Программа курса повышения квалификации
«Организационный конфликт-менеджмент»
(Цой Любовь Николаевна — канд.соц.наук)
Программа курса предназначена для: руководителей, управленцев, менеджеров, лидеров общественных движений и политических организаций, преподавателей конфликтологии, консультантов по управленческому консультированию и организационному развитию, для лиц, которые ставят задачу профессионального и личностного развития.
Организационный конфликт -менеджмент (ОКМ) — это междисциплинарная технологически организованная учебная модель, в которой слушатели осваивают методы актуализации конструктивного конфликтного потенциала в целях развития организации и формирования субъекта развития (человека, группы, региона).
Учебная модель объединяет три тематических направления:
- системные знания о конфликтах, инновациях и развитии;
- профессиональные нормы информационно-коммуникативной культуры в конфликтах;
- тренировка стрессоустойчивых качеств и конфликтоустойчивости.
Управление конфликтом означает, что возможные разрушительные процессы в ситуации развития могут быть минимизированы и технологично ограничены.
Курс рассчитан на 72 ак. час. На курс можно попасть заполнив Анкету и выслав ее по электронной почте: cse@socforum.ru.
Режим обучения — смешанный (online и offline)
1. Общее описание курса
Курс разрабатывался на семинарах в Институте социологии РАН с 1998 и апробирован/проводился в нескольких вузах: ф-т менеджмента и бизнеса НИУ ВШЭ, МПГУ, МГЛУ, ГАУГН, НОЦ ФНИСЦ РАН, Московской школе конфликтологии, институте Северо-восточного федерального университета им М.К. Амосова и др.
Главный принцип курса – практическая целенаправленность в контексте научных, методологических и гуманитарно-технологических знаний.
Активность и заинтересованность слушателей строится на их мотивации получить знания и освоить социальные технологии, которые позволят им профессионально работать с конфликтами в ситуации развития деятельности. Вопросы и задачи «берутся» как кейс –стадии, только из реальной практики слушателей.
Курс построен на методологии социального познания (Зиновьев А.А.), на принципах системо-мыследеятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий) и инновационной методологии (В.С.Дудченко), рассматривающих конфликты на трех уровнях организации: деятельность, коммуникация и мышление.
Курс, как технология и метод, синтезировал в себе следующие направления социоинженерной работы.
1. Идеи системного и ситуационного анализа, учет межличностных конфликтов в ситуации кризиса и развития. (Чикагская школа социологии, польские исследователи — Ф. Знанецкий и У. Томас).
2. Социальная инноватика, которая как научно-прикладное направление сложилось в нашей стране при осуществлении под руководством профессора Н.И.Лапина исследовательского проекта «Нововведения в организациях» (1978-1985).
3. Технология и инструментарий «организационного развития» — «исследование действием» , в ходе реализации которого специалист/исследователь решает жизненно важную задачу (способствует решению проблем в организации) и, вместе с тем, способствует развитию организации. (США, группа К. Левина в 1940-х г. .
4. Идея развития личности через разрешение конфликтов и преодоление возрастных кризисов. (США — психоаналитик — К. Хорни, К.Роджерс, А.Маслоу, Э. Эриксон. Австрия — В. Франкл. В СССР — С.Н. Рубинштейн, Л. С. Выготский, В.Ф.Мерлин, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Мясищев В.Н., Ильенков Э.В., Щедровицкий Г.П., В.В.Давыдов.)
5. Ряд идей, принципов и подходов, разработанных в 30-е годы XX века в СССР — в форме деловой игры как режима игрового социально-имитационного моделирования (ИСИМ), предназначенного для подготовки управленческих кадров. Первая в СССР деловая игра была проведена в 1931 г. в Ленинградском инженерно-экономическом институте и проведена там же 23 июня 1932 г. Тема игры «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного Лиговского завода пишущих машин в пусковом периоде» (сокращенно — «Пуск цеха». (Бирштейн М.М.)
6. Технология интенсивного обучения иностранным языкам (болгарский ученый — Г. Лозанов, в России — Г.А.Китайгородская и В.В.Петрусинский). как процесс «психологического погружения» в содержание работы и принцип усвоения информации сверхизбыточными объемами, временно минуя каналы рационального восприятия, осознаваемые в рефлексивном режиме.
7. Идеи и методики социально-психологического тренинга, направленного на повышение восприимчивости человека к различным аспектам межличностного восприятия и взаимодействия (К.Роджерс, в России — Л.А.Петровская).
8. Конфликт-метод (автор Цой Л.Н.) , как диагностический метод актуализации потенциальных конфликтов в организации в рамках инновационного режима обучения.
Авторский курс Цой Л.Н. — с 1998 года апробирован в нескольких московских вузах: ф-т менеджмента и бизнеса НИУ ВШЭ, МПГУ, МГЛУ, ГАУГН Института социологии РАН, на семинарах с управленцами и муниципальными работниками, на семинарах профсоюзными лидерами России и Казахстана — на протяжении 25 лет (с 1998 года).
Главный принцип курса – практическая целенаправленность.
Принципы обучения:
- Последовательность. Материал излагается по принципу «от простого к сложному» и «от известного к неизвестному».
- Оптимальное соотношение уровня доступности материала и уровня знаний слушателей.
- Содержательно-логическая связь теории с практикой. Эмпирический материал, факты и конкретные конфликтные ситуации, участники курса «берут» из своей жизни и деятельности.
Конфликт-менеджер — это специалист в области разработки технологий профилактики, регулирования и разрешения конфликтов, возникающих в процессе реализации социальных инноваций, в ситуации высокой степени неопределенности и повышенных рисках. В центре внимания организационного конфликт-менеджмента находятся четыре основополагающих процесса/понятия: инновации, конфликты, риски и развитие.
- Цели и задачи курса
Методическая цель курса — раскрыть специфику междисциплинарного подхода к исследованию конфликтов, обнаружить лакуны и дефицит теоретических знаний у слушателей для дальнейшего профессионального развития в области практической конфликтологии.
Практическая задача курса — формирование конфликтологической компетентности, освоение методами диагностики и аналитики конфликтов.
Задачи:
- получить знания, навыки перевода естественных (Е) процессов в искусственный (И) процесс, решая проблемы в конфликтах, развиваясь профессионально и деятельностно;
- формирование стрессоустойчивых и конфликтоустойчивых качеств в конфликтах.
- Методические и практические результаты курса:
- Методические и практические результаты курса:
- получить знания о специфике конфликтов на микро,-мезо и макроуровнях;
- познакомиться с аналитическим циклом исследования конфликтов;
- получить навыки системо-мыследеятельностного подхода к анализу конфликтов;
- познакомиться с методами диагностики, картографии и аналитики конфликтов;
- освоить методы конструктивной коммуникации в конфликтах;
- сформировать стрессоустойчивые и конфликтоустойчивые качества.
- Методы обучения
В основу курса повышения квалификации положены принципы инновационных и орг-деятельностных игр, а потому курс представляет собой экспериментальную площадку, на которой игротехнический режим, тренинги, консультации, разбор кейсов, мини-лекции, дискуссии и интерактивная коммуникация являются основными методами.
Активность и заинтересованность строится на мотивации слушателей, которые рассматривают/анализируют только те конфликтные ситуации и конфликты, которые им предстоит разрешать в реальной деятельности. Вопросы и задачи «берутся» только из реальной практики.
Для качественного усвоения материала, на курсе разворачивается визуальный ряд, схемы, рисунки, диаграммы для того, чтобы излагаемый материал стал более наглядным и доступным для понимания и освоения слушателями.
Итогом работы является Программа и Проект разрешения конфликтов, которые слушатели привлекут как материал для анализа.
Базовым учебным материалом для курса является авторская монография Цой Л.Н. «Практическая конфликтология» (2000 г) и «Организационный конфликтменеджмент (2007 г.)
Каждый слушатель сам формирует свою информационную базу, на основании поставленных им на курсе задач.
Темы мини-лекций (темы могут дополняться и меняться по модульному принципу, исходя из интересов слушателей):
- Антропологический конфликт: по вертикали и по горизонтали
- Внутриличностные конфликты
- Градостроительные конфликты
- Диагностика конфликта
- Инновации и конфликты: две стороны одной медали под названием «развитие»
- Информационная война как форма виртуального конфликта
- Информационные и конциентальные войны в борьбе за будущее
- Картография конфликта
- Конструктивные функции конфликта
- Конфликт: уровни, формы, функции и процессы
- Конфликт-менеджмент Ф.Глазла
- Конфликтогенные факторы
- Конфликтологическая компетентность
- Конфликтологическая экспертиза
- Конфликтологический мониторинг
- Конфликтология как научная дисциплина: междисциплинарность и полидисциплинарность
- Конфликты в малых группах
- Конфликты в процессе командообразование
- Корпоративные конфликты
- Критика как конфликтогенный фактор: диалектика критики и догмы
- Манипуляции в конфликте
- Медиация: технология и Закон
- Менеджер в конфликте
- Место конфликта в корпоративной культуре организации
- Методы дистанцирования субъекта от «конфликта»
- Организационный конфликтменеджмент: инструменты управления конфликтами
- Педагогическая конфликтология
- Переговоры и переговорный процесс как форма и способ обеспечения взаимодействия сторон.
- Принципы вмешательства в конфликты
- Противодействие манипулятору
- Профессиональное и личностное самоопределение в конфликте
- Профессионально-этический кодекс конфликтолога
- Профессиональный стандарт «Конфликтолог»
- Ресурсы в конфликте
- Рефлексивное управление конфликтами
- Ролевые конфликты
- Стереотипы о конфликтах
- Теоретические модели выхода из конфликта
- Технологический цикл аналитики конфликта
- Трансформация конфликта
- Трудовые и обобщенные функции конфликтолога
- Что такое конфликтоген?
- Этапы конфликтной ситуации
- Этапы эскалации конфликта
На курс можно попасть, подав заявку в НОЦ ФНИСЦ РАН.
Слушателям курса предоставляется возможность работать в компьютерном классе и в библиотеке НОЦ ФНИСЦ РАН.
По завершении обучения слушатели получают удостоверение о повышении квалификации от НОЦ ФНИСЦ РАН (лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №Л035-00115-77/00097391 от 31.01.2020 г.).
Тел. Для справок +7-495-719-04-70, +7-499-129-01-34 и +7-915-290-8646 или по электронной почте: cse@socforum.ru
О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ КОНФЛИКТОЛОГА ЦОЙ Л. Н.
Отзывы управленцев и слушателей курсов с 1998 г.
Отзывы студентов и магистрантов вузов с 2002 г.
Стажеры Московской школы конфликтологии
II. Общий план занятий (темы, кол-во часов):
№* | Тема | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | Общая длительность темы (ак.ч.) | ||
Лекционное занятие (ак.ч.) | Игры, тренинги, семинарское занятие (ак.ч.) | Материалы для чтения (ак.ч.) | Контроль по теме (ак.ч.) | |||
1 | Введение в курс | 2 | — | 2 | 4 | |
2 | Организация процесса диагностики конфликтов: методология, методы, интерпретация | 6 | 24 | 2 | 8 | 40 |
3 | Самостоятельная работа над Проектом | — | — | 12 | 10 | 22 |
4 | Контрольная работа, защита Проектов | — | 6 | — | — | 6 |
Итого: | 72 |
Ш. Тематический план (с кратким описанием каждой темы)
Тема 1. Введение в курс
Название темы | Введение в курс. Постановка целей и задач. |
Краткое описание | В данной теме рассматривается основные принципы и подходы методики диагностики и анализа конфликтов. Дается краткий экскурс в историю становления конфликтологии в России, делается обзор основных современных подходов организации исследования конфликтов, даются определения и рабочие представления о конфликтах на всех уровнях. |
Лекционная часть (указать подтемы) | Современные парадигмы в социологии, психологии, культурологии, истории о конфликтах. Различия между натуралистическим и деятельностным подходами. Общая профессиональная подготовка конфликтологов в контексте профессионального стандарта «Конфликтолог |
Семинарская часть (указать подтемы, формат работы) |
Обсуждение знаний, парадигм и подходов западных и российских исследователей в области конфликтологии. Дискуссии. |
Виды контрольных мероприятий | Два текста об одном конфликте: натуралистический и деятельностный подходы. |
Тема 2. Организация диагностики, мониторинга и исследования конфликтов, конфликтологическое консультирование.
Название темы | Организация диагностики, мониторинга и исследования конфликтов, конфликтологическое консультирование. |
Краткое описание | Будут сформулированы темы и рассмотрены вопросы работы с конфликтным материалом, поставлены задачи, уточнены способы конфликтологической работы, количественные и качественные методы анализа конфликтов Ключевые исследовательские вопросы, первичные гипотезы, модель выборки. |
Лекционная часть (указать подтемы) | Межпозиционный взгляд на конфликты. Стереотипы и отношение к конфликтам в России. Критика и проблематизация конфликтного материала. Факты и рассказы/интерпретации в конфликтах. Специфика гипотез в качественных методах исследования (иллюзия «чистого листа». Теория и практика: противоречия и содержательная связь между теорией и практикой. |
Семинарская часть (указать подтемы, формат работы) |
Как сформулировать основную исследовательскую задачу в конфликтах. Язык и текст описания конфликтов. |
Виды контрольных мероприятий | Построить онтологию конфликта. Раскрыть три конфликтных процесса: в деятельности – коммуникации — мышлении. |
Тема 3. От эмпирики к классификации конфликтного материала.
Название темы | От эмпирики к классификации конфликтного материала. |
Краткое описание | Вы узнаете, как осуществить переход от эмпирического материала к аналитическому материалу. Как строить конструктивную коммуникацию с разными позициями, ролями и функциями. Какие навыки, знания и компетенции важны на этапе перехода от эмпирического материала к исследовательскому. Что представляет собой процесс профессионального и личностного самоопределения в конфликтах. |
Лекционная часть (указать подтемы) | Дистанция и установки в конфликтах. Рефлексивный выход и рефлексивные системы Способы преобразования ключевых исследовательских вопросов в тематический вопросник для исследовательского интервью |
Семинарская часть (указать подтемы, формат работы) |
Эта часть занятий будет посвящена актуальным вопросам работы по обработке эмпирический данных. Как управленчески верно поставить задачи исследования. Чему доверять и как проверять факты. Манипулятивные модели коммуникации. Как доверять своей интуиции в процессе интервью? Что представляет собой конфликт-метод, как диагностический метод. Чем отличается диагностика от исследования конфликтов. Задания и упражнения по самоопределению и выбора профессиональной позиции |
Виды контрольных мероприятий | Технология перехода от эмпирического материала к исследовательскому. |
Тема 4.Технологический цикл аналитики конфликта.
Название темы | Технологический цикл аналитики конфликта. |
Краткое описание | В данной теме вы узнаете о том, как организовать первичный материал с учетом технологического цикла аналитики конфликта. С чего надо начинать исследование конфликта. Источники информации и многопозиционные взгляды на конфликты. Как выбрать схему анализа конфликта? |
Лекционная часть (указать подтемы) | Основные проблемы выбора схемы анализа первичных данных. Отделение фактов от эмоций и установок исследователя: проблема беспристрастности и дисциплинированности на этапе анализа результатов. Содержательно-логическая связь между всеми блоками технологического цикла аналитики конфликта. |
Семинарская часть (указать подтемы, формат работы) |
Интерпретация и анализ полученных данных. Мониторинг и исследование конфликтов. Поиск проблемы, противоречий и формулировка управленческих задач. |
Виды контрольных мероприятий | Описание конфликта в контексте технологического цикла аналитики конфликтов и формулировка практических задач на каждом этапе. Подходы к разработке Программы и Проекта разрешения конфликта |
Тема 5.Программа и проект разрешения конфликтов.
Название темы | Программа и проект разрешения конфликтов. |
Краткое описание | На данном занятии слушатели должны представить Программу и Проект разрешения конфликтов в деятельности. |
Лекционная часть (указать подтемы) | — |
Семинарская часть (указать подтемы, формат работы) |
— |
Материалы для чтения | — |
Виды контрольных мероприятий | Презентация и рефлексивное обсуждение результатов повышения квалификации на курсе. |
Список основной литературы
Абдуллина М.Конфликт в работах В.С. Дудченко и Л.Н. Цой: попытка осмысления.
Алексеев Г.Н. Проектирование и рефлексивное мышление.
Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. ХХ век. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Аронсон О.В. Конфликты и сообщества (о политической функции в высказывании) – В кн. Язык и этнический конфликт. М.: Гендальф, 2001.
Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы. — М., 1991.
Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер, 2004.
Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта / Пер.с нем. — Калуга : Духовное познание, 2002.
Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Калуга, 2000.
Громыко Ю. Лекция «Консциентальное оружие и консциентальные войны». [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 2007.02.25.
Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования, 1994. — № 5.
Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. — М., 2002.
Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. Введение в общую теорию конфликтов. — М.: РАН, 1993.
Дудченко В. С. Инновационные игры: методология, теория, практика. — Таллинн: Валгус, 1989; Программа инновационной игры. — Таллинн: Валгус, 1989.
Дудченко В. С.Абсолютный консультант, или секреты успешного консультирования. — М.: Кватро-Принт, 2004.
Дудченко В. С. Онтосинтез конфликта // Социологические исследования, 1996. — № 10.
Дудченко В. С. Основы инновационной методологии. — М.: Ин-т социологии РАН, 1996.
Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское пед . агентство, 1995.
Зайцев А. К. Социально-трудовой конфликт — это норма // Социологические исследования, 1993. — № 8. — С. 21–23.
Зайцев А. К. Социальный конфликт. — М.: Академия, 2001.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.
Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии rонфликта.
Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты впостсоветском пространстве. М.,1996.
Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал, 1994. — № 2.
Зиновьев А. Логическая социология. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.
Зиновьев А.А. Фактор понимания. – М.: Агентство «Социальный проект», 2011. С. 512.
Зиновьев А.А. Идеология партии будущего. М.: Алгоритм, 2003 г.
Козер Л. Функции социального конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. — М.: Наука, 1991.
Лапин Н.И. Конфликтно-реформируемое общество//Социальный конфликт. – М.: 1996. №1. С. 3–17.
Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. — М., 1973.
Лефевр В.А. Алгебра конфликта. — М., 1968.
Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996.
Меерович М. Конфликт двух методологических подходов к административно-территориальному районированию: «генетического» и «телеологического»//«ГЕНЕТИКИ» И «ТЕЛЕОЛОГИ» — ДИСКУССИЯ О РАЙОНИРОВАНИИ СССР// «Архитектон: известия вузов» № 40 Декабрь 2012.
Льюис Д. Стресс-менеджер / Пер. с англ. Серия «Технология управления и менеджмента». — М.: Рефл-бук, ООО «Издательство АСТ», 2001.
Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. — М.: Мир, 1979.
Никаноров С. П., Кучкаров З. А., Коваль А. Г., Костюк А. В. Задача управления конфликтами в социальных системах // Проблемы и решения. — М.: Концепт, 1995. — № 3.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
Онтосинтез социальной реальности. Труды методологического семинара // Под ред. В. С. Дудченко. — М.: ИКАР, 1998.
Организационно-деятельностные игры. / ред. -сост. А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий. – М. 2001.
Пископпель А. А. Теория конфликта и оргконфликтный подход // Кентавр, № 38 — май 2006.
Пископпель А. А. Концептуальные предпосылки организационно-деятельностной модели социального конфликта // Вопросы психологии, 2002. — № 6.
Пископпель А. А. Конфликтная ситуация с позиционно-ролевой точки зрения.
Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 1, Т.2. Пер. с англ., под ред. В. Н. Садовского — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
Пригожин А. И. Анатомия организационного конфликта // Организация: системы и люди. — М., 1983.
Пригожин А. И. Границы управляемости организационными системами // Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии. Материалы Всероссийской конференции, приуроченной к 75-летию со дня рождения Т. М. Дридзе. Москва, 5–6 октября 2005 г. / Редколлегия: А. В.Тихонов (отв. ред.) и др. — М.: ИС РАН, 2006.
Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). — М.: Политиздат, 1989.
Ренард А. Менеджер и конфликты: избегать нельзя участвовать
Сергейцев Т.Замысел русской конфликтологии
Солодухин Ю. Методология социального познания А.А.Зиновьева
Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. — СПб.: Питер, 2003. — 250 с.: ил.
Хасан Б. И. Мир без конфронтации или Да здравствует конфликт! Монография. — М.: Бонфи, 2001
Цой Л. Н. Практическая конфликтология. Книга первая. — М.: Изд-во ООО ИЦП «Глобус», 2001.
Цой Л.Н. «Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов 111 ответов». — М.:Книжный мир, 2007.
Цой Л.Н. Конфликтологические идеи в пространстве оргдеятельностных игр.
Цой Л.Н.Является ли конфликтология наукой?
Цой Л.Н.Идеи о конфликте: от естественно-научного подхода к искусственно-техническому.
Цой Л.Н.Конфликт как существенная характеристика социальных взаимодействий в условиях инноваций
Шайхутдинов Р. Г.Конфликтология: программа построения гуманитарной дисци
Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности. — Алма-Ата, 1974.
Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) // Из архива Г. П. Щедровицкого. Т.9 (1). — М., 2004.
Щедровицкий Г. П.Принцип натурализма» и «принцип деятельности
Щедровицкий Г.П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов. //Вопросы методологии. М.,1991, №1).
Щербина В. В. Социальные теории организации: Словарь. — М.: ИНФРА, 2000.
Щербина В. В. Исследование и диагностика
_______
Первые в России авторские курсы повышения квалификации по конфликтологии
Конфликтология в научных изданиях ВАККонфликтология и конфликты