Социальная справедливость: поиск нравственного механизма человеческого общества
(Цой Л.Н. – канд. соц. наук, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»)
Через 25 лет, посла распада СССР и разрушения коммунистической идеологии, критически мыслящим людям стало ясно, что научные определения общества (демократические или авторитарное), не объясняют многих процессов, происходящих в мире: разрушение государств, информационные и гибридные войны, глобализм и пр. Советский Проект был задуман, как государство, в котором принципы социальной справедливости и социальной эффективности были основополагающими. Социальная справедливость учитывает социальное неравенство, которое является сущностной характеристикой любого общества.
Справедливость – это не экономическая категория. Это категория духовно – нравственного качества личности, которое указывает на то, что человек живет по принципу самоограничения своих притязаний, с учетом прав других лиц в обществе. Справедливость связана с долженствованием, как должно быть и чего не должно быть в обществе.
После распада СССР, после разрушения идеологии социального государства и принципа социальной справедливости, в России начал реализовываться принцип экономической эффективности на уровне государственной системы.
После 90-х годов, малая часть элиты разграбила государственную собственность и присвоила ее себе в частное владение и распоряжение. Создав себе капитал, путем перехвата советского наследия и приватизации государственной собственности, которая ранее распределялись на всех жителей страны, миллиардеры создали класс, назовем его – «новые богатые». В России 10 процентов самых богатых людей владеют 89 процентами всего благосостояния страны.[1] Принцип защиты частной собственности был узаконен Конституций РФ.
Государство было ограблено, и в России появился новый класс людей — «новых бедные». Новые бедные — это те, кто только кто имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума. А это по данным Росстата 20,3 млн. человек.
Социологи разделили бедных в России на две группы: бедные «по доходу» и бедные «по лишениям». Первые — те, чей доход на одного члена семьи не превышает официальный минимум. Вторые — люди, которые попадают в трудное материальное положение из-за лишений, которые испытывают даже при относительно неплохих доходах (болезнь, иждивенцы и др.).[2]
Можно выделить несколько подгрупп бедности:
- социальная бедность — это такое состояние, при котором, человек, теряет работу и здоровье по разным причинам и не в состоянии обеспечить себя и свою семью даже на минимальном уровне жизни;
- интегральная бедность — слияние бедности с безработицей;
- бедность по наследству или хроническая бедность, когда родители передают детям бедность «по наследству», так как никакой другой жизни эти люди и не знали;
- абсолютная бедность – это такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологические выживаемость.
Бедность приобретает общественный статус тем, что способствует увеличению появлению в обществе людей ущербных и зависимых от общества, способствует дальнейшему развитию своеобразной психологии бедности, как «симбиоза» ненависти и зависти, а также униженности и апатичности. Такая бедность поистине «государственного масштаба», стала следствием превращения советского общества в постсоветское с элементами «дикого» капитализма.
В России создалось общество с чертами асоциального капитализма, в котором ярко проявилось настоящее господство несправедливости, в котором половина населения выживает в поисках средств на питание, оплату ЖКХ и на лекарства.
Колоссальное расслоение по доходам между «новыми бедными» и «новыми богатыми» в России — это первый момент социальной несправедливости, безнравственный в своем проявлении.
Можно сказать, что социальная справедливость – это нравственный критерий в человеческом обществе, к которому чувствительны простые люди, объединяющие свои усилия в формирование институтов гражданского общества, для защиты своих интересов и прав.
Между институтами гражданского общества и институтами государственной власти формируется конфликт. В случае если институты государственной власти отказываются влиять на процессы расслоения общества в России, то создается благодатная почва для рисков разного рода, для социальных катаклизмов и обострения социальных конфликтов.
А так как социальная справедливость связана с долженствованием, как должно быть и чего не должно быть в обществе, то несправедливым в России являются:
- ограбление СССР после 90-х годов и присвоение себе государственной собственности нынешним российскими миллиардерами,
- появление в России «новых бедных» и «новых богатых».
Все общества можно разделить на два типа:[3]
- пост человеческое общество, в котором происходит дегуманизация человека, антигумманизм, предельная рациональность. В этом обществе отсутствует потребность в понимании, доминирует предельный рационализм при достижении эффективности и получения прибыли. Власть и деньги находятся в центре внимания политической и экономической борьбы, экономический критерий эффективности – является основополагающим;
- человеческое общество, в котором люди пытаются ответить на вопросы и понять, куда мы идем и что делаем, какой смысл мы вкладываем в стратегическое развитие. В центре внимания и обсуждения находятся вопросы справедливости, человеческого достоинства, национальной независимости, социальной защищенности человека, безопасности человека, общества и государства. Основополагающий критерий — социальная справедливость и социальная эффективность.
Есть ли надежда на социальную справедливость? Какой инструментарий необходим, чтобы вернуть достоинство человека и восстановить социальную справедливость?
Поиск ответа на этот вопрос выводит нас не только в область нравственных поступков, но и в поле правосудия, в котором должен быть заложен механизм исполнения социальной справедливости.
Вероятнее всего, России нужен новый общественный Договор между институтами гражданского общества, институтами государственной и судебной власти.
В статье обращено внимание только на один аспект социальной неправдивости. Но самая чудовищная несправедливость, которая страшнее чем жизнь в бедности – это насильственное выдворение человека за пределы Родины, лишение его среды обитания, только за его взгляды.
Справедливость по Зиновьеву А.А. – это нравственные принципы в поступках
Яркий пример несправедливости мы видим на примере жизни выдающегося русского мыслителя, философа и социолога Зиновьева А.А., которого в 1976 году вынудили уехать из СССР только за то, что он правдиво описал общество, в котором жил.
Зиновьев А.А. сформулировал принципы справедливости, исходя из стремления — быть самому для себя суверенным государством, что означает, на мой взгляд, судить себя по высшему гамбургскому счету. Но прежде чем судить, он обращает внимание на фактор понимания, без которого суда не может быть. Зиновьев А. А. писал, что любое явление надо рассматривать в его наивысшем расцвете. Понимание общества, которое находится в моменте осознания себя, требует усилий. Оно, понимание, «… вообще не приходит без усилия. Без усилия приходят только заблуждения». [4]
Хотелось бы отметить одно главное открытие и одно главное событие, которые определили нравственные ориентиры в жизни Зиновьева А.А.:
Перечислю кратко основные принципы:
- Открытие — самые светлые идеи порождали самые мрачные события.
Идеальных обществ не бывает. Главное не то что представляет собой общество, в котором ты появился, а то, что ты сам себя представляешь в этом обществе.[5]
- Событие — разрушение СССР. (После развала СССР — «Я возвращаюсь в свою страну, чтобы защитить ее и умереть на родине»).[6]
• Живи так, будто каждый твой шаг, мысль, поступок наблюдаем свыше.
• Главное – это познание истины.
«Мертвые не могут быть врагами, они могут быть только предметом анализа»
Кратко о принципах, сформулированных в Зиновьеге.
- Сохраняй личное достоинство.
- Воздай каждому должное.
- Обсуждай, но не спорь. Беседуй, но не разглагольствуй. Разъясняй, но не агитируй.
- Обещай, если уверен, что сдержишь обещание. Пообещав, сдержи обещание любой ценой.
- Не обманывай. Не хитри. Не интригуй. Не поучай. Не злорадствуй.
- Выбирай путь, который свободен или по которому не идут другие.
- Не насилуй других. Насилие над другими не есть признак воли. Лишь насилие над собой есть воля. Но не позволяй другим насиловать тебя.
- Вини во всем себя.
- Не действуй от имени и во имя других.
- Никогда не рассчитывай на то, что люди оценят твои поступки объективно, – такой «объективной» оценки вообще нет.
- Людям нельзя просто доверять. Их нужно ставить в такие условия, чтобы они сделали то, что тебе нужно, не ради тебя, а ради себя.
- Будь сдержан с женщинами. Если можешь избежать связи, избеги.
- Душевная чистота и непорочность приносят человеку неизмеримо больше наслаждения, чем житейская грязь и пороки.
- Презирай врагов своих.
- Будь добросовестным работником. Будь во всем профессионалом. Будь на высоте культуры своего времени.
- Будь хорошим членом коллектива, но не растворяйся в нем. Не участвуй в интимной жизни коллектива. Не участвуй в интригах, в распространении слухов и клеветы.
- В творчестве главное – не успех, а результат.
- Надо жить в состоянии постоянной готовности к смерти. Каждый день надо жить так, как будто он последний. Старайся жизнь закончить так, чтобы после тебя ничего не осталось. Малое наследство вызывает насмешки и презрение.
- Большое наследство порождает злобу и вражду наследников. Любое наследство оставляет людям хлопоты.
Осуждая тему социальной справедливости в обществе, О.М. Зиновьева отметила, что «… исполняя социальную справедливость по отношению к одному человеку, не ущемляем ли мы тем самым права тех, за чей счет восстанавливается т.н. социальная справедливость? Не получается рассматривать справедливость как общественный социальный пирог, который заботливое государство делит поровну между всеми….»[7]
Можно сказать, что стремление к справедливости, это не только постоянный процесс нравственного вопрошания каждого человека к самому себе, это еще и вопрос понимания того, какое общество мы строим, какую систему государственного устройства мы создаем, для достойной жизни каждого человека.
03.03.2017 г.
Текст составлен для айта Московской школы конфликтологии.
[2] Бедность и неравенство в современной России.//Под ред. М.К. Горшкова и Н.Е. Тихоновой.-М.: Издательство «Весь Мир» 2014.
[3] Родькин А. Видеозапись Заседания Зиновьевского клуба на тему: «Восстановление отечественной модели образования и преподавание произведений А.А. Зиновьева в средней школе и вузах». 22.02.2017 г. Доступ
[5] Там же.
[6] Беседа с Зиновьевым А.А.