Рефлексия участников 3-х дневного инновационного семинара.
(Главные врачи и наркологи наркологических служб московской области).
Руководитель инновационного семинара – Цой Л.Н. – канд. соц. наук.
Ожидания от семинара.
Эмоциональный аспект:
- Считала семинар формальностью, не ожидала ничего.
- Непонимание – куда? Зачем? Для чего?
- Настороженно.
- Пришел не определившись, не зная, зачем.
- С чувством тревоги, как я впишусь в работу.
- Хотел участвовать в семинаре, не представляя, как он будет проходить и какие могут быть реальные результаты общения, испытывал некоторые опасения.
- Мне интересно все, что касается профессии.
- Ничего особенно не ожидал,
- Ожидал как обычно лекции ради галочки.
- Пришел как на очередное мероприятие для галочки.
- Ожидание обычного рутинного инстументально-методического сборища, отключиться от каждодневной работы, «сачкануть».
- Ожидания обычного совещания, ощущение скуки, привычной обстановки, разговоров.
- Пришел как на обычную конференцию.
- Пришла с любопытством, т.к. привыкла к стереотипным совещаниям. Намеревалась на следующий день покинуть аудиторию.
Когнитивный аспект
- Получить новое знание.
- Узнать о целях и задачах наркологических служб в московской области. (Далее НС МО)
- Познать цели и задачи на опыте других районов.
- Узнать новое о реальной ситуации НС.
- Определить НС ситуацию на данный момент, узнать новое.
- Пришел с кучей вопросов, которые возникают в процессе работы нарколога.
- Разобраться – прав я или нет в отношении использования закона
- Интересовал вопрос ранней диагностики наркоболезней, вопрос профилактики.
- Услышать доклады о работе и состоянии, перспективах развития НС.
- Обменяться мнениями с социологами, кое-что выяснить у начальства.
- Обобщить опыт работы, новые направления социологии в обществе.
- Получить представление о конфликтологии как незнакомой мне области.
- Выявить трудности и проблемы в НС МО.
- Активно участвовать в разработке концепции развития.
Как менялись мои мысли и взгляды. Отношение к происходящему.
- Отношение к проводимой работе поменялось. Почувствовал, что меня вовлекают в активную работу.
- Сначала возникло ощущение неприятия, протеста и даже возмущения манерой ведения семинара. На второй день появился определенный интерес, так как довольно оригинально и нестандартно исследовались и обсуждались наши профессиональные проблемы, а манера поведения была оценена как методологический прием, необходимый для того, чтобы «разбудить», «завести», участников. На третий день понял, что провел время не зря.
- Отношение к семинару от его незначительности и ненужности к его значимости.
- Менялось отношение к коллегам.
- Первый же день заинтересовал меня. Появилось желание активно участвовать в обсуждении, вносить предложения.
- Непонимание и недоумение сменилось осознанием происходящего, полезностью данного мероприятия.
- Поменялось все быстро, пожалуй, первые полчаса. На первом месте – сожаление – увы, «сачкануть» не удастся. Тут же возникло ощущение, переросшее затем в уверенность – придется поработать, затем термин «придется» — исчез, осталась уверенность в неотвратимости и необходимости работы, работы, технология которой была неясна.
- Появилась надежда вникнуть, понять процесс управления и руководства по-другому.
- Вникнув в происходящее, заинтересовалась и решила остаться.
- Был захвачен идеей креативности в решении данного вопроса.
Активность
- Активность увеличилась.
- Увлекся проблемами, которые нужно было решить и активно старался высказывать свое понимание стоящих перед нами вопросов, и внести посильную лепту в их решение.
- Сам не желая того (вначале хотел просто отсидеться), довольно активно участвовал в работе, был одним из лидеров группы.
- Вначале решил посидеть тихо, послушать, посмотреть на других, выбрать линию поведения. Однако не выдержал и достаточно неуверенно начало активизироваться (?). по реакции понял, что больших глупостей не говорю, что приободрило. На второй день уже активно участвовал и пытался в группе брать ситуацию под свой контроль, изредка получалось. Третий день стал обыденным.
- Вначале занимал пассивную позицию, но неожиданно для себя – проявился, втянулся, и как мне кажется, взял на себя основную часть работы в группе – разработка идей, компоновка блоков, прописка деталей.
Представления
- Понял назначение семинара, цели и задачи.
- Понял, что, несмотря на солидный стаж работы, я недостаточно активно руковожу службой и исполняю свои обязанности.
- Увидела незнакомые мне технологии, они меня заинтересовали в плане моей практической деятельности и общения с людьми, умение брать ответственность на себя за поставленные мной цели и задачи.
- Совершенно новый подход к изложению информации и переосмыслению ее в своем сознании
- Изо дня в день систематизировалось новое видение происходящего: своей работы на месте (в диспансере), своей работы в группе, на обсуждении
- Определился, точнее убедился в своих просчетах, ошибках в действии.
- Менялось видение проблемы.
- Появилось много новых мыслей и идей, которые хотел бы осуществить на рабочем месте.
- Стала ясна и видна ригидность структур здравоохранения.
- Появилось новое отношение к манере управления и руководства, появился реальный механизм оценки ситуации, ее анализа и принятия решения.
- общая дискуссия заставило меня более комплексно (а не как врача) посмотреть на проблему оказания наркопомощи, позволило выявить мне свои проблемы, как в знании норм, документов, так и в практических подходах. Это побуждение к действию. Семинар позволил увидеть главные стержневые моменты в организации наркопомощи.
- Создавал модель службы, имел собственные идеи и мысли, однако не смог настоять, чтобы группа шла по «моему пути» (из-за чувства такта), хотя сейчас я понимаю, что это правильный путь.
- Я расширил свое представление о НС и увидел новые пути взаимодействия и развития.
Процесс осмысления
- Появилась раскованность в суждениях, стройность мыслей.
- Стал более уверенным в своих мыслях и в том, что я правильно использовал закон.
- Появилась тенденция к новому, более свежему взгляду на профессиональные проблемы.
- Появилась ответственность за свои решения.
- Мысли не изменились, появилась уверенность в себе, в своей правоте.
- Изменялось мое отношение к шоковой терапии. Я учился быть терпимым, по-новому учился сотрудничеству.
Что понравилось
- Нестандартные для меня подходы к деятельности управленца. Возможность изыскивать скрытый потенциал в самом себе и в структуре, в которой я работаю.
- Сама атмосфера и организация данного мероприятия.
- Возможность перехода на новый уровень руководства: вместо интуитивного на научно обоснованный.
- Форма проведения семинара, возможность общения с профессионалами высокого класса.
- Проведение семинара для медиков не медиками, а силами самих участников
- Аквариум. Для меня необычно и полезно.
- Свобода изложения своих мыслей.
- Интересная информация о состоянии дел в наркологии МО. Я буду ее использовать. Понравилось общение с коллегами, интересные модели.
- Понравилась сама методика или система работы – группировка, работа в группе, обсуждение, понравилась суть работы
- Цель-работа-вывод_результат. Видеть новое и узнавать хорошее мне понравилось.
- активное участие всех присутствующих
- Понравилась открытость и возможность вести диалог.
- Умение общаться, уход от условностей, помощь в работе с коллективом.
Что новое получил?
- Посмотрел на себя с другой стороны, и понял, что у меня есть ресурс для роста как профессионального, так и управленческого.
- Получил социально-психологический инструмент для руководящей деятельности.
- Понял, что нужно смелее и активнее применять полученные знания в своей повседневной работе.
- Я понял, как мало я знаю, и не всегда правильно решал возникающие в процессе работы вопросы и проблемы.
- Осознание– необходимо не избегать конфликтов, а их решать. Постоянная внутренняя готовность к ним. Не испытывать вину, страх за свои поступки и мысли.
- Убеждение периодически ломать свои стереотипы поведения, но не на одноклеточном уровне.
- Понял возможность, реальность продуктивной групповой работы, если вначале принять правила игры.
- В деятельность возьму новую для себя возможность – отвечать за себя, умение слушать мнения других, приспосабливаться к постоянно меняющейся ситуации.
- По иному оцениваю свои поступки.
- Для себя взял – хорошие и плохие стороны создаваемых конфликтных ситуаций, а также новые связи.
- Новое видение старых вопросов.
- Как можно вести конфликтную ситуацию и добиваться своей цели. ( хотя у меня это плохо получается.
- Новые идеи, высказанные моими коллегами, их опыт работы.
- Понял – быть руководителем не просто, нужно учиться, совершенствоваться.
- Мы еще будем осмыслять ваш семинар.
- Не все безнадежно в работе врача нарколога.
Не понравилось.
- Декларация без четкой аргументации в выступлении некоторых коллег.
- Не понравился режим работы. Более удобно – с 11.00 до 17.00. Учитывая, что мы – жители области и довольно жесткую дисциплину (опоздания, пропуски).
- Недостаточность психологических разборов того, о чем говорят участники. Быстрая смена кнута на пряник.
- Некоторые интриги, не заслуживающие детализации – в основном – в межличностных отношениях.
- Поднята слишком глобальная тема, которую невозможно решить в рамках семинара.
- Короткий цикл.
- Сначала не понравилась агрессивность методики, но затем я ее приняла.
- Александрову Евгению не понравилась работа консультанта Григория. Ему показалось, что Григорий создавал неуместные конфликтные ситуации.
- Не очень понравилось длительность обсуждения и реплики с мест – сам не раз прерывал – это плохо.
- Не понравилось – длительность занятий, позднее окончание.
- Не понравилась пассивность МОНДа в разработке модели НС.
- Не понравилось, что организаторы ( чиновники), уже зная цели и задачи и модель НС, хотят « впендюрить» их другим участникам. Это манипуляция.
Пожелания.
- Сделать семинар постоянно действующим – 1 раз в год – длительность три дня.
- Тем же составом участников проводить раз в квартал однодневные семинары.
- Чаще встречаться и давать нам врачам области консультации в организации НС в районе.
- Хотелось бы получить литературу, продолжения тренингов по имиджу, конфликтам, навыкам общения.
- Хотелось бы подробнее узнать о кафедре в Мониках.
- Сузить тематику семинара, конкретизировать.
- Провести такую дискуссию – семинар для наркологов Клинского района.
- Обобщить и продумать опыт семинара. Также провести несколько семинаров подобного типа с разными задачами, совещания на разных уровня, а только тогда решать глобальные вопросы. А «здесь и теперь» решать повседневно.
- В работе группы необходим специалист, знающий и владеющий ситуацией обсуждаемой темы. Семинар должен быть более длительным.
Пожелания руководству
- Укрепить связь с институтом социологии РАН и конкретно – с Цой Л. и ее группой, привлечь их к решению стратегических задач НС.
- Быть более прагматичным в проектах, не разбрасываться.
- Чаще встречаться с наркологами, проводить различные семинары с ними и понимать работу наркологических кабинетов изнутри на местах.
12 июня 2003 г. Семинар с главными врачами и наркологами (48 чел.) московской области.
* * *
Рефлексия по семинару
(Я впервые на позиции игротехника, и я врач-нарколог)
Мое отношение к прошедшему семинару и ощущения проходят сквозь призму вовлеченности в процесс врачевания и достаточно полного понимания вопроса изнутри конфессии. Что касается игровых моментов, нюансов отношений с коллегами-консультантами, то мне понравился, прежде всего, 1 день. Именно понравился, т.к. мне наглядно показали правильность коммунистического тезиса «люди, будьте бдительны». Это касалось истории разделения группы.
Этот эпизод, с моей точки зрения, правилен и красив изначально по своей смысловой нагруженности и несет идею реальности жизни, остроты ситуаций, в которых оказываются люди; я бы сказал, что это действительный, интерактивный показатель того, что жизнь и социальные коммуникации полны неожиданностей и сюрпризов. Этот маневр оказался и диагностическим в плане возможности субъекта выползти из этого изначально-фрустрационного действия. Либо оказаться подчиненным фактам и суровой действительности. Подобный тест (мною это воспринимается не иначе как) есть, по сути, правильная, живая и наглядная иллюстрация того, что социум, адаптивность индивидуума в нём, те или иные варианты коммуникаций со своей смысловой нагрузкой — всё стороны одного и того же большого построения: жизнь-поиск себя-отказ от стереотипов. Может это и гипербола, базирующаяся на незнании алгоритмов ведения подобных игр, однако как бы это ни называлось удовольствия от коллизии не убавилось.
Также есть некое сомнение касательно некоторых позиций и высказываний консультантов, потому что, как мне кажется некая, т.с., «суровость» реплик и достаточная однобокость являются проявлением недостаточности и возрастной (а стало быть, недостаточной житейской «мудрости») и гностически-информационной «накаченности». Потому что было изначальное плутание в мед.терминологии, отсутствие должного понимания сути многих аспектов изучаемого вопроса, таких как, например, что профессионал-психиатр не относится к социальным субъектам просто и толерантно. Хотя, от игротехника не требовалось знание медицинской «кухни» изнутри, поэтому этот тезис неактуален, a priori.
Вызвал на 2 день сомнения факт представительства и должной социальной «значимости» персон, участвовавших в семинаре. Почему? Потому что такую тему, как определение целей и задач в наркологической службе огромного территориального образования надо решать и разрабатывать исходя из следующих постулатов (они непреодолимы и незаменяемы вербальными экзерсисами в подобном вопросе):
- Тема наркомании и алкогольной зависимости неотделима от политики государства, т.е. от того курса, по которому идет управление страной на уровне президента;
- История вопроса неотделима от безальтернативной обязанности и социума и «бизнесменов», производящих алкогольную продукцию, выдать для начала идеологию нормальной жизни, которая не превращает человека в скотину;
- Невозможно что-либо сделать в этой проблеме, не искоренив, не уничтожив на корню такое общественное явление, как институт криминалитета, живущий и процветающий на дивидендах от наркоторговли;
- Социальная значимость наркологов и врачей-психиатров, занимающихся вопросами профилактики и терапии зависимости и маний, сведена до практического нуля Государством и политикой СМИ, поддерживающих свои штаны за счет рекламы алкогольной продукции, как какого элемента в форматировании сознательных мотиваций людей? — как порочного явления, уничтожающего генофонд страны, когда-то бывшей сильной державой. Отсюда тезис: государство само заинтересовано в процессах деградации личности, взращивании порочного идеологического культа среди молодежи – пить, курить, быть под кайфом – это «круто».
Исходя их этого, мне показалось, что представительство семинара было недостаточным и поставленные вопросы не имели возможности быть решенными. Поскольку действие было превращено в некий курс по повышению или изменению процессов мышления, созданию базовых установок на механизмы рефлексии у отдельно взятой группы людей. Они оказались достаточно консервативными и уже сложившимися и как личности, и как профессионалы своего дела, что, в совокупности, превратило семинар в действие, напоминающее «ликбез»: создание установок на перемену взглядов на самого себя с возможностью «продвинуться» в вопросах аутоанализа, как некой интенции к медитативному способу мышления.
По самому сценарию, процесс мне показался идентичным хорошо продуманному, с методической точки зрения, акту, имеющему тенденцию апеллирования к подсознательным трансакциям через профессионально проработанные мотивационные и личностные фрустрации, такие как вынос гипервербализованных проекций определенной качественности воспитательных и профессионально-этических установок на сознательное и неприемлемое картине мира противодействие со стороны самоощущения. Это было проведено красиво, талантливо и имело свои плоды.
Мои возможности как консультанта и помощника консультанта были ограничены, с одной стороны изначальной должной неосведомленностью о тонкостях командной работы, с другой – ситуацией, сложившейся вокруг моей персоны, поскольку разделение команды и незнание того, что это может или должно входить в варианты развития сюжета, естественным образом ограничило границы моей компетенции. Однако очень интересен тот факт, что мотивом для разделения изначально целостной третьей группы послужила «невозможность проводить плодотворную работу в большом составе людей и что оптимальным количеством является 6-7 человек», а на второй день довольно директивно и непонятно для меня группу вновь объединили.
Я полностью допускаю то явление, что каким-то образом нарушил процедуру и тактику поведения консультанта в 1 день на планерном заседании, однако результатом моей работы с группой явился доклад и презентация. А мотивацией, по крайней мере, озвученной, на соединение групп послужило необходимое условие доведения начатого до конца, поскольку группы не справляются. Однако, моя группа в первый день задание выполнила: был сделан доклад, вывешана схема и было хорошее участие членов моей группы. Мне было не понятно подобное поведение и мой чисто практический опыт врача сам ответил на вопрос, почему это происходит.
Все оказалось во власти манипуляций и решения своих проблем. Конечно, перед семинаром каждый член команды должен был ответить себе на вопрос «что я хочу получить?». Я хотел получить новые ощущения, новые навыки в социальных трансакциях. И я их получил! А то, что это сопровождалось подводной динамикой и игрой в свои ворота некоторых членов команды консультантов, так ведь не бывает чистых зерен без плевел. Это, «как говорят у нас в Одессе», две большие разницы.
Мой, чисто профессиональный взгляд, позволяет мне сказать, что тему наркослужбы надо развивать, но привлекать к этому процессу людей, непосредственно завязанных на этом вопросе: ФСБ, МВД, первых лиц в Минздраве, представителей правительства, а не отдельно взятых чиновников из местных органов управления.
Руководитель семинара, вызвала во мне самые теплые и положительные сентенции, потому что это – профессионал, стратег и мощный лидер, деятельностью которого существует группа конфликтологов.
Плетнев Н.Я. 12.06.03 г.
____________________
Студенты и магистранты о курсе «Организационный конфликтменеджмент»
Конфликтология и конфликты