Яндекс.Метрика

Программа курса повышения квалификации «Организационный конфликт-менеджмент»

Программа курса повышения квалификации «Организационный конфликт-менеджмент»

Программа   курса повышения квалификации  

«Организационный конфликт-менеджмент»

 (Цой Любовь Николаевна — канд.соц.наук)

Программа курса предназначена для: руководителей, управленцев, менеджеров, лидеров общественных движений и политических организаций, преподавателей конфликтологии, консультантов по управленческому консультированию и организационному развитию, для лиц, которые ставят задачу профессионального и личностного развития.

Организационный конфликт -менеджмент (ОКМ) — это междисциплинарная технологически организованная учебная модель, в которой слушатели осваивают методы   актуализации конструктивного конфликтного потенциала в целях   развития организации и формирования субъекта развития (человека, группы, региона).

Учебная модель объединяет три тематических направления:

  • системные знания о конфликтах, инновациях и развитии;
  • профессиональные нормы информационно-коммуникативной культуры в конфликтах;
  • тренировка стрессоустойчивых качеств и конфликтоустойчивости.

Управление конфликтом означает, что возможные разрушительные процессы в ситуации развития могут быть минимизированы и технологично ограничены.

Курс рассчитан на 72  ак. час. На  курс можно попасть заполнив Анкету и выслав ее по электронной почте: cse@socforum.ru.

Режим обучения — смешанный (online и  offline)

  1. Общее описание курса

Курс разрабатывался на семинарах в Институте социологии РАН с 1998   и апробирован/проводился в нескольких вузах: ф-т менеджмента и бизнеса НИУ ВШЭ, МПГУ, МГЛУ, ГАУГН, НОЦ ФНИСЦ РАН, Московской школе конфликтологии, институте Северо-восточного федерального университета им  М.К. Амосова и др.

Главный принцип курса – практическая целенаправленность в контексте научных, методологических и гуманитарно-технологических знаний.

Активность и заинтересованность   слушателей строится на их мотивации получить знания и освоить социальные технологии, которые позволят им   профессионально работать с конфликтами в ситуации развития деятельности.    Вопросы и задачи «берутся» как кейс –стадии, только из реальной практики слушателей.

Курс построен на методологии  социального познания  (Зиновьев  А.А.), на принципах системо-мыследеятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий) и   инновационной методологии (В.С.Дудченко), рассматривающих конфликты на трех уровнях организации: деятельность, коммуникация и мышление.

Курс,  как технология и метод, синтезировал в себе следующие направления социоинженерной работы.

1. Идеи системного и ситуационного анализа, учет межличностных конфликтов в ситуации кризиса и развития. (Чикагская школа социологии, польские исследователи  — Ф. Знанецкий и У. Томас).

2. Социальная инноватика, которая как научно-прикладное направление сложилось в нашей стране при осуществлении под руководством профессора Н.И.Лапина исследовательского проекта «Нововведения в организациях» (1978-1985).

3. Технология и  инструментарий «организационного развития» — «исследование действием»  , в ходе реализации которого специалист/исследователь решает жизненно важную задачу (способствует  решению проблем в организации) и, вместе с тем, способствует развитию организации.  (США,  группа К. Левина в 1940-х г. .

4. Идея развития личности через разрешение конфликтов и преодоление возрастных  кризисов. (США — психоаналитик —  К. Хорни,  К.Роджерс,  А.Маслоу,  Э. Эриксон. Австрия — В. Франкл.  В  СССР —   С.Н. Рубинштейн,  Л. С. Выготский, В.Ф.Мерлин, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев,   А.В.Петровский,  Мясищев В.Н., Ильенков Э.В., Щедровицкий Г.П., В.В.Давыдов.)

5. Ряд идей, принципов и подходов, разработанных в 30-е годы XX века в СССР —  в форме деловой игры как  режима  игрового социально-имитационного моделирования (ИСИМ), предназначенного для    подготовки управленческих  кадров.  Первая в СССР  деловая игра  была проведена    в 1931 г. в Ленинградском инженерно-экономическом институте и проведена там же 23 июня 1932 г. Тема игры «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного Лиговского завода пишущих машин в пусковом периоде» (сокращенно — «Пуск цеха».  (Бирштейн М.М.)

6.  Технология  интенсивного обучения иностранным языкам (болгарский ученый — Г. Лозанов, в России — Г.А.Китайгородская и В.В.Петрусинский). как процесс  «психологического погружения» в содержание работы и принцип усвоения информации сверхизбыточными объемами, временно минуя каналы рационального восприятия, осознаваемые в рефлексивном режиме.

7. Идеи и методики социально-психологического тренинга, направленного на повышение восприимчивости человека к различным аспектам межличностного восприятия и взаимодействия (К.Роджерс, в России —  Л.А.Петровская).

8. Конфликт-метод (автор Цой Л.Н.) , как  диагностический  метод актуализации потенциальных конфликтов в организации в рамках инновационного режима обучения.

Авторский курс  Цой Л.Н. —  с 1998 года   апробирован в нескольких московских вузах: ф-т менеджмента и бизнеса НИУ ВШЭ, МПГУ, МГЛУ, ГАУГН Института социологии РАН, на семинарах с управленцами и муниципальными работниками, на семинарах профсоюзными лидерами России и Казахстана — на протяжении 25 лет (с 1998 года).

Главный принцип курса – практическая целенаправленность.

Принципы обучения: 

  • Последовательность. Материал излагается по принципу «от простого к сложному» и «от известного к неизвестному».
  • Оптимальное соотношение уровня доступности материала и уровня знаний слушателей.
  • Содержательно-логическая связь теории с практикой. Эмпирический материал, факты и конкретные конфликтные ситуации, участники курса «берут» из своей жизни и деятельности.

       Отзывы 

Конфликт-менеджер — это специалист в области разработки технологий профилактики, регулирования и разрешения конфликтов, возникающих в процессе реализации социальных инноваций, в ситуации высокой степени неопределенности и повышенных рисках. В центре внимания организационного конфликт-менеджмента находятся четыре основополагающих процесса/понятия: инновации, конфликты, риски и развитие.

  1. Цели и задачи курса

Методическая цель  курса — раскрыть специфику междисциплинарного подхода к исследованию конфликтов, обнаружить лакуны и дефицит теоретических знаний у слушателей для дальнейшего профессионального развития в области практической конфликтологии. 

Практическая задача курса — формирование конфликтологической компетентности, освоение методами диагностики и аналитики конфликтов.

Задачи:

  • получить знания, навыки перевода естественных (Е) процессов в искусственный (И) процесс, решая проблемы в конфликтах, развиваясь профессионально и деятельностно;
  • формирование стрессоустойчивых и конфликтоустойчивых качеств в конфликтах.
  1. Методические и практические результаты курса:
  • Методические и практические результаты курса:
    • получить знания о специфике конфликтов на микро,-мезо и макроуровнях;
    • познакомиться с аналитическим циклом исследования конфликтов;
    • получить навыки системо-мыследеятельностного подхода к анализу конфликтов;
    • познакомиться с методами диагностики, картографии и аналитики конфликтов;
    • освоить методы конструктивной коммуникации в конфликтах;
    • сформировать стрессоустойчивые и конфликтоустойчивые качества.
  1. Методы обучения

         В основу курса  повышения квалификации положены принципы   инновационных и орг-деятельностных игр, а потому курс представляет собой экспериментальную площадку, на которой игротехнический режим, тренинги, консультации, разбор кейсов, мини-лекции, дискуссии и интерактивная коммуникация   являются основными методами.

Активность и заинтересованность   строится на мотивации слушателей, которые рассматривают/анализируют только те конфликтные ситуации и конфликты, которые им предстоит разрешать в реальной деятельности.   Вопросы и задачи «берутся» только из реальной практики.

Для качественного усвоения материала, на курсе разворачивается визуальный ряд,   схемы, рисунки, диаграммы для того, чтобы излагаемый материал стал более наглядным и доступным для понимания и освоения слушателями.

Итогом работы является Программа и Проект разрешения конфликтов,   которые слушатели привлекут как материал для анализа.

         Базовым учебным материалом для курса является авторская монография Цой Л.Н. «Практическая конфликтология» (2000 г) и «Организационный конфликтменеджмент (2007 г.)   

         Каждый слушатель сам формирует свою информационную базу, на основании поставленных им на курсе задач.  

Темы мини-лекций (темы могут дополняться и меняться по модульному принципу, исходя из  интересов слушателей):

  1. Антропологический конфликт: по вертикали и по горизонтали  
  2. Внутриличностные конфликты
  3. Градостроительные конфликты
  4. Диагностика конфликта
  5. Инновации и конфликты: две стороны одной медали под названием «развитие»
  6. Информационная война как форма виртуального конфликта  
  7. Информационные и конциентальные войны в борьбе за будущее
  8. Картография конфликта  
  9. Конструктивные функции конфликта
  10. Конфликт: уровни, формы, функции и процессы
  11. Конфликт-менеджмент Ф.Глазла  
  12. Конфликтогенные факторы
  13. Конфликтологическая компетентность
  14. Конфликтологическая экспертиза
  15. Конфликтологический мониторинг
  16. Конфликтология как научная дисциплина: междисциплинарность и полидисциплинарность  
  17. Конфликты в малых группах
  18. Конфликты в процессе командообразование
  19. Корпоративные конфликты
  20. Критика как конфликтогенный фактор: диалектика критики и догмы
  21. Манипуляции в конфликте  
  22. Медиация: технология и Закон
  23. Менеджер в конфликте  
  24. Место конфликта в корпоративной культуре организации  
  25. Методы дистанцирования субъекта от «конфликта»
  26. Организационный конфликтменеджмент: инструменты управления конфликтами
  27. Педагогическая конфликтология
  28. Переговоры и переговорный процесс как форма и способ обеспечения взаимодействия сторон.  
  29. Принципы вмешательства в конфликты  
  30. Противодействие манипулятору  
  31. Профессиональное и личностное самоопределение в конфликте  
  32. Профессионально-этический кодекс конфликтолога
  33. Профессиональный стандарт «Конфликтолог»
  34. Ресурсы в конфликте  
  35. Рефлексивное управление конфликтами  
  36. Ролевые конфликты
  37. Стереотипы о конфликтах
  38. Теоретические модели выхода из конфликта
  39. Технологический цикл аналитики конфликта  
  40. Трансформация конфликта
  41. Трудовые и обобщенные функции конфликтолога
  42. Что такое конфликтоген?  
  43. Этапы конфликтной ситуации
  44. Этапы эскалации конфликта 

На  курс можно попасть, подав заявку в НОЦ ФНИСЦ РАН.

Слушателям курса предоставляется возможность работать в компьютерном классе  и в библиотеке НОЦ ФНИСЦ РАН.

По завершении обучения слушатели получают удостоверение о повышении квалификации от НОЦ ФНИСЦ РАН (лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №Л035-00115-77/00097391 от 31.01.2020 г.).

Тел. Для справок   +7-495-719-04-70, +7-499-129-01-34 и +7-915-290-8646 или по электронной почте: cse@socforum.ru

 О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ КОНФЛИКТОЛОГА  ЦОЙ Л. Н.

Отзывы управленцев и слушателей курсов с 1998 г.

Отзывы студентов  и магистрантов вузов с 2002 г.

Стажеры Московской школы конфликтологии

 

II. Общий план занятий (темы, кол-во часов): 

№* Тема Аудиторные часы Самостоятельная работа Общая длительность темы (ак.ч.)
Лекционное занятие (ак.ч.) Игры, тренинги, семинарское занятие (ак.ч.) Материалы для чтения (ак.ч.) Контроль по теме (ак.ч.)
1 Введение в курс 2 2   4
2 Организация процесса диагностики конфликтов: методология, методы, интерпретация 6 24 2 8 40
3 Самостоятельная работа над Проектом 12 10 22
4 Контрольная работа, защита Проектов 6 6
  Итого:         72

 Ш. Тематический план (с кратким описанием каждой темы)

 Тема 1. Введение в курс

Название темы Введение в курс. Постановка целей и задач.
Краткое описание В данной теме рассматривается основные принципы и подходы методики диагностики и анализа конфликтов. Дается краткий экскурс в историю становления конфликтологии в России, делается обзор   основных современных подходов   организации исследования конфликтов, даются определения и рабочие представления о конфликтах на всех уровнях.  
Лекционная часть (указать подтемы) Современные парадигмы в социологии, психологии, культурологии, истории о конфликтах. Различия между натуралистическим и деятельностным подходами.     Общая профессиональная подготовка конфликтологов в контексте профессионального стандарта «Конфликтолог
Семинарская часть
(указать подтемы, формат работы)
Обсуждение знаний, парадигм и подходов   западных и российских исследователей в области конфликтологии.   Дискуссии.
Виды контрольных мероприятий Два текста об одном конфликте: натуралистический и деятельностный подходы.

 Тема 2. Организация диагностики, мониторинга и исследования конфликтов, конфликтологическое консультирование.

Название темы Организация диагностики, мониторинга и   исследования конфликтов,   конфликтологическое   консультирование.
Краткое описание Будут сформулированы темы и рассмотрены вопросы работы с конфликтным материалом, поставлены задачи, уточнены способы конфликтологической работы, количественные и качественные методы анализа конфликтов Ключевые исследовательские вопросы, первичные гипотезы, модель выборки.
Лекционная часть (указать подтемы) Межпозиционный взгляд на конфликты. Стереотипы и отношение к конфликтам в России.   Критика   и проблематизация конфликтного   материала.   Факты и рассказы/интерпретации в конфликтах.   Специфика гипотез в качественных методах исследования (иллюзия «чистого листа». Теория и практика: противоречия и содержательная связь между теорией и практикой.
Семинарская часть
(указать подтемы, формат работы)
Как сформулировать основную исследовательскую задачу в конфликтах. Язык и текст описания конфликтов.  
Виды контрольных мероприятий Построить онтологию конфликта. Раскрыть   три конфликтных процесса: в деятельности – коммуникации — мышлении.

 Тема 3. От эмпирики к классификации конфликтного материала.

Название темы От эмпирики к классификации конфликтного материала.
Краткое описание Вы узнаете, как осуществить переход от эмпирического материала к аналитическому материалу. Как строить конструктивную коммуникацию с разными позициями, ролями и функциями. Какие навыки, знания и компетенции важны на этапе перехода от эмпирического материала к исследовательскому. Что представляет собой процесс профессионального и личностного самоопределения в конфликтах.
Лекционная часть (указать подтемы) Дистанция и установки в конфликтах. Рефлексивный выход и рефлексивные системы Способы преобразования ключевых исследовательских вопросов в тематический вопросник для исследовательского интервью
Семинарская часть
(указать подтемы, формат работы)
Эта часть занятий будет посвящена актуальным вопросам работы по обработке эмпирический данных.   Как управленчески верно поставить задачи исследования. Чему доверять и как проверять факты. Манипулятивные модели коммуникации.   Как доверять своей интуиции в процессе интервью?   Что представляет собой конфликт-метод, как диагностический метод. Чем отличается диагностика от исследования конфликтов. Задания и упражнения по самоопределению и выбора профессиональной позиции
Виды контрольных мероприятий Технология   перехода от эмпирического материала к исследовательскому.

 Тема 4.Технологический цикл аналитики конфликта.

Название темы Технологический цикл аналитики конфликта.
Краткое описание В данной теме вы узнаете о том, как организовать первичный материал с учетом технологического цикла аналитики конфликта.   С чего надо начинать исследование конфликта. Источники информации и многопозиционные взгляды на конфликты.       Как выбрать схему анализа конфликта?  
Лекционная часть (указать подтемы) Основные проблемы   выбора схемы анализа первичных данных.   Отделение фактов от эмоций и установок исследователя: проблема   беспристрастности и дисциплинированности на этапе анализа результатов. Содержательно-логическая связь между всеми блоками технологического цикла аналитики конфликта.
Семинарская часть
(указать подтемы, формат работы)
Интерпретация и анализ полученных данных. Мониторинг и исследование конфликтов. Поиск проблемы, противоречий и формулировка управленческих задач.  
Виды контрольных мероприятий Описание конфликта в контексте технологического цикла аналитики конфликтов и формулировка практических задач на каждом этапе. Подходы к разработке Программы и Проекта разрешения конфликта

 Тема 5.Программа и проект разрешения конфликтов.

Название темы Программа и проект разрешения конфликтов.
Краткое описание На данном занятии слушатели должны представить Программу и Проект разрешения конфликтов в деятельности.  
Лекционная часть (указать подтемы)
Семинарская часть
(указать подтемы, формат работы)
Материалы для чтения
Виды контрольных мероприятий Презентация и рефлексивное обсуждение результатов повышения квалификации на курсе.

 Список основной литературы

Абдуллина М.Конфликт в работах В.С. Дудченко и Л.Н. Цой: попытка осмысления.  

Алексеев Г.Н. Проектирование и рефлексивное мышление

Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. ХХ век. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Аронсон О.ВКонфликты и сообщества (о политической функции в высказывании) – В кн. Язык и этнический конфликт. М.: Гендальф, 2001.

Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы. — М., 1991.

Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер, 2004.
Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта / Пер.с нем. — Калуга : Духовное познание, 2002.
Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Калуга, 2000.

Громыко Ю. Лекция «Консциентальное оружие и консциентальные войны». [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 2007.02.25.  

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования, 1994. — № 5.
Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. — М., 2002.
Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. Введение в общую теорию конфликтов. — М.: РАН, 1993.
Дудченко В. С. Инновационные игры: методология, теория, практика. — Таллинн: Валгус, 1989; Программа инновационной игры. — Таллинн: Валгус, 1989.
Дудченко В. С.Абсолютный консультант, или секреты успешного консультирования. — М.: Кватро-Принт, 2004.
Дудченко В. С. Онтосинтез конфликта // Социологические исследования, 1996. — № 10.
Дудченко В. С. Основы инновационной методологии. — М.: Ин-т социологии РАН, 1996.
Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское пед . агентство, 1995.
Зайцев А. К. Социально-трудовой конфликт — это норма // Социологические исследования, 1993. — № 8. — С. 21–23.
Зайцев А. К. Социальный конфликт. — М.: Академия, 2001.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии rонфликта

Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты впостсоветском пространстве. М.,1996.
Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал, 1994. — № 2.
Зиновьев А. Логическая социология. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.

Зиновьев А.А. Фактор понимания. – М.: Агентство «Социальный проект», 2011.   С. 512.

Зиновьев А.А. Идеология партии будущего. М.: Алгоритм, 2003 г.

Козер Л. Функции социального конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. — М.: Наука, 1991.

Лапин Н.И. Конфликтно-реформируемое общество//Социальный конфликт. – М.: 1996. №1. С. 3–17.

Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. — М., 1973.
Лефевр В.А. Алгебра конфликта. — М., 1968.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996.

Меерович М. Конфликт двух методологических подходов к административно-территориальному районированию: «генетического» и «телеологического»//«ГЕНЕТИКИ» И «ТЕЛЕОЛОГИ» — ДИСКУССИЯ О РАЙОНИРОВАНИИ СССР// «Архитектон: известия вузов» № 40 Декабрь 2012. 

Льюис Д. Стресс-менеджер / Пер. с англ. Серия «Технология управления и менеджмента». — М.: Рефл-бук, ООО «Издательство АСТ», 2001.

Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. — М.: Мир, 1979.
Никаноров С. П., Кучкаров З. А., Коваль А. Г., Костюк А. В. Задача управления конфликтами в социальных системах // Проблемы и решения. — М.: Концепт, 1995. — № 3.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
Онтосинтез социальной реальности. Труды методологического семинара // Под ред. В. С. Дудченко. — М.: ИКАР, 1998.

Организационно-деятельностные игры. / ред. -сост. А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий. – М. 2001.

Пископпель А. А. Теория конфликта и оргконфликтный подход // Кентавр, № 38 — май 2006.
Пископпель А. А. Концептуальные предпосылки организационно-деятельностной модели социального конфликта // Вопросы психологии, 2002. — № 6.

Пископпель А. А. Конфликтная ситуация с позиционно-ролевой точки зрения.  

Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 1, Т.2. Пер. с англ., под ред. В. Н. Садовского — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
Пригожин А. И. Анатомия организационного конфликта // Организация: системы и люди. — М., 1983.
Пригожин А. И. Границы управляемости организационными системами // Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии. Материалы Всероссийской конференции, приуроченной к 75-летию со дня рождения Т. М. Дридзе. Москва, 5–6 октября 2005 г. / Редколлегия: А. В.Тихонов (отв. ред.) и др. — М.: ИС РАН, 2006.
Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). — М.: Политиздат, 1989.

Ренард А. Менеджер и конфликты: избегать нельзя участвовать  

Сергейцев Т.Замысел русской конфликтологии  

Солодухин Ю. Методология социального познания А.А.Зиновьева  

Хасан Б. И.   Конструктивная психология конфликта. — СПб.: Питер, 2003. — 250 с.: ил.

Хасан Б. И.   Мир без конфронтации или Да здравствует конфликт! Монография. — М.: Бонфи, 2001
Цой Л. Н. Практическая конфликтология. Книга первая. — М.: Изд-во ООО ИЦП «Глобус», 2001.
Цой Л.Н. «Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов 111 ответов». — М.:Книжный мир, 2007.
Цой Л.Н. Конфликтологические идеи в пространстве оргдеятельностных игр.  

Цой Л.Н.Является ли конфликтология наукой?  

Цой Л.Н.Идеи о конфликте: от естественно-научного подхода к искусственно-техническому. 

Цой Л.Н.Конфликт как существенная характеристика социальных взаимодействий в условиях инноваций  

Шайхутдинов Р. Г.Конфликтология: программа построения гуманитарной дисци
Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности. — Алма-Ата, 1974.
Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) // Из архива Г. П. Щедровицкого. Т.9 (1). — М., 2004.

Щедровицкий Г. П.Принцип натурализма» и «принцип деятельности  

Щедровицкий Г.П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов. //Вопросы методологии. М.,1991, №1).

Щербина В. В. Социальные теории организации: Словарь. — М.: ИНФРА, 2000.

Щербина В. В. Исследование и диагностика  

_______

Первые в России авторские курсы повышения квалификации по конфликтологии

Конфликтология в научных изданиях ВАККонфликтология и конфликты