Яндекс.Метрика

Схема педагогической компетентности

Схема педагогической компетентности

педагогическая компетентность

(Фрагмент из доклада В.Д. Шадрикова, 19 мая 2014 г. в 11.00    на заседании постоянно действующего   семинара  теоретико-методологического журнала  Российской академии образования и Психолого-социального университета «Мир психологии».)

Шадриков В.Д.В.Д. Шадриков, профессор кафедры общей и  экспериментальной психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор психологических наук, академик РАО.

Под компетентностью работника понимаются качества субъекта деятельности, позволяющие ему успешно выполнять трудовые функции.

Компетенции характеризуют квалификацию работы, компетентность – квалификацию субъекта деятельности по отношению к конкретной работе

На теоретических представлений о психологической функциональной системе деятельности была разработана модель базовых компетенций педагога, представленная на рис. 5

Проверка взаимосвязей выделенных компетенций и общего показателя успешности педагогической деятельности показывает, что:

Проверка взаимосвязей выделенных компетенций и общего показателя успешности педагогической деятельности показывает, что:

Выделенным компетенциям деятельности должны соответ- ствовать соответствующие компетентности педагога:

  • компетентность в мотивации учебной деятельности ученика;
  • компетентность в целеполагании учебной деятельности;
  • компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного
    учебного курса и учебного материала конкретного урока;
  • компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо
    для реализации индивидуального подхода в обучении;
  • компетентность      в      предмете      преподавания      (предметная компетентность);
  • компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач;
    • компетентность в разработке программ деятельности и поведения;
    • компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

ü компетентность  в   организации  условий  деятельности,  прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;

ü компетентность   в   достижении   понимания   учеником   учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности);

ü компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Представленная модель может конкретизироваться по уровням образования, в соответствии с возрастными особенностями ученика, типом и видом учебного заведения, особенностями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

_________

Педагогическая конфликтология

Конфликтология и конфликты