Социогуманитарное обеспечение инновационного развития
«Зрелое профессиональное сообщество, осознающее свое место в обществе, это лучшая «служба собственной безопасности». (Бахтин А.Ю.— Модератор Педсовета)
Преамбула.
Появление Интернета, освоение относительно нового информационного ресурса и нового коммуникативного пространства позволило учителям и лицам, причастным к образовательному процессу, объединиться в обсуждении актуальных проблем российского образования. Появились порталы, сайты и форумы образовательных структур (от министерств до школ, вузов и профессиональных учительских объединений). Что показывают дискуссии? Какие новые проблемы высветились, в связи с сокращением дистанции между виртуальным и реальным пространствами? Есть ли толк от этих ресурсов? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в нашей статье. Материалы для анализа взяты из дискуссий на сайте Педсовета. Принимая участие в дискуссиях на форумах учителей, мы выявили, что самые конфликтогенные темы связаны с инновационными проектами в образовании. Интернет представляет собой не только средство и место актуализации инновационного потенциала учителей, но и богатый методический ресурс для социогуманитарного обеспечения инновационного развития в российском образовании.
Учитель в поисках инновационного пространства саморазвития
Школа как институт сохранения культурных традиций складывалась веками и до последнего времени в ее деятельности редко происходили кардинальные изменения. Консервативность в образовательных структурах (школы, вузы), как и в здравоохранении — объективный факт, а инновации в этих структурах имеют противников по вполне понятным и логично‑аргументированным причинам: результат и качество образования и здравоохранения общество получит лишь в будущем. Качество жизни каждого человека во многом зависит от общественно‑ политического и экономического устройства государства и от управления обществом, а, значит, от качества ума, типа мышления и здоровья политиков и специалистов, которых выучили учителя в школах, педагоги в вузах и которым дали здоровье врачи. С тех пор как от индивидуального обучения по рукописям и непосредственного общения (устного) с учителем перешли к печатным учебникам и письменным ответам мало что изменялось. Общественный стереотип о том, что учитель должен быть во всем образцом для подражания и не имеет права на ошибку, послужило тому, что школа априори предполагалась обезличенным, бесконфликтным пространством, подобным накатанной дороге. Отдельно возникающие конфликты списывались чаще всего на непрофессионализм и не квалифицированность учителя, а поэтому сложился стереотип, что не принято в учительской среде говорить о своих проблемах. Публикации в прессе, посвященные школе, зачастую либо прославляют выдающиеся достижения, либо вскрывают вопиющие факты. Повседневной же работе учителя уделяют внимание только профессиональные издания, массовый читатель получает два учительских образа: идеального учителя или монстра, уродующего детей. Как ломка старого уклада общественной жизни, так и появление новый информационно‑коммуникационных технологий, предоставляемых Интернетом, сломало барьеры, которые фильтровали поток информации в школе. Закрыться от появления новых технологий школа не может и не должна. А учиться жить с ними и в них приходится «на ходу», набивая синяки и шишки.
Появившиеся в сети сообщества по профессиональному признаку не могли и учителей обойти стороной. Появились порталы и сайты учителей: сеть творческих учителей, Всероссийский Интернет Педсовет, Вопросы информатизации образования, Российский образовательный портал и другие. Цели проектов — популяризировать работу работников образования в сети, активизировать и сформировать профессиональную педагогическую аудиторию, оказать информационную и методическую поддержку профессиональной деятельности учителей, предоставить им возможность для самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Интернет‑ресурсы могут быть рассмотрены как инновационное пространство образования.
Качество образования: заграница нам не поможет
Много российских детей сегодня учатся за рубежом, но представить англичанина или американца, приехавшего в Россию за хорошим общим образованием, трудно. Между тем сегодня с трибуны постоянно говорят о «нашем самом лучшем в мире образовании». Однако, даже если малая часть элиты, как и во все времена из России, выезжали учиться за границу, то это еще не является основным критерием качества образования. Образование в России всегда было достаточно на высоком уровне. Одним из показателей являются гениальные открытия и идеи российских ученых в физике, биологии, математике и т.д. Сегодня встает вопрос о таком качестве образования, которое бы отражалось на глобальном уровне, становясь конкурентоспособным. И он требует ответа в образовательной практике, сводящейся к тому, как сохранить локальную российскую уникальность, не раствориться в глобальных процессах. Дискуссии показывают, что на данном этапе мыслить об образовании в категории «купли‑продажи» многие не в состоянии. Некоторым людям кажется, это гадко, грязно и даже неэтично, негуманно – покупать и продавать образовательную услугу. Между тем, если мы не рассматриваем образование как услугу, если у нас нет субъекта купли и продажи, значит, нет конкурентной среды, где формируются договорные отношения, в рамках которых явно видны показатели спроса и предложения. Качественным звеном является новая философия образования как источник настоящих «системных изменений» подготовки российских специалистов в глобальном масштабе. Если российские школы будут расти и развиваться, смогут стать кузницей конкурентоспособных кадров (школьных учителей), а министерство образования будет способствовать становлению школьного менеджмента, то российские учителя станут «товаром» государственной значимости. И тогда школьный менеджмент совершит переворот в российском образовании, а Россия сможет поставлять учителей на рынок образовательных услуг в мировом масштабе.
Инновационный менеджмент и педагогический менеджмент в школе Педагог (учитель) не должен быть менеджером, он должен учить, привлекать инвестиции должен директор, создавая условия для зарабатывания денег. Каждый должен заниматься своим делом. Не различение видов деятельности во многом есть та самая искомая в рассматриваемом материале проблема — причина затруднений в плане становления менеджмента в образовательных учреждениях. Преподаватель (учитель) должен знать основы «Педагогического менеджмента» — те методы, способы и средства, которые позволяют решать задачи по обеспечению эффективности образовательной практики ученика и самого педагога. «Педагогический менеджмент» нужно отличать от «Менеджмента в организации» и от «Инновационного менеджмента». Очень часто элементарная неграмотность, незнание базовый предметов — препятствием для решения реальных проблем становления менеджмента в образовании. Один менеджер в школе рассказал печальную историю. Его как специалиста пригласили в школу на менеджерскую позицию, но у него ничего в школе не получилось. Любое начинание проваливалось, не начавшись. Коллектив монолитной стеной противостоял любым изменениям: «Вас взяли, чтобы вы нам деньги добывали, вот и добывайте, а нас не трогайте». Причина в следующем: у школьного менеджера нет ни прав, ни ресурсов — только обязанности и ответственность.
Что же представляют собой инновации в образовании?
Многие учителя спрашивают: что такое инновации в образовании, какое образование можно считать инновационным? Когда мы говорим об инновациях в образовании, то мы должны иметь не только технический аспект (компьютеры, оборудование и пр.), а в первую очередь социальный аспект, то есть качественно новое отношение к самому процессу образования и обучения, как к процессу передачи знаний, ценностей культуры, формирования образа мира, ценностной системы. Существенным фактором в реформах образования является трансформация как образовательных институтов и их функции в обществе, так и сознания педагогов и специалистов. Инновации в образовании вскрывают назревшие проблемы, делают их явными, обостряют противоречия. Многие инновационные проекты в России (не только в образовании) проваливаются по причине неспособности руководителей формировать инновационное пространство как социальное пространство коммуникации и информационного обеспечения, порождающее риски, новые идеи, нужна также особая социальную активность в целях реализации инновационных проектов. Инновационное пространство невозможно без конфликтов и их разрешения. Если нет человека, который публично протестует против нарушения норм и стремится к новым цивилизованным нормам в деятельности, то нет конфликтов. Бесконфликтное сотрудничество и партнерство в российском образовании — идеальный проект.
Инновационный потенциал — это конфликтный потенциал
Понятие «конфликт» распространяется на все возможные ситуации; оно эмоционально перегружается, что способствует мифологизации ситуации, образованию фантомов, дезинформации, слухам и сплетням. В реальной практике образования происходят те же процессы именно потому, что у учителей отсутствует дифференцированное употребление понятия «конфликт».
В любой ситуации взаимодействия есть конфликтный потенциал, который не является собственно конфликтом: формы отношения и взаимодействия между людьми во многом зависят от особенностей характера лиц, определенных поведенческих привычек, установок, мнений; это субъективный конфликтный потенциал. К объективному конфликтному потенциалу, можно отнести существующие недостатки организационной структуры, четкое разграничение функций, приводящие к существованию различных проблем развития организации. В целом организационный, психологический, этический, нравственный и другие ресурсы оказывают различное влияние на развитие конфликтной ситуации, имманентно присущие любой социальной организации. Когда мы говорим об актуализации конфликтного потенциала, имеется в виду выявление скрытых механизмов взаимодействия между людьми, качество и эффективность которого зависит не только от них, но и от организации, в которой происходит их взаимодействие. Конфликтный потенциал может, как благоприятствовать инновационному развитию, так и способствовать провокации иррациональных, разрушительных формах конфликтного взаимодействия.
Тезисы из дискуссии:
• Мысль о том, что «Интернет как пространство возможности и актуализации инновационного, а потому конфликтного потенциала через легитимизацию условий, обеспечивающих возможность критического анализа и разработки авторских инновационных курсов и программ в образовании» — представляется мне правильной и перспективной. Но опять же возникает вопрос как использование Интернета может изменить уровень отношений между педагогами внутри одной конкретной школы.
• При попытке анализа и склеивании цельной картины из разнородных кусочков, несоединимых подчас элементов мозаики — разных МНЕНИЙ, ПОЗИЦИЙ, ФОБИЙ, КОМПЛЕКСОВ, ЛИЧНОГО ОПЫТА, у тебя может прорезаться третий глаз, и возможен объективный взгляд извне дискуссии», на что и хотелось бы надеяться в дальнейшем.
• К сожалению, для очень многих наших педагогов публичная фиксация их ошибок в дискуссиях воспринимается как прямое оскорбление (или, если помягче – обида, вызывающая порой разные реакции). Но в ситуации принятия конфликта как необходимого условия профессионального развития педагога (в том числе – и через расширение конфликтного потенциала ситуации) вместо слез и обид на критику есть резон задать СЕБЕ прос‑ той вопрос: «Что именно Я не так сделал, что сказал «не так», раз мою замечательную и полезную идею НЕ УВИДЕЛИ».
Результат реконструируемой дискуссии – конструктивное понимание конфликта.
Публичность: за и против
Публикация учителя в СМИ о школьных проблемах, если она не санкционирована школьной администрацией, зачастую приносит учителю только неприятности. Недавно жаловалась коллега, получившая зада- ние отразить в местной прессе проведенное мероприятие: «Замучилась исправлять. То одному завучу не нравится, то другому…» Отказаться же писать она и не помышляла. Вопрос: «А зачем ты вообще тогда пишешь под диктовку?» — ее искренне удивил. И не зря, ибо большинство чиновников из школьных администраций старается не допустить несанкционированного просачивания в прессу никаких материалов. «Мало ли что» — эта позиция хорошо знакома каждому учителю. И даже опыт и имя не всегда спасают от неприятностей. Директор вправе решать, может или нет учитель представлять школу, ибо почти никогда и нигде не смотрят на учителя как на отдельную личность, а только как на представителя школы или как на поставщика «звездочек».
Но многие учителя и по другим причинам против привлечения общественного мнения к проблемам в конкретных образовательных учреждениях. Противники публичности опасаются общественного мнения, им демократический механизм невыгоден, они присваивает себе право истины в последней инстанции, опасаются потерять единоличную власть принимать решения. Страх перед публичностью существует одновременно со страхом перед конфликтом. Чиновники не способны увидеть за конфликтом реально существующую социальную проблему. А когда с помощью СМИ учителя обращаются к важному демократическому механизму разрешения подобных конфликтов, возникающих при реализации инновационных проектов, то директора школы готовы всеми способами избавиться от такого учителя.
Проблема №1 в образовании — конфликтологическая некомпетентность. Государство вмешиваться в такие конфликты не будет, да и в решение этических вопросов тоже. Конституция РФ создала все условия, чтобы профессиональные сообщества могли в полную мощь включиться в решение проблем на микроуровне. И эти условия позволяют публично (демократично) обсуждать подобные вопросы и разрешать конфликты на том уровне, на котором они проявились. Конфликтологическая компетентность — это способность действующего лица различать конструктивные и деструктивные процессы в конфликтах, ограничивать деструктивные процессы и направлять конфликт в русло разрешения реальных проблем. Главное — сохранять конструктивный инновационный, потенциал людей (личностный) и организации (организационный), без которых никакие социально‑значимые проблемы в организации и в обществе, решены не будут.
Образование: СМИ, публичность и критика
Во всех цивилизованных и демократически ориентированных обществах именно средства массовой информации (СМИ) выполняют функцию установления конструктивной и содержательной связи между разными социальными и профессиональными группами. Журналисты являются тем связующим звеном, которые обеспечивают материалом СМИ. От того, как строятся взаимоотношения между конкретными лицами (профессионалами и журналистами) во многом зависит общественный климат в стране, процесс объединения усилий различных сил для решения проблем и новых задач, стоящих перед российским образованием. Невозможно быстро «пробежать» переходный этап становления отечественного образования, проскользнуть мимо неопределенностей и рис- ков, ничего не проработав, не разрешая проблемы и сопутствующих им инновационных конфликтов. Нельзя не заметить, что некоторые моменты в образовательных структурах, по ряду причин, сымитированы. Учителя вкладывают свой труд, они отдают свою жизнь будущему поколению. Лидеров образования, инноваторов в российских школах и вузах страна должна знать пофамильно, так же, как мы знаем космонавтом и политиков, творческих людей культуры, литературы и искусства. Национальный проект «образование» был задуман как инновационный, только мало еще кто понимает глубокую его суть и смысл. Именно журналисты и СМИ должны это разъяснять, чтобы не создавать подобных перевертышей о тех процессах, которые сегодня идут в образовании. Любая критика не должна быть односторонней. О том, что критика выводится за пределы анализа процессов образования, видно из многих дискуссий на Педсовете и реакций на критику: «Мы сами знаем, нас не трогайте!». Если мы не увидим слабые места и проблемы сейчас, то начиная реализовывать любой инновационный проект в образовании, эти проблемы заявят о себе с еще большей разрушительной силой. Однако критика, построенная на слабом знании процессов в образовании, не способствует развитию образовательных проектов, а только затемняет существо дела. Конечно, все понимают, что журналист не может знать все тонкости профессиональной деятельности или темы, на которую он пишет материал. Именно поэтому, ему надо быть очень чувствительным к тем знаниям, которые есть у специалиста, и сверхчувствительным и этичным к самому процессу построения отношений, складывающимся в российском образовании. Для этого журналистам нужно иметь высокую культуру коммуникации и не стремиться к обезличенности и анонимности в образовательной тематике. Здесь нет никаких тайн: у специалистов есть знания, у журналистов есть средство (СМИ) донести это знание до широкой общественности. Давать оценки журналист может, как гражданин, но это не задача журналистики Некачественные статьи об образовании не способствуют доверию к профессиональным газетам и к некоторым журналистам, в частности. Публичные дискуссии позволяют выявить интеллектуальный уровень, выработать индикаторы профессиональных и личностных качества учителя, директоров школ и чиновников. Это риск самоопределения, так как в публичной дискуссии явно виден уровень интеллекта, этические нормы и ценности участников. Культуросообразующим фактором развития сообщества является признание различий и границ между автономиями, одновременно с поиском оснований для общности.
Резюме.
Одна из важных проблем, которую предстоит решать Российскому педагогическому сообществу — формирование демократического механизма в процессе реализации инновационных проектов в образовании. Нужен открытый и доверительный диалог между СМИ и учителями в целях контроля за качеством содержания российского образования. В противном случае в общественном сознании будут формироваться поверхностные и де- формированные представления о тех глубоких преобразованиях, которые происходят в школах и вузах при реализации инновационные проектов.
(Анисимова О.В., Цой Л.Н. Социогуманитарное обеспечение инновационного развития в образовании: публичность «за» и «против».//Журнал «Рефлексивные процессы и управление» -.Международный научно-практический междисциплинарный. Том 7 №2 2007. Специальный выпуск. С.106-114).