Яндекс.Метрика

Рекомендации Международной конференции «Социально-трудовые конфликты в Российской Федерации» — выявление, урегулирование, предотвращение»

Рекомендации Международной конференции «Социально-трудовые конфликты в Российской Федерации» — выявление, урегулирование, предотвращение»

Профсоюзы

Рекомендации Международной конференции «Социально-трудовые конфликты в Российской Федерации» — выявление, урегулирование, предотвращение»

 16-17  октября 2014 года,   Санкт-Петербург 

20 ноября 2013 года Президент РФ утвердил Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации, глава 5 которой содержит указание на необходимость принятия и сопровождения комплексных программ по профилактике социальных и межнациональных конфликтов.  Социально-трудовые конфликты как разновидность социальных конфликтов, неотрывно сопровождают рыночные экономические отношения и несут в себе многообразные социальные и экономические последствия. Противоречия между наёмными работниками и работодателями неизбежны в силу противоположности их интересов. В Российской Федерации на протяжении 2012 – 2014 г.г. еженедельно фиксируется около 5 значимых социально-трудовых конфликтов, в том числе в виде остановок работы и забастовок. Потери рабочего времени в результате забастовок в 2013 году года достигли 6800 человеко-дней, в первом полугодии 2014 года потери выросли более чем в два раза. Вместе с тем, при разумном законодательном регулировании коллективных трудовых споров, соблюдении принципов социального партнёрства и диалоге между организациями работников и работодателей, негативные последствия социально-трудовых конфликтов могут быть снижены. Объективный мониторинг социально-трудовой обстановки, своевременное выявление назревающих конфликтов, профессиональное сопровождение переговорных процессов, поиск и достижение компромиссов за столом переговоров – важные и эффективные инструменты которые должны быть подкреплены прочной законодательной базой на федеральном и региональном уровнях, организационными решениями, образовательными программами, научными исследованиями.

Несмотря на активное развитие науки о конфликтах в последнее десятилетие в Российской Федерации, практическое применение примирительных процедур и ведение результативных переговоров встречаются редко. Конфликтующие стороны не прибегают к услугам специалистов-конфликтологов, предпочитая доводить конфликты до острых форм противостояния и в этих условиях вырабатывать компромиссы. В стране пока не сложилась инфраструктура организаций, профессионально занимающихся урегулированием коллективных трудовых споров и социально-трудовых конфликтов. Большой опыт по снижению негативных последствий социально-трудовых конфликтов, накопленный за рубежом за длительный период существования рыночных отношений, в том числе на уровне международных организаций, должен найти более широкое применение в практике отношений профсоюзов, работодателей и органов власти в Российской Федерации.  

С учётом сложности природы трудовых конфликтов в глобализированных экономических отношениях,  недостатка квалифицированных специалистов-конфликтологов, слабой разработанности теории и практики урегулирования социально-трудовых конфликтов, участники научно-практической конференции считают, что для обеспечения профилактики социально-трудовых конфликтов, снижения их негативных последствий, необходим широкий обмен мнениями между представительными организациями работников и работодателей, органами государственной власти, научным и преподавательским сообществом, в том числе с привлечением международных экспертов.

Участники Международной конференции «Социально-трудовые конфликты в Российской Федерации – выявление, урегулирование, предотвращение», проходившей в Санкт-Петербурге 16-17 октября 2014 года, считают необходимым направить всем сторонам социального партнёрства в Российской Федерации рекомендации, выработанные в ходе пленарного и секционных заседаний. По мнению участников, эти  рекомендации необходимо учесть при принятии и сопровождении комплексных программ по профилактике социально-трудовых конфликтов на уровне муниципальных образований, в рамках субъектов Российской Федерации и в деятельности на федеральном уровне, а также при подготовке инициатив, направленных на совершенствование законодательства по разрешению коллективных трудовых споров.

1. В сфере раннего выявления, мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов:

1.1. Необходимы практические шаги по развитию методов мониторинга, построенных на применении современных информационных технологий, позволяющих получать актуальную и достоверную информацию в режиме реального времени и в форме пригодной для целей управления социальными процессами;

1.2. Результаты мониторингов должны быть общедоступными и практически ориентированными, предусматривать возможность их использования объединениями и организациями профсоюзов и работодателей, органами государственной власти, правоохранительными органами, учёными и исследователями непосредственно в субъектах Российской Федерации, в организациях и на предприятиях. Рекомендуется использовать данные, размещаемые на общедоступном ресурсе industrialconflicts.ru для оценки и анализа социально-трудовой обстановки в субъектах Российской Федерации и на федеральном уровне;

1.3. Текущее состояние социально-трудовой обстановки  и аналитические материалы мониторингов рекомендуется рассматривать на плановых периодических заседаниях Трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений с целью выработки мер по выявлению причин осложнения социально-трудовых отношений в регионах и отраслях, разрешению застойных конфликтов;

1.4. До настоящего времени в Российской Федерации не проводится сплошной мониторинг задолженности по заработной плате. Между тем, несвоевременность выплаты зарплаты является одной из типичных причин возникновения напряжения и конфликтов в социально-трудовой сфере. Соответствующим органам власти на федеральном уровне рекомендуется рассмотреть вопрос о введении отдельного показателя о задолженности по заработной плате в административную статистику для всех работодателей. Для повышения оперативности и объективности в оценке ситуации по выплате заработной платы в регионах, территориальным и отраслевым объединениям профессиональных союзов рекомендуется на периодической основе направлять данные о задержках заработной платы в адрес соответствующих комиссий в субъектах Российской Федерации;

1.5. Учёным, исследователям, специалистам в сфере социально-трудовых отношений рекомендуется проводить линию на формирование единой терминологической базы социально-трудовой конфликтологии, исключающей двойное и неопределённое толкование применяемых терминов. Требуется продолжение усилий по классификации социально-трудовых конфликтов, выработке научно обоснованных методик по урегулированию типовых видов конфликтов.

 

2. В сфере урегулирования социально-трудовых конфликтов:

2.1. Основной причиной социально-трудовых конфликтов в Российской Федерации в 2013 и первом полугодии 2014 года в 76% случаев остаётся низкая оплата труда, на этом фоне активность организаций профсоюзов и органов власти по рассмотрению на региональном уровне фактов невыплаты вознаграждения, его низкого уровня, выплаты «в конвертах» имеет не только прикладной, но и профилактический характер. Рекомендуется широко освещать результаты рассмотрения подобных вопросов в местных средствах массовой информации, проводить выездные заседания соответствующих комиссий,  привлекая объединения работодателей к участию в их работе;

2.2. Органы государственной власти (ОГВ) субъектов Российской Федерации принимают участие в урегулировании 80% социально-трудовых конфликтов, независимо от форм собственности предприятий. В подавляющем большинстве случаев ОГВ в конфликтах выполняют роль «пожарной команды», реагируя на трудовые конфликты, перешедшие в острые формы забастовок, голодовок и митингов.  Выявление социально-трудовых конфликтов на ранних стадиях открывает возможность их предотвращения путём переговоров и достижения компромисса. Для ведения таких переговоров требуется внешний импульс, как правило, со стороны местных органов власти. Однако отсутствие специалистов, способных подготовить соответствующие действия и решения, является сдерживающим фактором. ОГВ в субъектах Российской Федерации рекомендуется включать специалистов-конфликтологов, обладающих профессиональными знаниями и навыками в сфере социально-трудовых отношений, в состав структурных подразделений, отвечающих за осуществление политики в этой сфере;

2.3. В реальной практике социально-трудовых отношений в  2013 и первом полугодии 2014 года примирительные процедуры применяются исключительно редко. Анализ обстоятельств конфликтов показывает, что работодатели не настроены на предотвращение конфликтов на ранних стадиях и в большинстве случаев сознательно идут на обострение. 68% социально-трудовых конфликтов протекает на предприятиях частной формы собственности, однако забастовки происходят и на предприятиях бюджетной сферы, где работодателем выступают муниципальные и региональные органы власти. Потери рабочего времени от забастовок в первом полугодии 2014 года составили 15900 человеко-дней, что вдвое больше потерь, понесённых от забастовок в течение всего 2013 года. Прямой материальный ущерб несут собственники предприятий, работники, бюджеты разных уровней, кроме того, снижается инвестиционная привлекательность отраслей и регионов. Однако участие объединений работодателей как социальных партнёров в предотвращении или урегулировании конфликтов в истекшем периоде не просматривается. Объединениям работодателей на уровне субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне рекомендуется рассмотреть основные причины социально-трудовых конфликтов и выработать на своём уровне действия по минимизации потерь и убытков от забастовок. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным трёхсторонним комиссиям в рамках их компетенции инициировать:

– разработку и принятие мер организационного и экономического стимулирования членства в объединениях работодателей;

– законодательного закрепления социально-ориентированной деятельности объединений работодателей.

2.4. Международная практика содержит широкий арсенал инструментов по профилактике и урегулированию социально-трудовых конфликтов, частично применяющийся в Российской Федерации. Вместе с тем, в регионах страны из 78 негосударственных организаций, заявляющих об урегулировании конфликтов как основном виде деятельности, лишь 4 называют трудовые конфликты в составе оказываемых услуг. В странах с развитой рыночной экономикой 25% негосударственных организаций по урегулированию конфликтов участвуют в разрешении коллективных трудовых споров, что создаёт условия доступности к профессиональным консультациям для работников и работодателей. Сторонам социального партнёрства в регионах Российской Федерации, где наиболее часто происходят социально-трудовые конфликты, рекомендуется рассмотреть вопрос о создании трудовых арбитражей, центров (некоммерческих организаций) по изучению социально-трудовых конфликтов на основе трёхстороннего участия.

2.5. В сфере подготовки конфликтологов в системе высшего профессионального образования рекомендуется продолжить работу по совершенствованию образовательных программ по направлению подготовки конфликтологов на уровнях бакалавриата и магистратуры, используя возможности, которые предоставляются вузам новыми Федеральными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС 3+). Необходимо обеспечить дальнейшую фундаментализацию образования, его тесную связь с практикой прогнозирования, изучения и управления социально-трудовыми конфликтами. 

3. В сфере прогнозирования, предотвращения социально-трудовых конфликтов

3.1. Важнейшим фактором стабильности в сфере социально-трудовых отношений является соблюдение сторонами социального партнёрства действующего законодательства, заключенных договоров и достигнутых соглашений, а также понимание ими социальной ответственности за принимаемые решения. Федеральным министерствам и ведомствам, органам власти субъектов Российской Федерации рекомендуется проводить детальный анализ влияния принимаемых решений на социально-трудовую сферу с участием социальных партнёров (организаций профсоюзов и работодателей), предусматривая в необходимых случаях защитные и компенсационные меры, направленные на предотвращение социально-трудовых конфликтов. Рекомендуется продолжить формирование прочной законодательной основы социального партнёрства на региональном уровне посредством разработки и принятия региональных законодательных актов о социальном партнёрстве.

3.2. Анализ завершившихся социально-трудовых конфликтов показывает, что активное взаимодействие работодателей, столкнувшихся по тем или иным причинам с необходимостью сворачивать производство, с местными органами власти и организациями работников, заблаговременная подготовка вариантов переобучения и трудоустройства высвобождаемых работников и последующее чёткое исполнение принятых на себя обязательств позволяют снизить уровень социального напряжения и избежать негативных политических последствий. Объединениям работодателей рекомендуется периодически рассматривать положение дел в отраслях и на предприятиях, в том числе, попавших в кризисное положение с целью организации и поддержания открытого диалога с органами власти и организациями работников, с целью предотвращения возможных социально-трудовых конфликтов.

3.3. Организации работников: отраслевые профсоюзы и территориальные объединения организаций профсоюзов в 2013, первом полугодии 2014 года принимали участие в 62% социально-трудовых конфликтов, выступая на стороне работников и оказывая поддержку их требованиям. Участие профессиональных союзов при прочих равных условиях приводит к более содержательным переговорам, сокращению продолжительности конфликтов, скорейшему достижению согласия. Вместе с тем, несмотря на высокую степень полного удовлетворения требований работников в ходе социально-трудовых конфликтов (за 9 месяцев 2014 года в 30% завершившихся социально-трудовых конфликтов требования работников удовлетворены полностью), в 66% случаев произошло лишь частичное удовлетворение требований работников, что влечёт за собой сохранение значительного остаточного потенциала конфликтов и периодически приводит к их возобновлению. Организациям профессиональных союзов рекомендуется проводить обучение и переподготовку актива по тематике профессиональных знаний в сфере социально-трудовой конфликтологии, экономики труда, приёмов ведения переговоров и управления конфликтами с целью снижения напряжённости на ранних стадиях конфликтов.

3.4. Профилактика социально-трудовых конфликтов возможна не только на основе анализа объективной информации о причинах столкновений работников и работодателей и выработки соответствующих мер, нацеленных на их устранение, но и посредством проведения на рынке труда политики, исключающей ущемление жизненно-важных интересов сторон трудовых отношений, что подразумевает удержание в определённых параметрах целого комплекса показателей социально-экономического развития, оказывающих решающее воздействие на социально-трудовую среду. Прогнозирование социально-экономического развития регионов и муниципальных образований сопряжено с высокими рисками и неопределённостями, вытекающими из глобального характера экономики и изменчивости внешних факторов, однако параметры, оказывающие влияние на социально-трудовые отношения, во многом задаются на региональном уровне. Требуется дальнейшее проведение исследовательских работ, нацеленных на выявление этих параметров, источников их формирования и возможности влияния на них со стороны социальных партнёров с целью поддержания благоприятной социально-трудовой среды.  

3.5. Участники Международной конференции «Социально-трудовые конфликты в Российской Федерации – выявление, урегулирование, предотвращение», состоявшейся в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов 16-17 октября 2014 года призывают все стороны социального партнёрства, учёных, экспертов и практиков в сфере урегулирования социально-трудовых конфликтов, работников и работодателей к открытому и равноправному диалогу, нацеленному на поддержание экономической стабильности, предотвращение социальных столкновений и эффективное урегулирование противоречий, неизбежно возникающих в сфере социально-трудовых отношений. 

Доклады участников международной научно-практической конференции «Социально-трудовые конфликты в Российской Федерации: выявление, урегулирование, предотвращение».

Пресс-релиз по итогам Конференции

___________

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЫЯВЛЕНИЕ, УРЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ»

Конфликтология и конфликты