Тезисы для открытия четвертой online конференции памяти Г.П.Щедровицкого
(23 февраля 2018 г.)
(Цой Л.Н. – канд. Соц.наук, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»)
- Четвертая online конференция памяти Г.П. Щедровицкого проходит в ситуации информационной войны за новый мировой порядок. И этот момент важен для нашей группы, которая создала условия для проведения online конференций. [1]
Если обратить внимание на то, какими проблемами активно и информационно/публично занимаются раздробленные группы методологов разных поколений, взаимодействуя с группой на ФБ, то мы обнаружим следующее:
- Архитектура (А.Раппопорт)
- Геополитика, идеология, управление (Куликов Д, Сергейцев Т., Валитов И., Громыко Ю., Никитаев В.)
- Издательство материалов методологических семинаров и ОДИ (Норкин С., Рокитянский В., Л. Щедровицкий)
- Корпоративное управление (Королев В., Косенко И.)
- Не четко выраженная предметная область (Проскурнин А.В., Королев П.)
- Образование, тьюторство (Громыко Ю., Попов А., Кобзева Л.)
- Предметные области – Хасан Б.(медиация, конфликтология), Цой Л. (конфликтология), Зубарева Ю. (дизайн)
- Рефлексивное управление, инновации (Лепский В.)
- Системное мышление и институциональный подход (Марача В. Зубарев А.)
- Управление, концептуализация (Кучкаров З.)
2. Про методологическую online -сеть
Что представляет собой online-сеть, в которой разворачивается коммуникация между разрозненными группами методологического сообщества?
Оnline -сеть несовместима с иерархической организацией
№№п/п | Характеристики | Иерархическая организация | Сеть |
1 | Принцип вхождения | По правила и нормам, договор с организацией | Отсутствие договора |
2 | Наличие управляющего органа | Есть администрация | Отсутствует |
3 | Наличие руководителя | Обязательно | Отсутствует |
4 | Лидерство | Закреплено за конкретным человеком (формальный и функциональный лидер) | Свободная позиция, каждый участник может стать лидером в своем проекте |
5 | Контроль над информацией | Контроль за информацией, в интересах организации | Отсутствие контроля. В центре интересы самого участника сети |
6 | Развитие | Обусловлено наличием ресурсов (разных), через постановку новых целей и задач, через конкуренцию | Обусловлено активностью участника сети и не требует особых ресурсов, кроме личного времени |
7 | Дистанция между участниками | Функциональная, иерархическая дистанция и учет статуса | Нет дистанции, быстрый доступ к любому участнику сети |
8 | Привилегии, поощрения | Руководитель выделяет героев и антигероев, есть поощрение и наказание | Нет героев и нет антигероев. Нет никаких привилегий, поощрений и наказаний. |
9 | Субъектность | Отсутствует и нет условий для его формирования | Субъект формируется |
10 | Фактор устойчивости | Закрытость от внешнего мира | Открытость |
Исходя из изложенных характеристик сети, четвертая онлайн методологическая конференция памяти Г.П.Щедровицкого построена на принципах активности и открытости. Орг.комитет конференции учел все предложения участников сети. С программой можно ознакомиться в группе.[2] Материалы всех конференций собраны здесь. [3]
3. Развитие СМД – конфликтологии
3.1.Тема «Конфликты и проблематизация» была одной из ключевых на ОДИ в 1982 году., на которой Г.П. Щедровицкий дал задание игротехнической команде: – «Каждый из вас готовит свои соображения по теме «Конфликт, содержательность конфликта, проблемная ситуация, организация проблемной ситуации, проблема, пространство существования проблемы, проблема в плане задач».[4]
На игре рассматривался опыт создания содержательных конфликтов, задание проблем во всех играх, перевода проблемных ситуаций в проблемы. ГПЩ хотел бы «получить нормативное представление о процессе проблематизации, начиная с задания конфликтных ситуаций и до перевода в задачи, такое представление, которое мы могли бы использовать дальше» в других играх. Процесс проблематизации непосредственно был связана с конфликтами.
«Я, когда буду говорить в дальнейшем «процессы проблематизации», всегда буду иметь в виду, весь процесс, от создания конфликта с его коммунальными и содержательными моментами до перевода проблемы в совокупность решаемых задач, т.е. с наложением на предшествующие процессы и на последующие». [5]
Однако никто из игротехнической команды, проблематику конфликтов в контексте проблематизации, развивать не стал. (Статей игротехнической команды ОДИ -1982 года, по этой проблематике, я не нашла. Из дискуссий на ОДИ, надо еще «вытащить» и переработать материал по этой теме).
О взглядах Щедровицкого Г.П. на социологию, обсуждение проблем социологии, мною была написана статья. [6]
3.2. Через много лет, Дудченко В.С. обратил мое внимание на проблематику конфликтов, чтоб я развивала ее в рамках инновационных игр.[7] Инновационная методология зарождалась в полемике В.С.Дудченко с Г.П.Щедровицким. В 1980 г. в Ярославле на основе методологии системного анализа была разработана Технология группового решения проблем (ТГРП), которая легла в основу первой модели инновационной игры. Ключевыми особенностями метода были его человекоориентированность и направленность на практическое разрешение актуальных проблем, а не просто на развитие мышления. Инновационная методология — это совокупность принципов, методов и технологий, разработанных для развития и порождения изменений социальных систем.
Задачи порождения и реализации направленных (управляемых) изменений социальных систем (прежде всего организаций) требуют отказа от исследовательской ориентации (надо решать, а не изучать), от научно-предметного взгляда на организацию, от позиции «посторонних» (экспертов, дающих рекомендации) и от методов, имеющих узкий спектр воздействия. В инновационной методологии в целях развития организации объединены такие виды деятельности, как анализ слабоструктурированных проблем, выработка перспективных решений, проектирование желаемого состояния организации, выработка программ практической реализации инновационных проектов, обучение работников инновационным стратегиям, методам и поведению, технике групповой работы и ряд других.[8] Благодаря СМД методологии, конфликтология пополнилась такими понятиями/различениями, как:
- натуралистический и деятельностный подход,
- содержательный и коммунальный конфликт,
- рефлексивное управление конфликтом,
- самоопределение в конфликте,
- функция конфликта в развитии организации и др.
Я до сих пор помню тезисы, которые услышала от Г.П.Щедровицкого и которые раскрыли мне новые аспекты, новый взгляд в исследовании конфликтов:
- нет коммунальных проблем, есть коммунальная форма обсуждения;
- есть обсуждение конфликта рефлексивное и нерефлексивное»
- содержание лежит в культуре. Культура функциональна. Культура в процессе трансляции, культура в истории, культура задействована в производстве деятельности;
- содержание лежит в деятельности. Но его еще надо увидеть. Понять!;
- традиции и память могут иссякнуть. Их сохранить можно в мыследеятельности (в мышлении).
Я поняла, что для Щедровицкого Г.П. содержательный конфликт был чем-то обыденным.
Организуя очередную онлайн конференцию памяти Г.П. Щедровицкого, мы надеемся на то, чтобы каждый, кто соприкоснулся с высокой культурой мышления, которую демонстрировал Г.П.Щедровицкий, поделится своими наработками, даст новый толчок к размышлениям о Человеке и его предназначении в этом мире. В мире, в котором идет борьба за новый миропорядок, требуется человекоориентированный Человек. Тут есть проблема, как говорил Г.П.Щедровцикий, не все люди — Люди.
23 февраля 2018 г.
[1] Группа «Технологии мышления. СМД-онтология». Модераторы – Зубарева Ю., Никитаев В., Цой Л. Группа открыта в 2011 году, на данный момент в ней 3085 участников.
[2] Группа «Технологии мышления. СМД-онтология». Модераторы – Зубарева Ю., Никитаев В., Цой Л.
[4] ОДИ-16. Процессы проблематизации оргдеятельностных играх. Отв. Редакторы: Пископпель А.А., Рокитянский В.Р., Щедровицкий Л.П. — Издательство «Наследие ММК» -2017. Стр. 30-31.
[5] Там же. Стр. 10-11.
[7] Дудченко B.C. Инновационные игры: методология, теория, практика. Таллинн: «Валгус», 1989.
Дудченко B.C. Метод инновационной игры – средство практической перестройки сознания и деятельности.//Инновационные методы в управлении. Волгоград: «Прогрессор», 1989.