Курс посвящен дню МЕТОДОЛОГА!
С 23 — 27 сентября 2024 г. прошли 13-е курсы Московской школы конфликтологии.
Курс открыла Зиновьева Ольга Мироновна— Президент Зиновьевского клуба, руководитель Биографического института Александра Зиновьева, руководитель Международного научно-образовательного центра имени А.А. Зиновьева ФГП МГУ имени М.В.Ломоносова, Президент Международной общественной организации — Общества «Россия — Германия». Член Координационного совета форума «Петербургский диалог», Почётный наставник университета г. Аугсбурга, Бавария.
На этих курсах слушатели впервые технологично и рефлексивно осваивали методологические инструменты аналитики, диагностики и понимания конфликтной реальности в контексте логической социологии Зиновьева А. А. и СМД подхода (Г.П.Щедровицкий) .
Ведущий курса — Цой Л.Н., канд. соц. наук, известный Российский конфликтолог.
Курс предназначен для: управленцев, советников по социальным изменениям, психологов, консультантов по организационному развитию, социологов, преподавателей конфликтологии в вузах, для менеджеров, муниципальных работников, лидеров общественных движений и политических организаций, а также для тех кто ставит перед собой задачу развития.
Рефлексивные отзывы слушателей курса повышения квалификации с 23 — 27 сентября 2024 г.
(Тринадцатый выпуск)
1. Б З. Как прошла неделя курсов.
Неделя курсов «Организационный конфликт-менеджмент» в МШК заставила задуматься и взглянуть на преподавание под другим углом. Рефлексия выявила, что у меня не оказалось эмпирической части. Тогда я начала наблюдать за аудиторией. В процессе разбора различных ситуаций мне стало понятно, что в первую очередь человек должен самоопределиться и быть готов к принятию и отстаиванию своей позиции.
Тема самоопределения очень важна в становлении личности. В информационном веке все достаточно доступно. То есть заходя на просторы интернета как для преподавателя, так и для студента доступна практический любая информация. Так в чем же проблема в освоении материала студентом? Методики преподавания в вузах нуждаются в дополнительных инструментах и технологиях.
2. Д.Н. Моя тема: «Рефлексия технологии игры, в которой отсутствуют критика и содержательные конфликты, развивающие тему и игру». (На примере моего прошлого опыта в организационно-мыслительных играх)
Понятие рефлексии:
К анализу конфликтной ситуации
— выбор ценности (введение ценности), относительно которой будет корректироваться способ действия; +
— построение концепции (понятия) «события» на базе имеющегося аппарата категорий и с учетом результатов ситуационного анализа; +
Тема рефлексии:
Реконструкция технологических шагов по теме курса«Организационный конфликт-менеджмент».
День 1 (23.09.2024):
Освоение различения коммунального и функционального конфликта в ОДИ
День 2 (24.09.2024):
День 3 (25.09.2024):
«Рефлексия технологии игр, в которых отсутствуют критика и содержательные конфликты, развивающие тему и игру (игроков)».
«Конструктивная коммуникация».
многомерность
День 4 (26.09.2024): Лекция и ответы на вопросы по теме манипуляция-актуализация
Выбор ценностей для коррекции способа действия.
Использование концептуальных средств.
абстрактную схему конфликт/согласование ММПК:
Для оценки своих трудностей в освоении новых знаний (процесс своей трансформации и роста)- самоопределения (1 — деятеля и 2 — исполнителя):
Для оценки роста участников курса- схему пирамида субъективности:
Использование инструментов (предикатов) для проблематизации своего участия и перспективы выхода (прогноз) (рефлексивное эссе):
Самоопределение – не всегда был самоопределен к нормам/требованиям учебного курса и часто переключался на свою мотивацию (узнать больше, быстрее, проверить и применить на практике). Некорректно планировал время выполнения заданий, опоздал на занятие. Не всегда полно и точно записывал задания
Манипуляции – небольшие дополнения с места (3 копейки) — это попытка повысить значимость (статус?) в коммуникации путем демонстрации компетентности. Одобряющие движения головой это манипуляция – попытка демонстрации повышенной интенсивности понимания сложных слов по сравнению с остальными.
Конфликт – увидел источники конфликта в своем поведении: опоздание, дополнения с места, деструктивная коммуникация, и освоил принципы коррекции
Субъективность – не смог с первого раза просто прочитать на сцене свои слова в тренинге по конструктивной коммуникации с правильной эмоцией, выявлен слабый чувственно-мотивационный механизм и способность возврата в эмоциональный контакт.
Ошибочное понимание задания и темы частично – интеллектуальный механизм иногда работает не очень корректно.
Неаккуратная работа с текстом, неполнота выполнения домашних заданий в срок, вставки с места, опоздания — выявлен слабый самокоррекционный механизм.
Субъективный рост:
— очень приятно иметь возможность трезвого сопровождения конфликтной и проблемной динамики в инновационных играх и разработку критериев данной деятельности в МШК,
— был рад освоить целостный взгляд на конфликт и его значимость в ОДИ,
— узнал о возможностях более жесткого и ответственного отношения к учебной дисциплине и тренингах + опасностях несоблюдения данных норм,
— получил более целостный взгляд на свою проблемную ситуацию, которая воспроизводится в иных пространствах,
— выявил особенности коммунального конфликта и его роли в манипуляции и актуализации,
— получил технологию и навык конструктивной ненасильственной коммуникации и общения,
— выявил новые причины своего конфликтного поведения,
— узнал, что такое предмет, субъект и типы конфликтов,
— получил критерии различения понятия конфликта версий МШК и ММПК,
— получил навык работы с многомерностью конфликта в текстовом выражении,
— получил навык использования технологии конструктивной коммуникации и общения,
— порадовала возможность общения на равных и возможность критики методики и автора,
— выявлена на практике принципиальная значимость опозданий на групповые события,
— повысилась низкая значимость планирования времени как источника конфликтогенности,
— зафиксирован системный рост субъективности (по схеме пирамида) — знание(интеллект)/отношение(эмоции)/действие(самокоррекция) по предмету конфликтология – приобретены реальные знания с позитивным отношением и сменой поведения на практике,
- Построение абстрактной нормы (цель);
Освоить технологию оформления научных текстов с учетом приобретенных знаний + навыков и зафиксировать технологическую форму критериальной рефлексии бесконфликтных ОДИ будет важно и полезно как для всех участников события, также, методологии, в целом. Применять средства конструктивной коммуникации будет полезно мне для психического здоровья.
- Конкретизация абстрактной нормы (проект);
Написать статью по теме учебной работы с применением знаний МШК и ММПК в этом году:
— доопределить цели
— согласовать сроки
— проверить навыки и способности
— скорректировать название темы
— выбрать технологическую форму текста
— подобрать нужное содержание
— набрать и проверить текст по критериям
— исправить ошибки и недочеты
— опубликовать в профессиональных изданиях
Схема реализация поэтапной технологии.
( Уточнение Цой Л.Н.
Дуда Н. отметил в рефлексии, что были «штрафные санкции» — это рассказ. Факт следующий. На курсе были озвучены нормы, нарушение которых фиксировалось ведущим курса и затем был дан методический материал, чтобы не создавать конфликт по этому поводу. Своим рассказом Дуда Н. создает неверное представление о том, что делал на курсе ведущий., выполняя свою функцию и свое обещание «Не пропускать ни одного конфликтогенного фактора»!
Все слушатели приняли нормы. Никаких штрафных санкций НЕ БЫЛО!!!!!!!!
Логику надо учить! Иначе распространяется искаженное представление о функции ведущего на курсе.)
3. Т.М. Рефлексия за весь курс
Я очень рада, что получила возможность попасть на курс и бесконечно признательна тем людям, благодаря которым, я попала на это мероприятие. Очень рада, что имела возможность окунуться в мир конфликтологии, новый для меня и необычный.
Совсем недавно у меня, как и у множества людей, было о конфликте совершенно однозначное и весьма негативное представление.
С самого первого дня, с самых первых минут начала курса, меня поразили четкие правила дисциплины на курсе, жесткие требования к обязательному их исполнению слушателями курса. Несколько позже осмысляется, что Неукоснительное исполнение свода определенных правил поведения на курсах, подталкивает к осознанию ответственности. Осознание это открывает механизм самопознания и самоопределения. Четкие правила при оформлении работ с домашним заданием, жесткие сроки и осмысление ответа, прежде чем дать оценку происходящему — это все продумано, слажено, закономерно и требует рефлексивного подхода. К осмыслению приходишь постепенно, шаг за шагом, при грамотном сопровождении руководителя.
Порой я испытывала большие трудности при усвоении новых понятий, не успевала увидеть связи и проследить мысль, но через некоторое время многое складывалось в органичные пазлы, образующие систему, понятную и закономерную. И очень захотелось научится пользоваться инструментами, которые позволяют анализировать жизненные конфликтные ситуации, давать правильную оценку своим желаниям и поступкам. Курс затрагивает очень глубинные личностные процессы, и я очень благодарна автору курса, что такое большое значение и значительное количество времени уделено проблемам развития и формирования личности, самопознания и самосознания. Насколько ярко в конфликте проявляется человек, его ценности, его качества! Курс затрагивает понятия определения семьи, ее ценностей, межличностных отношений, целостности личности и целеполагания.
Конфликт как инструмент познания, воздействия, прогресса, регулирования отношений, как способ выявления проблем имеет в себе огромное поле возможностей! Мне приоткрылись возможности познания, изучения граней конфликта! Удивительна его многоаспектность!
В процессе обучения на курсе поразительно начинает меняться и привычный ход мыслей, и взгляд на настоящее, прошлое и будущее освещается совершенно с непривычной стороны. Удивление на каждом этапе курса!
Конфликтная ситуация на предприятии, в коллективном сообществе, взаимодействия субъектов, причинные и следственные связи, возможность увидеть ситуацию с позиции руководства — все это мы могли рассматривать, обсуждать и анализировать. Для меня это новые и совершенно необходимые познания! И я в сфере своего общения, часто слышу слова сожаления о дефиците такого знания и понимания у окружающих! Очень четко и определенно теперь вижу несостоятельность подхода к конфликту множества психологов…
Огромное впечатление произвели тренинги — Конструктивные модели коммуникаций.
Наблюдательность и большой опыт позволяет Л.Н. осуществлять индивидуальный подход к каждому слушателю курса! Внимание и наблюдательность руководителя позволяет раскрывать наши сильные и слабые стороны в конфликтной ситуации. Помогает взглянуть на себя в зеркальное отражение конфликта! Это бесценный опыт!
За время занятий на курсе слушатели раскрепостились и для меня каждый человек из нашей команды стал теплее и ближе! Хотелось бы поблагодарить их за теплый прием и понимание. В этом тоже вижу заслугу руководителя.
Большой отклик во мне нашел сюжет про путь инноватора, сделанный с юмором и точностью характеристик, с перспективами падений и взлетов.
Я очень хотела бы продолжить свой путь познания конфликтологии, огромное желание не растерять те драгоценности, те знания, которые мне по щедрости душевной Л.Н. перепали на этом курсе… Я знаю, что полученный багаж мне несомненно пригодится и сыграет немало серьезных ролей в моей жизни, ведь конфликты и конфликтные ситуации окружают нас везде. Хочу пожелать процветания Московской Школе Конфликтологии и Руководителю курса!
4. К.Н. О курсе.
Этот курс уникален как по содержанию, так и по методам его преподнесения аудитории. Я пришла на курс чтобы получить знания о конфликтах и путях их разрешения.
В моей семье возник конфликт и к настоящему времени достиг стадии обострения противоречий и открытого противостояния участников, которыми являются я и моя дочь. У меня от этого было чувство крайней безысходности и непонимания путей разрешения конфликта. Хотелось выработать эти пути на основе знаний полученных на курсе. Мои ожидания оправдались в полной мере.
Могу без преувеличения сказать, что моя жизнь разделилась на «до» и «после» курсов. Из них я вышла другим человеком, увидев все происходящее со мной и моими близкими людьми в новом свете. В очередной раз поражает великое значение в жизни знаний, которые могут изменить человека всего за одну неделю.
Все знания, полученные на курсе для меня, оказались новыми. Стало понятно, как нужно действовать в условиях конфликта. Необходимо прежде всего увидеть предмет конфликта. Правильно сформулированный предмет проявляет интересы сторон конфликта, даже если они скрыты. Надеюсь, что полученные знания о методах и технологиях работы с конфликтами позволят мне:
— преодолеть семейные противоречия;
— превратить коммунальный конфликт в семье в конфликт развития;
— увидеть правильный путь и направление движения семьи в будущее.
Благодаря полученным знаниям я увидела много нового в себе и близких мне людях. До сих пор, возлагая полностью ответственность за происходящее в семье на свою дочь и обвиняя её во всех отрицательных процессах, я вдруг увидела, что и я тоже во многом виновата и во многом пожинаю плоды своих действий. Такое видение теперь даёт возможность наладить конструктивные коммуникации в семье без которых невозможно достойно, с пользой для развития выйти из конфликта.
Полученные на курсе знания открыли видение ещё одного, внутри личностного конфликта, до настоящего времени неосознаваемого мною и связанного с отсутствием у меня сейчас профессиональной деятельности и отстранённости от социума. С этим тоже предстоит работать, чтобы преодолеть этот конфликт и использовать его для личностного роста.
Конфликты всегда сопровождают жизнь людей. Они происходят везде: в семье, на предприятиях, и на более высоких уровнях организации общества. Повсеместностью конфликтов обусловлена максимальная полезность и великая практическая значимость материалов данного курса. Эти знания в полной мере применимы везде и во все времена. Они необходимы всем людям. Я намерена дальше укреплять эти знания и использовать их везде, так они дают возможность анализировать всё происходящее и определять характер и направление дальнейших действий.
5. Ф.Ю. Почему я сюда пришел.
В первую очередь я записался на эти курсы, потому что давно хотел научиться управлять конфликтом. Хотел научиться распознавать манипуляцию и как с ней бороться. Научиться правильно уходить от ответа. И получить возможность научиться чему-то новому с чем можно будет впоследствии работать.
- Что меня поразило.
Меня поразило, что всего лишь одна фраза преподавателя может полностью изменить моё мировоззрение. И таких примеров было много. Я посмотрел на себя со стороны и понял, что я тоже иногда использую манипуляции.
- Что нового я узнал.
Проще ответить, чего я не узнал. Мы проходили различные тренинги, изучали такие темы как стрессоустойчивость, манипуляции и разные другие. Научились выходить достойно из конфликтной ситуации. Как отвечать на провокации. Узнал кто такие инноватора. И на всю жизнь понял, что выбор — это жертва.
- Что я могу применить.
Благодаря курсу я могу распознавать манипуляции, работать с ними. Могу сам манипулировать, могу достойно выходить из конфликтной ситуации. Обладая знаниями, которые у меня сейчас есть, начну развивать свою стрессоустойчивость. Буду применять схемы и инструменты при ведении переговоров.
________________________________________________________
Стажеры Московской школы конфликтологии
Отзывы управленцев и слушателей курсов с 1998 г.