Яндекс.Метрика

Тезисы для открытия четвертой online конференции памяти Г.П.Щедровицкого

Тезисы для открытия четвертой online конференции памяти Г.П.Щедровицкого

Тезисы для открытия четвертой   online конференции памяти Г.П.Щедровицкого

(23 февраля 2018 г.)

(Цой Л.Н. – канд. Соц.наук, член  Зиновьевского клуба   МИА «Россия сегодня») 

  1. Четвертая  online  конференция памяти Г.П. Щедровицкого  проходит в ситуации  информационной войны  за  новый мировой порядок.  И этот момент важен для нашей группы, которая  создала  условия для проведения  online конференций. [1]

Если обратить внимание на то, какими проблемами  активно и информационно/публично  занимаются раздробленные группы методологов разных поколений,  взаимодействуя  с  группой на ФБ, то мы обнаружим следующее:

  • Архитектура  (А.Раппопорт)
  • Геополитика, идеология, управление  (Куликов Д, Сергейцев Т., Валитов И.,  Громыко Ю., Никитаев В.)
  • Издательство материалов    методологических семинаров  и ОДИ  (Норкин С., Рокитянский В., Л. Щедровицкий)
  • Корпоративное управление (Королев В., Косенко И.)
  • Не четко выраженная предметная область (Проскурнин  А.В., Королев П.)
  • Образование,  тьюторство   (Громыко Ю., Попов А., Кобзева Л.)
  • Предметные  области – Хасан Б.(медиация, конфликтология),  Цой Л. (конфликтология), Зубарева Ю. (дизайн)
  • Рефлексивное управление, инновации  (Лепский В.)
  • Системное мышление  и институциональный подход (Марача В.  Зубарев А.)
  • Управление, концептуализация  (Кучкаров З.)

2.             Про методологическую online -сеть

Что представляет собой  online-сеть, в которой разворачивается коммуникация между разрозненными группами методологического сообщества?

Оnline -сеть несовместима с иерархической организацией 

№№п/п Характеристики Иерархическая организация Сеть
1 Принцип вхождения По правила и нормам, договор с организацией Отсутствие договора
2 Наличие  управляющего органа Есть администрация Отсутствует
3 Наличие руководителя Обязательно Отсутствует
4 Лидерство Закреплено за конкретным человеком (формальный и функциональный лидер) Свободная позиция, каждый  участник может  стать лидером в своем проекте
5 Контроль над информацией Контроль за информацией,  в интересах организации Отсутствие контроля. В центре  интересы самого участника сети
6 Развитие Обусловлено наличием ресурсов (разных), через  постановку  новых целей и задач, через конкуренцию Обусловлено активностью участника  сети и не требует особых ресурсов, кроме  личного времени
7 Дистанция между участниками Функциональная,  иерархическая  дистанция и учет статуса Нет дистанции,  быстрый доступ к любому участнику сети
8 Привилегии, поощрения Руководитель выделяет героев и   антигероев, есть  поощрение и наказание Нет героев и нет  антигероев.  Нет никаких привилегий, поощрений и наказаний.
9  Субъектность Отсутствует и нет условий для его формирования Субъект формируется
10 Фактор  устойчивости Закрытость от внешнего мира Открытость

Исходя из изложенных характеристик сети,  четвертая онлайн методологическая конференция памяти Г.П.Щедровицкого   построена на принципах активности и открытости. Орг.комитет  конференции  учел все предложения участников сети. С программой можно ознакомиться в группе.[2]  Материалы всех конференций собраны  здесь. [3]

 3. Развитие   СМД – конфликтологии

3.1.Тема «Конфликты и проблематизация» была одной из ключевых на ОДИ в 1982 году., на которой    Г.П. Щедровицкий дал задание игротехнической команде:  – «Каждый из вас готовит свои соображения по теме «Конфликт, содержательность конфликта, проблемная ситуация, организация проблемной ситуации, проблема,  пространство существования проблемы, проблема в плане задач».[4]

На игре рассматривался опыт создания содержательных конфликтов, задание проблем во всех играх, перевода проблемных ситуаций в проблемы. ГПЩ хотел бы «получить нормативное представление о процессе проблематизации, начиная с задания конфликтных ситуаций и до перевода в задачи, такое представление, которое мы могли бы использовать дальше» в других играх. Процесс проблематизации  непосредственно был  связана с конфликтами.

«Я, когда буду говорить в дальнейшем «процессы проблематизации», всегда буду иметь в виду, весь процесс, от создания конфликта с его коммунальными и содержательными моментами до перевода проблемы в совокупность решаемых задач, т.е. с наложением на предшествующие процессы и на последующие». [5]

Однако никто из игротехнической команды, проблематику конфликтов в контексте проблематизации, развивать не стал. (Статей  игротехнической команды   ОДИ -1982 года,   по этой проблематике, я  не нашла. Из дискуссий на ОДИ,  надо еще  «вытащить» и переработать материал по этой теме).

О взглядах Щедровицкого  Г.П. на социологию,  обсуждение проблем социологии,  мною была написана   статья. [6]

3.2. Через много лет, Дудченко В.С. обратил мое внимание на проблематику конфликтов,  чтоб я развивала ее в рамках инновационных игр.[7]   Инновационная методология зарождалась в полемике В.С.Дудченко с Г.П.Щедровицким.  В 1980 г. в Ярославле на основе методологии системного анализа была разработана Технология группового решения проблем (ТГРП), которая легла в основу первой модели инновационной игры. Ключевыми особенностями метода были его человекоориентированность и направленность на практическое разрешение актуальных проблем, а не просто на развитие мышления.  Инновационная методология — это совокупность принципов, методов и технологий, разработанных для развития и порождения изменений социальных систем.
Задачи порождения и реализации направленных (управляемых) изменений социальных систем (прежде всего организаций) требуют отказа от исследовательской ориентации (надо решать, а не изучать), от научно-предметного взгляда на организацию, от позиции «посторонних» (экспертов, дающих рекомендации) и от методов, имеющих узкий спектр воздействия. В инновационной методологии в целях развития организации объединены такие виды деятельности, как анализ слабоструктурированных проблем, выработка перспективных решений, проектирование желаемого состояния организации, выработка программ практической реализации инновационных проектов, обучение работников инновационным стратегиям, методам и поведению, технике групповой работы и ряд других.[8]  Благодаря СМД методологии,    конфликтология  пополнилась такими  понятиями/различениями, как:

  • натуралистический и деятельностный подход,
  • содержательный и коммунальный  конфликт,
  • рефлексивное  управление конфликтом,
  • самоопределение в конфликте,
  • функция конфликта в развитии организации и др.

Я до сих пор помню  тезисы, которые услышала от  Г.П.Щедровицкого и которые раскрыли мне новые аспекты, новый взгляд  в исследовании конфликтов:

  • нет коммунальных проблем, есть коммунальная форма обсуждения;
  • есть обсуждение конфликта рефлексивное и нерефлексивное»
  • содержание лежит в культуре. Культура функциональна. Культура в процессе трансляции, культура в истории, культура задействована в производстве деятельности;
  • содержание лежит в деятельности. Но его еще надо увидеть. Понять!;
  • традиции и память могут иссякнуть. Их сохранить можно в мыследеятельности (в мышлении).

Я поняла, что для Щедровицкого Г.П. содержательный конфликт был чем-то обыденным.

Организуя  очередную онлайн конференцию памяти Г.П. Щедровицкого, мы надеемся на то, чтобы каждый,  кто соприкоснулся с высокой культурой мышления, которую демонстрировал  Г.П.Щедровицкий, поделится своими наработками, даст новый толчок к размышлениям о Человеке и его предназначении в этом мире. В мире, в котором идет борьба за новый миропорядок, требуется  человекоориентированный  Человек. Тут есть проблема, как говорил Г.П.Щедровцикий,     не все  люди  — Люди.

23 февраля 2018 г.


[1]  Группа  «Технологии мышления. СМД-онтология». Модераторы – Зубарева Ю., Никитаев В., Цой Л.  Группа открыта  в  2011 году, на данный момент в ней 3085 участников.

[2] Группа  «Технологии мышления. СМД-онтология». Модераторы – Зубарева Ю., Никитаев В., Цой Л.

[4]  ОДИ-16. Процессы проблематизации оргдеятельностных играх. Отв. Редакторы: Пископпель А.А., Рокитянский В.Р., Щедровицкий Л.П. — Издательство «Наследие ММК» -2017.   Стр. 30-31.

[5] Там же.  Стр. 10-11.

[7]  Дудченко B.C. Инновационные игры: методология, теория, практика.   Таллинн: «Валгус», 1989.

Дудченко B.C. Метод инновационной игры – средство практической перестройки сознания и деятельности.//Инновационные методы в управлении. Волгоград: «Прогрессор», 1989.