семейного конфликта, трансформировавшийся в формирование специфики конфликтологического консультирования родителей, ведущих борьбу за свое видение будущего совместного ребенка.
Возникло понимание пользы обсуждения проблемных вопросов через совместную работу с людьми разного профессионального уровня и жизненного опыта, что позволило расширить спектр креативных идей для анализа и решения конфликта.
Обращает на себя внимание возможность погружения в рефлексивное мышление по принципу отстранения.
Абстрагирование себя от позиций специалиста по разрешению конфликтов и конфликтующих сторон, дало возможность превратить их в субъектов научной рефлексии исследователя, с возможностью препарирования действий, методов и используемых технологий, – для целей анализа, поиска новых путей выхода из тупиковых ситуаций, возникающих в практическом взаимодействии и коммуникации участников переговорного процесса.
Постановка трех вопросов, сформулированных Любовью Николаевной относительно опыта практического разрешения конфликта, фиксации в определенной форме научных результатов и получении оплаты за профессиональную деятельность человека, называющего себя конфликтологом, и в случае отрицательного ответа хотя бы на один из них, — дает основание полагать отсутствие необходимого профессионального уровня в области конфликтологии.
Исходя из практических и исследовательских задач последней, следует учитывать, что указанные обстоятельства не способствуют дальнейшему развитию персонально конфликтолога и самой науки.
По результатам курса не уменьшаются, а наоборот возникают многочисленные вопросы, связанные с необходимостью переосмысления полученных знаний, с восполнением и обращением к новым теоретическим и практическим инструментам.
Коновалова Алина
Курсы повышения квалификации произвели на меня большое впечатление. У меня появилось понимание что такое конфликтная ситуация и конфликт, как разрешить конфликт и не допускать его. Я увидела, как можно было бы решить некоторые конфликты в моей организации. Теперь я могу применять полученные знания на практике. Очень полезными оказались тренинги. Это помогло смоделировать ситуации на практике, что невероятно эффективно в изучении природы конфликта. Хотелось бы больше практических занятий.
Материал лекций заставил меня задуматься об образе мышления Личности. Под этим термином я понимаю умного, образованного, культурного, дальновидного и смекалистого человека, который может найти выход из любой жизненной ситуации. Меня посетила мысль, что манипуляции — обязательный инструмент каждого человека, и технику манипуляций можно использовать во благо. Сегодня я посмотрела на общество под другим углом. Для меня теперь массовое общество не просто “хаотичная масса”, а живой организм, состоящим из множества различных атомом, дополняющих друг друга. Синергетическая природа мемов очень заинтересовала меня, и я обязательно буду рассматривать её в своей выпускной квалификационной работе.
Лекционный материал Курсов полезен как для общего развития, так и для аспирантов гуманитарных направлений подготовки. Мне, как культурологу, было интересно рассмотреть привычные темы с точки зрения социологической и философской науки.
Минусом для меня было то, что лекционный материал был очень большим, обширным и глубоким. Я задумывалась и анализировала полученные знания и очень уставала, было тяжело воспринимать такой большой поток интересной информации.
По окончанию курсов, я стала лучше понимать, как устроено общество: какие роли и функции исполняют все окружающие меня люди, какие маски они носят, почему поступают так или иначе. На данный момент, знания, полученные на курсах, помогают мне исполнять мои рабочие обязанности.
Багаева Зарина
Подведу мини выводы, потому что такой объем тяжело изложить на двух страницах. На примерах были рассмотрены конфликтные ситуации, где я поняла, что подчиненный в коллективе является всего лишь «функцией». Разобрали виды конфликта, этапы развития конфликта, уровни и формы. На примере разобрали формы проявления конфликтов на микроуровне, мезоуровне и макроуровне.
Большое внимание уделила теме «самоопределение», ведь многие люди, будучи уже взрослыми не нашли свое призвание. И мне кажется, что правильное определение себя в жизни и дает тебе успех в будущем. Соответственно ранняя работа с собой с детьми поможет им определиться со своим будущем.
Разобрали что такое «картография конфликта», но так как я была сосредоточена на определении темы диссертации и составлении структуры, получилось так, что я не смогла разобрать на своем примере конфликтную ситуацию и составить картографию. Теперь мною поставлена задача: рассмотреть и составить картографию конфликтной ситуации.
Тренинги очень помогли в усвоении материала, например, является ли данная информация фактом или рассказом.
Осваивала правильную трансляцию информации при конфликтной ситуации. Как себя вести с обидчиком, как правильно реагировать на обиду, оскорбления и т.д.
Интересно наблюдать, как человек ежедневно примеряет разные маски попадая в то или иное окружение.
Великолепное суждение «любая правда, эта только одна грань истины», ведь здесь главное научится рассматривать ситуацию с разных сторон, чтоб можно было правильно дать анализ ситуации.
Мотивация персонала, как раз по теме моей диссертации. Рассмотрели типы трудовой мотивации Герчикова В., пирамиды. Отметили, что социальная и трудовая мотивация являются одним из важных факторов, влияющих на настрой и на эффективность работников.
Психические вирусы (мемы). Должна признаться, что не предполагала такую значимость мемов в обществе. Он способен полностью заставить принимать ту информацию, которая транслируется без разбора и воспринимается без критики, особенно молодежью…
Схематизация является важным инструментом рассмотрения конфликта.
Тренинг по коммуникации показал, как правильно воспринимать и отвечать на информацию, которая тебя раздражает. И как конфликт можно использовать в коммуникации, для решения поставленных задач в деятельности.
Из темы «манипуляции» отметила, что каждый из нас является манипулятором.
Из пройденного курса резюмирую свое внутреннее ощущение. Произошла полная реконструкция моего мышления. Осталось применить на практике для полного восприятия и усвоения информации.
Заключительный день! Много разных эмоции, но все-таки отмечу, что помимо теоретической части на меня повлияло, с хорошей стороны, практическое рассмотрение конфликтных ситуации, это помогло с другой стороны понять и ощутить свою внутреннюю силу и выдержку во время конфликта. Осознать, как правильный ход мышления способен предугадать последующие шаги «противника».
Р.S. И еще тысячу раз благодарю профессора Дзуцева Хасана Владимировича за то, что познакомил меня с Московской школой конфликтологии.
Юрьев Павел
Как я и планировал ранее, в итоговой рефлексивной работе я буду опираться на выдвинутые пару дней назад тезисы. Итак…
На занятиях применялся ярко выраженный индивидуальный подход к каждому слушателю. Это выражалось в том, что с каждым слушателем с первого дня проводилась работа по разбору его конфликтной ситуации или иной проблемы, а также в процессе занятий, в рамках лекционных материалов, производились отсылки к разбираемым ситуациям, когда это требовалось.
В нашей группе слушателей курсов сложились две группы в зависимости от целей посещения курсов. Первая – это те, кто пришел повысить свои конфликтологические компетенции и выносили на обсуждение реальные кейсы из своей практики, а вторая – те, кто пишет (или, точнее, планирует писать) кандидатскую диссертацию по теме, непосредственно связанной с конфликтами или где он заложен как значимый фактор. В этом плане я не входил ни в одну из сложившихся групп слушателей, т.к. и острой проблемы, требующей помощи со стороны или дополнительных знаний по теме, я не решал, и в непосредственной помощи в написании диссертации я тоже не нуждался, хотя и некоторые моменты методического плана для себя на заметку я взял. Другой аспект, отличавший меня от остальных слушателей – то, что я не имел возможности присутствовать на всех занятиях, в связи с чем освоение материала с моей стороны было фрагментарным и, возможно, именно поэтому остались некоторые вопросы, которые придется осваивать самостоятельно, если возникнет такая необходимость. Впрочем, отсылки к литературе осуществлялись постоянно и поэтому вряд ли восполнить пробелы будет сложно.
Из конфликта нужно выходить, вынося уроки, необходимые для дальнейшего развития – именно такая идея прошла через весь курс. Эта, казалось бы, простая мысль, тем не менее, очень точно выражает то, к чему нужно стремиться: если в результате конфликта ты не вырастешь над собой, то и ввязываться в конфликт ни к чему. Беспредметные конфликты лишь отнимут силы и здоровье, но ничего полезного для будущего из них вынести невозможно.
На первом же занятии нам сказали, что по окончании курсов мы неизбежно изменимся. Анализируя уже заканчивающийся курс, могу сказать, что каких-то сильных перемен в себе я не ожидаю. Да, я был немного другим в эту неделю, в частности, я значительно лучше планировал свое время (тайм-менеджмент, кстати, тоже прошел «красной нитью» через весь курс, как и идея развития через конфликт), но, к сожалению, я не могу обещать себе, что так теперь будет всегда. Да, пришло осознание, что я это могу, но это, скорее, ситуативная необходимость, которая пройдет, а вместе с ней останется в истории и эта лучшая копия меня.
По итогам первых занятий у меня сложилось впечатление, что теория конфликтологии немного оторвана от практики. В предыдущей рефлексии я это обозначил так, что пока не вынес для себя алгоритма управления конфликтом. Последний день (и, в частности, тема конфликт-метода) в этом отношении значительно изменил ситуацию, но его результаты еще нужно лучше обдумать, перечитать конспект и выстроить, в первую очередь, может даже, свою собственную технологию, приемлемую именно для меня, но уже схематизированную, а не интуитивную, как ранее.
Безусловно, все материалы курса, каждый день нужно анализировать, отрефлексировать, отмечать прирост знаний. Нас на это, собственно говоря, и настраивали. И хотя лично я не всегда быстро приходил к каким-то решениям, вырабатывал отношение к той или иной ситуации или пройденному материалу, рефлексия продолжалась постоянно. А необходимость ее периодически фиксировать дополнительно обязывала систематизировать полученные знания.
Прошедшие курсы по построению материала оказались похожими на хороший телесериал: новый материал накладывается на старый, а целостной картины все нет и нет, и хочется продолжать осваивать данную дисциплину. И только в последний день все было действительно логически завершено. Безусловно, это методический прием, удача, заслуга и многократно отточенное за годы практики понимание, как правильно выстроить учебный курс, организаторов и лично ведущего преподавателя.
Также необходимо отметить, что курс масштабируем, его можно как уложить в два дня интенсивной работы, так и растянуть на несколько месяцев без потери качества. Причем это актуально для разных слушателей: студентов, управленцев, профессионалов-конфликтологов и т.д.
С первых занятий, с первых разборов практических ситуаций я заметил, что где-то на подсознательном уровне понимаю, к чему идет дело и как лучше поступить в данном случае, чтобы не развивать конфликт дальше определенного «безопасного» предела. Но мне не хватало практического обоснования своих догадок. Как уже не раз отмечалось выше, в последний день контуры некоторого понимания проявились, но их мне еще нужно будет «дорисовать». Получив на последнем занятии, во многом, справедливый упрек, что я не замечаю мелкого приращения знаний, я действительно буду еще внимательнее изучать материалы, хотя, скажу честно, последний день пока мне видится довольно оторванным от предыдущих, когда чего-то не хватало и, конечно, с одной стороны, хотелось узнавать больше, но, с другой, – иногда казалось, что логического завершения у курса просто не будет.
Наконец, поскольку я пока не планирую профессионально погружаться в практическую конфликтологию и в связи с особенностями посещения занятий, практическая часть курса для меня оказалась намного менее цельной, а потому и менее проанализированной и, как следствие, менее полезной, нежели теоретическая. В первые дни, когда выявилась эта тенденция, меня это немного расстраивало. Но, обдумав сложившуюся ситуацию, мне видится, что ничего страшного в этом нет. Все равно практика нарабатывается путем проб и ошибок гораздо эффективнее, чем в процессе умозрительной апробации теоретических выкладок.
Соколова Лира
Рефлексивные способности участников конфликта являются одним из важнейших факторов его разрешения в ту или иную сторону. Рефлексия в конфликте может использоваться как для достижения общего консенсуса, так и для навязывания управляемому субъекту целей, смыслов и логики действия управляющего субъекта. Однако в обоих случаях, для того, чтобы оказать осмысленное влияние на конфликтную ситуацию необходима рефлексия, которая предполагает осмысление той картины ситуации, которая складывается в головах её участников. И здесь можно говорить о рефлексивном управлении.
Объектом рефлексивного управления является та самая картина конфликтной ситуации, которая складывается в головах участников. Предметом являются методы, средства и стратегии, позволяющие влиять на конфликтную ситуацию посредством изменения этой картины.
Под уровнем рефлексии принято понимать то количество шагов, на которые человек способен просчитать ситуацию. Проблематикой выбора оптимальной стратегии при наличии конфликта интересов занимается теория игр. Однако, теория игр исходит из предпосылки, что все участники обладают абсолютной рефлексией и способны просчитать ситуацию на бесконечное количество шагов вперёд. Конфликтология же занимается реальным конфликтами, с которыми сталкиваются реальные люди в реальном обществе.
Представления о рефлексивном управлении до недавнего времени развивались в парадигме манипулятивной сущности такого управления. Так, например, с точки зрения В.А. Лефевра, рефлексивное управление то «процесс, в котором один из противников передаёт другому основания для принятия решений». Г.Л. Смолян называет рефлексивное управление «технологией принятия манипулятивных решений», считая, что оно является неявным принудительным ориентированием субъекта на нужный результат при выборе им образа действий. В.Е. Лепский, А.В. Раскин, И.В. Тарасов рассматривают рефлексивное управление как орудие информационных войн.
Другая трактовка предлагается Л.Н. Цой – она рассматривает рефлексивное управление с точки зрения перевода деструктивных процессов в русло кооперации, предлагается такой термин, как рефлексивная среда. Рефлексивная среда представляет собой живую неравновесную среду, для сохранения которой необходима работа постоянная работа мысли. Источником энергии для рефлексивной среды служат конфликты и кризисы. Таким образом, негативная, деструктивная энергия конфликтов преобразуется в энергию развития.
Всё это применимо и для отношений власть – общество. Способность граждан к рефлексии, и особенно – способность к ней управленческого звена, определяет способность общества проходить кризисные ситуации с минимальными последствиями. Жан Пиаже в своё время разработал, на первый взгляд, простейший тест, который направлен именно на диагностику рефлексии
Сочувствие и сопереживание – это то, что необходимо проявлять к тем людям, которые оказались в зонах конфликтов. Со всех сторон. Агрессивная риторика отталкивает этих людей, она завершает формирование образа врага в их сознании. В общении с такими людьми важнее всего подчеркнуть сочувствие к ним и пожелание мира. Это те точки соприкосновения, которые присутствуют на подсознании у людей с любыми взглядами.
Выстраивание отношений сотрудничества укрепляет доверие власти к обществу и способствует развитию гражданского общества.
Максимова Светлана
Первое впечатление – я попал туда, куда нужно. Неосознанное, внутренняя уверенность.
Очаровала Люба, ловлю себя на мысли что считываю реакции, невербальные сигналы и возникло доверие. Заинтересовал увлеченный процессом подачи информации. Гость, ощутила тепло и глубину их взаимных отношений, и глубокое уважение к друг другу.
Первый день -вовлечение в процесс не полностью, мозг частично отвлечен на внешние процессы. Дальнейшее участие – вовлеченность, интерес познавать и открывать новое, соединять знания, практический подход и теорию на научной основе.
Участие в тренингах с персональным участием позволило сразу, по ходу движения анализировать собственное состояние, получать обратную связь от Любы и выявить свои ресурсы для развития. Отследила и осознала свою эмоциональную негативную реакцию, проработала в течение ближайших 10 минут и отпустило.
Что нового я узнала на курсе
Выделение категорий в конфликте -объект -средства познания-субъект познания.
Структурирование системы знаний по схеме Биологические реакции (бей, беги, борись), соц.программы, псих.программы — открытие что это существует одновременно в разных плоскостях и необходимо учитывать все факторы сразу.
Разделение на функцию, роль, позицию, персонаж. Осознание и применение на себе, разграничение позволило осознать свои внутренние конфликты и понять механизмы устранения. Целостная личность не боится позиции, то есть вырабатывает собственные принципы и готова их защищать. Я сделала выводы.
Разрушительный конфликт нужно гасить в зародыше — стратегическая позиция. Усвоение данного факта по умолчанию. Оценка с точки зрения профессионала.
Открытие — возникновение конфликтов связано с внутриличностными конфликтами сторон. Это механизм управления ситуацией. Сначала начни с себя, если ты субъект и вовлечен или провоцировал конфликт.
Уметь отличать зерна от плевел. Что является, а что не является конфликтом. Среди хаоса выделять главное, отсортировать эмоциональные реакции, докопаться до сути, найти вторичную выгоду по каждому участнику конфликта. Это ведет к разрешению конфликта на уровне кооперации.
Картография конфликта — это профессиональный подход к разрешению ситуации, проработала на нескольких кейсах, появилось понимание технологии и путь разрешения в каждом конкретном случае.
Как проработать свое внутренне состояние, устранить внутренний конфликт. Это анализ возникших эмоций и направление их в позитивное русло. Не бороться с ними и отстраняться, а экологично анализировать и разбирать надо не надо, Как в игре)
Управленческое принятие решения -появились знания, и технология как сортировать входящую информацию, чтобы выжать «соль», суть.
Рефлексивное и не рефлексивное мышление. Понимание откуда возникает неприязненное отношение по умолчанию, и способы уходить из данной ситуации.
Работа с обидами -прекрасный материал для работы с субъектами, устранение внутренних конфликтов на стадии коммуникации в профессиональной работе
Мемы – это установки. Осознала собственную ответственность за установки путем высказываний, гипотез, предположений, особенно в негативном ключе. Сильная личность не имеет право выражать свои страхи публично, так как влияние на окружение очень сильное. Значит нужно перестраивать мышление, если хочешь быть конструктором.
Манипуляции и актуализаторы -очень интересный материал, разложила все типы и связала их с конкретными персонами.
Информация о выращивании из манипулятора творческого актуализатора порадовала, узнала свой подход к ситуациям. Очень ценные в практике коммуникации и разрешения конфликтов знания.
Конфликт метод -особо ценная информация на курсе. Важно! Применяется только при проработке своих собственных внутренних конфликтов, обязательно экологичная позиция – никому нельзя наносить ущерб своими действиями. Если берешь ответственность на себя за разработку проекта и выхода из конфликта ты обязан простроить все цепи экологично.
Благодарю тебя Люба за такую сжатую, очень ценную информацию. Весь изложенный материал необходим в практическом консультировании и помогает прийти к выигрышу.
СПИСОК ЛИЦ, ОКОНЧИВШИХ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ С 28 ФЕВРАЛЯ ПО 5 МАРТА 2022 Г. ДЕСЯТЫЙ ВЫПУСК.
Стажеры Московской школы конфликтологии