В подготовке конфликтологов Московской школы конфликтологии, в рамках повышения квалификации, доминирует рефлексивное управление, смысл которого разумно держать в своих руках зону собственной ответственности при принятии управленческого решения. Подход в обучении построен на ценности мышления, рационализации целей, содержательной коммуникации, проектно-практического типа организации работы с конфликтным материалом и с собой.
Программа не дублирует вузовские программы по конфликтологии. Содержание конфликтологического образования связано, прежде всего, с процессами личностного и профессионального самоопределения будущих конфликтологов по отношению к способам и формам организации собственной жизни и деятельности в конфликтных ситуациях.
Программа направлена на создание таких деятельностных ситуаций, в которых формируется безопасное информационное пространство, способствующее осмыслению своих личностных и профессиональных перспектив в контексте развития жизнедеятельности, включая регион проживания, страны и мира в целом.
Задача программы заключается в том, чтобы российские конфликтологи освоили технологии управления, в которых конфликты выполняли бы функциональную роль развития.
Главный стержень Программы связан с такой гуманитарной материей, как человеческих возможностей, а потому Программа по принципу проективна, практична и конструктивна. Программа строится на введении особых (рамочных) понятий, презентирующих реальность возможностей/перспектив и выступающих своеобразными каркасами процессов современного самоопределения.
Принцип различения процессов подготовки и процессов реализации, применяемый во всех образовательных программах вузов, заменяется на принцип аналитической деятельности как рефлексивной практики поддержки принятия стратегических управленческих решений в деятельности и жизни.
Конфликтологи — это субъективно беспристрастные специалисты, на которых нельзя оказать психологическое и интеллектуальное давление в случае, если принимаемое управленческое решение идет во вред развитию деятельности и решению социальных проблем. Они способны создавать интеллектуальное пространство оформления мировоззрения управленцев, с помощью поиска ими своих исторических кейсов и самоопределения в масштабе страны, региона и организации.
Деятельность российских конфликтологов носит проблемный и задачный характер в целях развития личности, деятельности, общества и государства.
В своей деятельности конфликтологи всегда попадают в реальную конфликтную передрягу, а потому, для того, чтобы не потерять способность здраво и логично мыслить, анализировать конфликтную реальность, остаться рефлексивно сознательным, необходимо критично анализировать свои мысли и действия, коммуникацию и отношения действующими субъектами. Обучение конфликтологов – это всегда эксперимент и стрессовая ситуация, то есть приближенная к деятельности ситуация.
В основу авторского курса положены:
- методология социального познания и содержательно-генетическая логика (Зиновьев А.А.)
- принципы инновационной методологии и инновационных игр Дудченко В.С.,
- принципы системомыследеятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий)
Аксиомы. Управлять конфликтом можно только в том случае:
- если конфликт сконструирован
- в нем можно НЕЧТО посчитать (эффективность, экономический аспект, количество)
- о нем можно говорить и выстраивать коммуникацию (то чего нет в языке — тем управлять нельзя
- управлять можно процессами развития
- управлять можно только тем. что проявлено, ясно видимо в точке наивысшего проявления феномена.
С помощью схематизации слушатели видят глубже и детальней конфликтную реальность. Если эффект тиражируется и демонстрируется, значит феномен инновационной методологии в образования существует объективно.
Отзывы студентов и магистрантов вузов с 2002 г.
Отзывы управленцев и слушателей курсов с 1998 г.
______________
Рефлексивные отзывы слушателей курса повышения квалификации с 25 по 30 сентября 2023 г.
Рефлексивные отзывы слушателей курса повышения квалификации с 26 сентября по 1 октября 2022 г.
Рефлексивные отзывы участников десятого выпуска курса повышения квалификации с 28 февраля по 5 марта 2022 г.
Рефлексивные отзывы с курса 18 по 23 октября 2021 г.
Рефлексивные отзывы слушателей курса с 17 по 22 мая 2021 г.
Рефлексивные отзывы магистрантов-конфликтологов Института психологии СВФУ (март 2018 г.)
Рефлексивное эссе слушателей курса с 02 -07 октября 2017 г
Рефлексивные заметки некоторых участников Летней Ростовской школы конфликтологов совместно с Московской школой конфликтологии (июль—август 2016 г.)
Заметки по итогам инновационного семинара-тренинга «Конфликты в сфере ЖКХ: конструктивные модели коммуникации с жителями» 04-05.2016 г.
Отзывы участников инновационного семинара –тренинга «Конфликты в сфере ЖКХ: конструктивные модели коммуникации с жителями».(02-03 апреля 2016 г.)
Отзывы. 21-26 марта 2016 г. Курсы повышения квалификации «Социология конфликта: технологии управления конфликтами»
РЕФЛЕКСИВНОЕ ЭССЕ О КУРСЕ (с 3 по 8 августа 2015 г.)
Студенты МГГУ 2013 г.
Отзывы участников семинара в Екатеринбурге 2011 г
Рефлексия участников третьей школы конфликтологии. 1999 г.
Рефлексия участников первой Социологической школы конфликтологии. 1998 г.
Отзывы участников семинара на тему «Конструктивные модели коммуникации в конфликтных ситуациях»
Программа курса «Организационный конфликтменеджмент
_______________