Яндекс.Метрика

Рефлексивные отзывы слушателей курса повышения квалификации с 23 — 27 сентября 2024 г.

Рефлексивные отзывы слушателей курса повышения квалификации с 23 — 27 сентября 2024 г.

 Курс посвящен дню МЕТОДОЛОГА! 

 С 23 — 27 сентября 2024 г. прошли 13-е курсы Московской школы конфликтологии.   

Курс открыла Зиновьева Ольга  Мироновна   Президент    Зиновьевского клуба,  руководитель Биографического института Александра Зиновьева, руководитель Международного научно-образовательного центра имени А.А. Зиновьева ФГП МГУ имени М.В.Ломоносова, Президент Международной общественной организации — Общества «Россия — Германия». Член Координационного совета форума «Петербургский диалог», Почётный наставник университета г. Аугсбурга, Бавария.

На этих курсах слушатели впервые технологично и рефлексивно  осваивали методологические инструменты аналитики, диагностики и понимания конфликтной реальности в контексте логической социологии Зиновьева А. А. и СМД подхода (Г.П.Щедровицкий) .

Ведущий курса — Цой Л.Н., канд. соц. наук, известный Российский конфликтолог.

Курс предназначен для: управленцев,  советников по социальным изменениям,  психологов, консультантов по организационному развитию,  социологов, преподавателей конфликтологии в вузах, для менеджеров, муниципальных работников, лидеров общественных движений и политических организаций, а также для тех кто ставит перед собой задачу развития.

Рефлексивные отзывы слушателей курса повышения квалификации с 23 — 27 сентября 2024 г.

(Тринадцатый выпуск)

1. Б З. Как прошла неделя курсов.

Неделя курсов  «Организационный конфликт-менеджмент» в МШК заставила задуматься и взглянуть на преподавание под другим углом. Рефлексия выявила,  что у меня не оказалось эмпирической части. Тогда я начала наблюдать за аудиторией. В процессе разбора различных ситуаций мне стало понятно, что в первую очередь человек должен самоопределиться и быть готов к принятию и отстаиванию своей позиции.

Тема самоопределения очень важна в становлении личности. В информационном веке все достаточно доступно. То есть заходя на просторы интернета как для преподавателя, так и для студента доступна практический любая информация. Так в чем же проблема в освоении материала студентом? Методики преподавания в вузах нуждаются в дополнительных инструментах и технологиях.

2. Д.Н.  Моя тема: «Рефлексия технологии игры, в которой отсутствуют критика и содержательные конфликты, развивающие тему и игру». (На примере моего прошлого опыта в организационно-мыслительных играх)

 

Понятие рефлексии:

 

К анализу конфликтной ситуации

  •  Полный+ цикл рефлексии включает в себя следующие шаги:
    • — реконструкция происшедшего (ситуация);

— выбор ценности (введение ценности), относительно которой будет корректироваться способ действия; +
— построение концепции (понятия) «события» на базе имеющегося аппарата категорий и с учетом результатов ситуационного анализа; +

    • использование концепции для проблематизации прошлого опыта;
    • -использование проблемы для построения абстрактной нормы (прогноз);
    • -конкретизация абстрактной нормы (проект);

Тема рефлексии:

    • «Мое участие (субъективный рост) слушателем в МШК»

Реконструкция технологических шагов по теме курса«Организационный конфликт-менеджмент».
День 1   (23.09.2024):

    • Вводное слово Л. Н. Цой. Приветственный доклад О. М. Зиновьевой. Озвучивание организационных правил и получения согласия по поводу участия в курсе и штрафных санкций. Представление участников. Раскрытие темы методов исследования конфликтов и подходов к теоретическому моделированию, используя мыслительные инструменты. Введения понятия самоопределения (достойный и принципиальный человек). Проведение тренинга по выбору на основе ценностей. Введение понятия рефлексивного выбора и цели. Введение представления о 7 типах выхода из конфликта. Сказка о рефлексии и 10 колодцах в лесу. Обсуждение возможных тем рассмотрения слушателями и схематизация каждого сюжета ведущим курса. Введение правил оформления и приема текстов домашних заданий и эмпирического материала. Я выбрал тему сюжета конфликта с лидером ММПК О. С. Анисимовым по поводу рефлексии конфликтов на играх (ОДИ) ММПК.  Сформулировал для себя тему «

Освоение различения коммунального и функционального конфликта в ОДИ

    • » и напечатал текст сюжета. Сдал текст домашнего задания по почте.

День 2  (24.09.2024):

    • Реализация обязательств по поводу штрафных санкций опоздавшими (тренинг по выбору и взятия ответственности за последствия). Разбор ошибок слушателей курса персонально с фиксацией ошибок цветом и текстом в эмпирическом сюжете. Введение правил коммуникации на курсе по поводу имен, ролей, статуса. Введение понятия конструктивная коммуникация. Введение теории конфликта (уровни К., форма К., функция К., инновации, развитие, конструктивные функции К., картография К.). Получение домашнего задания, в котором требовалось разделить сюжет на содержательную и рефлексивную части + построить карту конфликта. Дома я исправил эмпирический текст с учетом критики ведущего. Из карты конфликта удалось построить только первые пункты (субъект и границы). Отправил в 5 утра (крайний срок сдачи ДЗ).

День 3  (25.09.2024):

    • Реализация обязательств по поводу штрафных санкций опоздавшими (тренинг по выбору и взятия ответственности за последствия). Разбор ошибок слушателей курса персонально с фиксацией ошибок цветом и текстом в эмпирическом сюжете. Введение представления о предмете конфликта. Получение рекомендации по смене темы на следующую:

«Рефлексия технологии игр, в которых отсутствуют критика и содержательные конфликты, развивающие тему и игру (игроков)».

    • Проведение тренинга

«Конструктивная коммуникация».

    • Введение схемы этапов коммуникации. Ведение понятия ролевых конфликтов  и различения терминов позиция/функция/роль/персонаж/статус. Получение домашнего задания, в котором требовалось рассмотреть

многомерность

    • (взгляда с разных профессиональных или научных сторон) конфликта в своем тексте,  различить факты и рассказы в эмпирическом материала. Благодаря смене темы на более абстрактную, научно значимую, теоретичную и представлению о предметах конфликта удалось построить карту конфликта и более точно определить субъекты с ресурсами. Отправил текст в 5 утра (крайний срок сдачи ДЗ).

День 4 (26.09.2024):  Лекция и ответы на вопросы по теме манипуляция-актуализация

    • . Постановка задачи на написания рефлексивного эссе. Посещение юбилея (10 лет) Зиновьевского клуба.

Выбор ценностей для коррекции способа действия.

    • Понятие справедливости, честности и ответственности явились ценностным основанием для участия в данном курсе и успешного завершения. Мотивом было желание разобраться с понятием конфликта и различить коммунальную, функциональную и методологическую часть конфликта. Понять суть ОДИ через призму конфликта, как условия развития личности. Освоить и применять инструменты МШК. Желание выйти с границы конфликта более сильным. Освоить принципы достойного поведения.

Использование концептуальных средств.

    • Для оценки содержательной работы по освоению теории я использовал

абстрактную схему конфликт/согласование ММПК:     

 

Для оценки своих трудностей в освоении новых знаний (процесс своей трансформации и роста)- самоопределения (1 — деятеля и 2 — исполнителя):

схема Дуды

 

Для оценки  роста участников курса- схему пирамида субъективности:

Использование инструментов (предикатов) для проблематизации своего участия и перспективы выхода (прогноз) (рефлексивное эссе):

Самоопределение – не всегда был самоопределен к нормам/требованиям учебного курса и часто переключался на свою мотивацию (узнать больше, быстрее, проверить и применить на практике). Некорректно планировал время выполнения заданий, опоздал на занятие. Не всегда полно и точно записывал задания

 Манипуляции – небольшие дополнения с места (3 копейки) — это попытка повысить значимость (статус?) в коммуникации путем демонстрации компетентности. Одобряющие движения головой это манипуляция – попытка демонстрации повышенной интенсивности понимания сложных слов по сравнению с остальными.

Конфликт – увидел источники конфликта в своем поведении: опоздание, дополнения с места, деструктивная коммуникация, и освоил принципы коррекции

Субъективностьне смог с первого раза просто прочитать на сцене свои слова в тренинге по конструктивной коммуникации с правильной эмоцией, выявлен слабый чувственно-мотивационный механизм и способность возврата в эмоциональный контакт.

Ошибочное понимание задания и темы частично – интеллектуальный механизм иногда работает не очень корректно.

Неаккуратная работа с текстом, неполнота выполнения домашних заданий в срок, вставки с места, опоздания — выявлен слабый самокоррекционный механизм.

Субъективный рост:

— очень приятно иметь возможность трезвого сопровождения конфликтной и проблемной динамики в инновационных играх и разработку критериев данной деятельности в МШК,

— был рад освоить целостный взгляд на конфликт и его значимость в ОДИ,

— узнал о возможностях более жесткого и ответственного отношения к учебной дисциплине и тренингах + опасностях несоблюдения данных норм,

— получил более целостный взгляд на свою проблемную ситуацию, которая воспроизводится в иных пространствах,

— выявил особенности коммунального конфликта и его роли в манипуляции и актуализации,

— получил технологию и навык конструктивной ненасильственной коммуникации и общения,

— выявил новые причины своего конфликтного поведения,

— узнал, что такое предмет, субъект и типы конфликтов,

— получил критерии различения понятия конфликта версий МШК и ММПК,

— получил навык работы с многомерностью конфликта в текстовом выражении,

— получил навык использования технологии конструктивной коммуникации и общения,

— порадовала возможность общения на равных и возможность критики методики и автора,

— выявлена на практике принципиальная значимость опозданий на групповые события,

— повысилась низкая значимость планирования времени как источника конфликтогенности,

— зафиксирован системный рост субъективности (по схеме пирамида) — знание(интеллект)/отношение(эмоции)/действие(самокоррекция) по предмету конфликтология – приобретены реальные знания с позитивным отношением и сменой поведения на практике,

  1. Построение абстрактной нормы (цель);

Освоить технологию оформления научных текстов с учетом приобретенных знаний + навыков и зафиксировать технологическую форму критериальной рефлексии бесконфликтных ОДИ будет важно и полезно как для всех участников события, также, методологии, в целом. Применять средства конструктивной коммуникации будет полезно мне для психического здоровья.

  1. Конкретизация абстрактной нормы (проект);

Написать статью по теме учебной работы с применением знаний МШК и ММПК в этом году:

— доопределить цели

— согласовать сроки

— проверить навыки и способности

— скорректировать название темы

— выбрать технологическую форму текста

— подобрать нужное содержание

— набрать и проверить текст по критериям

— исправить ошибки и недочеты

— опубликовать в профессиональных изданиях

Схема реализация поэтапной технологии.

 ( Уточнение Цой Л.Н. 

Дуда Н. отметил в рефлексии, что были «штрафные санкции» — это рассказ.  Факт следующий.  На курсе были озвучены нормы, нарушение которых фиксировалось ведущим курса и затем был дан методический материал, чтобы не создавать конфликт по этому поводу. Своим рассказом Дуда Н. создает неверное представление о том, что делал на курсе ведущий., выполняя свою функцию и свое обещание «Не пропускать ни одного конфликтогенного фактора»!

Все слушатели приняли нормы.  Никаких штрафных санкций  НЕ БЫЛО!!!!!!!!

Логику надо учить! Иначе распространяется искаженное представление о функции ведущего на курсе.) 

3. Т.М.  Рефлексия за весь курс

Я очень рада, что получила возможность попасть на курс и бесконечно признательна тем людям, благодаря которым, я попала на это мероприятие. Очень рада, что имела возможность окунуться в мир конфликтологии, новый для меня и необычный.

Совсем недавно у меня, как и у множества людей, было о конфликте совершенно однозначное и весьма негативное представление.

С самого первого дня, с самых первых минут начала курса, меня поразили четкие правила дисциплины на курсе, жесткие требования к обязательному их исполнению слушателями курса. Несколько позже осмысляется, что Неукоснительное исполнение свода определенных правил поведения на курсах, подталкивает к осознанию ответственности. Осознание это открывает механизм самопознания и самоопределения. Четкие правила при оформлении работ с домашним заданием, жесткие сроки и осмысление ответа, прежде чем дать оценку происходящему — это все продумано, слажено, закономерно и требует рефлексивного подхода. К осмыслению приходишь постепенно, шаг за шагом, при грамотном сопровождении руководителя.

Порой я испытывала большие трудности при усвоении новых понятий, не успевала увидеть связи и проследить мысль, но через некоторое время многое складывалось в органичные пазлы, образующие систему, понятную и закономерную. И очень захотелось научится пользоваться инструментами, которые позволяют анализировать жизненные конфликтные ситуации, давать правильную оценку своим желаниям и поступкам. Курс затрагивает очень глубинные личностные процессы, и я очень благодарна автору курса, что такое большое значение и значительное количество времени уделено проблемам развития и формирования личности, самопознания и самосознания. Насколько ярко в конфликте проявляется человек, его ценности, его качества! Курс затрагивает понятия определения семьи, ее ценностей, межличностных отношений, целостности личности и целеполагания.

Конфликт как инструмент познания, воздействия, прогресса, регулирования отношений, как способ выявления проблем имеет в себе огромное поле возможностей! Мне приоткрылись возможности познания, изучения граней конфликта! Удивительна его многоаспектность!

В процессе обучения на курсе поразительно начинает меняться и привычный ход мыслей, и взгляд на настоящее, прошлое и будущее освещается совершенно с непривычной стороны. Удивление на каждом этапе курса!

Конфликтная ситуация на предприятии, в коллективном сообществе, взаимодействия субъектов, причинные и следственные связи, возможность увидеть ситуацию с позиции руководства — все это мы могли рассматривать, обсуждать и анализировать. Для меня это новые и совершенно необходимые познания! И я в сфере своего общения, часто слышу слова сожаления о дефиците такого знания и понимания у окружающих! Очень четко и определенно теперь вижу несостоятельность подхода к конфликту множества психологов…

Огромное впечатление произвели тренинги — Конструктивные модели коммуникаций.

Наблюдательность и большой опыт позволяет Л.Н. осуществлять индивидуальный подход к каждому слушателю курса! Внимание и наблюдательность руководителя позволяет раскрывать наши сильные и слабые стороны в конфликтной ситуации. Помогает взглянуть на себя в зеркальное отражение конфликта! Это бесценный опыт!

За время занятий на курсе слушатели раскрепостились и для меня каждый человек из нашей команды стал теплее и ближе! Хотелось бы поблагодарить их за теплый прием и понимание. В этом тоже вижу заслугу руководителя.

Большой отклик во мне нашел сюжет про путь инноватора, сделанный с юмором и точностью характеристик, с перспективами падений и взлетов.

Я очень хотела бы продолжить свой путь познания конфликтологии, огромное желание не растерять те драгоценности, те знания, которые мне по щедрости душевной Л.Н. перепали на этом курсе… Я знаю, что полученный багаж мне несомненно пригодится и сыграет немало серьезных ролей в моей жизни, ведь конфликты и конфликтные ситуации окружают нас везде.   Хочу пожелать процветания Московской Школе Конфликтологии и Руководителю курса!

4. К.Н. О курсе.

Этот курс уникален как по содержанию, так и по методам его преподнесения аудитории. Я пришла на курс чтобы получить знания о конфликтах и путях их разрешения.

В моей семье возник конфликт и к настоящему времени достиг стадии обострения противоречий и открытого противостояния участников, которыми являются я и моя дочь. У меня от этого было чувство крайней безысходности и непонимания путей разрешения конфликта. Хотелось выработать эти пути на основе знаний полученных на курсе. Мои ожидания оправдались в полной мере.

Могу без преувеличения сказать, что моя жизнь разделилась на «до» и «после» курсов. Из них я вышла другим человеком, увидев все происходящее со мной и моими близкими людьми в новом свете. В очередной раз поражает великое значение в жизни знаний, которые могут изменить человека всего за одну неделю.

Все знания, полученные на курсе для меня, оказались новыми. Стало понятно, как нужно действовать в условиях конфликта. Необходимо прежде всего увидеть предмет конфликта. Правильно сформулированный предмет проявляет интересы сторон конфликта, даже если они скрыты.   Надеюсь, что полученные знания о методах и технологиях работы с конфликтами позволят мне:

— преодолеть семейные противоречия;

— превратить коммунальный конфликт в семье в конфликт развития;

— увидеть  правильный путь и направление движения семьи в будущее.

Благодаря полученным знаниям я увидела много нового в себе и близких мне людях. До сих пор, возлагая полностью ответственность за происходящее в семье на свою дочь и обвиняя её во всех отрицательных процессах, я вдруг увидела, что и я тоже во многом виновата и во многом пожинаю плоды своих действий. Такое видение теперь даёт возможность наладить конструктивные коммуникации в семье без которых невозможно достойно, с пользой для развития выйти из конфликта.

Полученные на курсе знания открыли видение ещё одного,  внутри личностного конфликта, до настоящего времени неосознаваемого мною и связанного с отсутствием у меня сейчас профессиональной деятельности и отстранённости от социума. С этим тоже предстоит работать, чтобы преодолеть этот конфликт и использовать его для личностного роста.

Конфликты всегда сопровождают жизнь людей. Они происходят везде: в семье, на предприятиях, и на более высоких уровнях организации общества. Повсеместностью конфликтов обусловлена максимальная полезность и великая практическая значимость материалов данного курса. Эти знания в полной мере применимы везде и во все времена. Они необходимы всем людям. Я намерена дальше укреплять эти знания и использовать их везде, так они дают возможность анализировать всё происходящее и определять характер и направление дальнейших действий.

5. Ф.Ю.   Почему я сюда пришел.

В первую очередь я записался на эти курсы, потому что давно хотел научиться управлять конфликтом. Хотел научиться распознавать манипуляцию и как с ней бороться. Научиться правильно уходить от ответа. И получить возможность научиться чему-то новому с чем можно будет впоследствии работать.

  1.    Что меня поразило.

Меня поразило, что всего лишь одна фраза преподавателя может полностью изменить моё мировоззрение. И таких примеров было много. Я посмотрел на себя со стороны и понял, что я тоже иногда использую манипуляции.

  1.    Что нового я узнал.

Проще ответить, чего я не узнал. Мы проходили различные тренинги, изучали такие темы как стрессоустойчивость, манипуляции и разные другие. Научились выходить достойно из конфликтной ситуации. Как отвечать на провокации. Узнал кто такие инноватора. И на всю жизнь понял, что выбор — это жертва.

  1. Что я могу применить.

Благодаря курсу я могу распознавать манипуляции, работать с ними. Могу сам манипулировать, могу достойно выходить из конфликтной ситуации. Обладая знаниями, которые у меня сейчас есть, начну развивать свою стрессоустойчивость. Буду применять схемы и инструменты при ведении переговоров.

________________________________________________________

Список лиц, окончивших курсы повышения квалификации в НОЦ Института социологии РАН и в Московской Школе Конфликтологии с 23 по 27 сентября 2024г. (Тринадцатый выпуск) 

Стажеры Московской школы конфликтологии

Отзывы управленцев и слушателей курсов с 1998 г.

Отзывы студентов  и магистрантов вузов с 2002 г.

Стажировка в МШК

Студенты  на практике в МШК