Яндекс.Метрика

Типология проблем и важнейшие мыследеятельностные составляющие технологии проблематизации

Типология проблем и важнейшие мыследеятельностные составляющие технологии проблематизации

Типология проблем и важнейшие мыследеятельностные составляющие технологии проблематизации

         В данном учебнике будут рассматриваться три типа проблем: теоретические, практические и мировоззренческие.

В теоретических проблемах предполагается выход за рамки существующих представлений и проблематизация имеющихся теоретических знаний, создаваемых в разных системах и разных типах мышления. Обычно результат постановки и решения теоретической проблемы состоит в построении нового, отсутствовавшего до этого представления об объекте.

Практические проблемы — это создание такой системы средств и конструирование таких инструментальных систем и технологий, использование которых позволяет достигать практических целей. Очень часто решение практической проблемы предполагает создание позиционной организации из людей, где различные позиции участников данной организации должны быть согласованы и взаимоорганизованы друг с другом. Построение новой формы организации мыследеятельности очень часто является средством разрешения практической проблемы.

 Решение мировоззренческой проблемы — это изменение способа жизни человека и его восприятия мира. Эти изменения человек осуществляет сам, полностью основываясь на своем свободном решении. В ситуации мировоззренческой проблемы человек чувствует необходимость выбора: либо сохраниться и продолжать оставаться таким же, каким он был, либо измениться.

Ситуация выбора связана с пограничным риском: в результате любого из этих выборов сложившаяся система отношений изменится. Даже если будет принято решение о том, чтобы все было сохранено, решение об изменении могут принять окружающие люди. Мировоззренческая проблема предполагает осуществление самоопределения, в ходе которого человек должен развернуть новое пространство своего самостроительства. Он должен полностью переделать себя и в новой системе отношений. В ходе изменения он не будет создавать новые средства и конструировать новое знание, но будет только таким образом формировать новое видение мира и апробировать новые способы действия. Хотя вполне может получиться так, что это новое видение мира и этот новый способ действия в мире будут точно так же новыми и для всего мира.

Процесс и технология проблематизации, рассматриваемые как ряд воспроизводимых этапов и фаз процесса, связаны с некоторыми важнейшими способностями, необходимыми для осуществления процесса проблематизации (схема 5).

Первая важнейшая составляющая, из которой складывается технология проблематизации, состоит в способности понимать чужую точку зрения, уметь восстанавливать позицию, которая стоит за данной точкой зрения, и входить в данную позицию. Сложность этой работы в том, что человек, понимающий чужую точку зрения, ни в коей мере не должен путать свои мысли и взгляды с чужой точкой зрения.

Но вхождение в чужую точку зрения может ровным счетом ничего не значить, если человек оказывается не способен противопоставить выделенной точке зрения иную точку зрения.

         Если человек не умеет делать этого, он в известном смысле оказывается не свободен по отношению к одной-единственной высказанной точке зрения, может быть поглощен ею и будет находиться в ее границах. Если же человек по отношению к данной точке зрения может свободно привести еще несколько аргументов (это и есть вторая составляющая процесса проблематизации), значит, он, с одной стороны, умеет восстанавливать данную позицию и входить в нее, а с другой — он владеет данной техникой, а не техника, навязанная извне, владеет им.

Третья важнейшая составляющая процесса проблематизации способность понять природу коммуникативного конфликта и ответить на вопрос: чем он вызван?

Эта способность предполагает умение объективировать коммуникативные столкновения на основе выявления стоящих за ними практических предметов мыследеятельности, для которых нет отработанных знаний. Отсутствие таких знаний для ряда практических предметов мыследеятельности и вызывает несводимые расхождения в понимании, конфликты.

Объективировать коммуникативный конфликт — значит уметь выявлять сталкивающиеся в процессе коммуникации мышления на основе категориального анализа, когда дается категориальная характеристика сталкивающихся мышлений и определяется предмет столкновений.

Четвертая составляющая состоит в том, чтобы построить тот мыслительный предмет, по поводу которого происходит столкновение коммуникативных позиций. Это построение предполагает осуществление процедуры идеализации.

Данный предмет должен быть выделен и изолирован как самостоятельное отдельное образование в специально заданной и очерченной идеальной действительности. Для выражения и внешнего представления данного предмета должна быть создана специальная знаковая форма. В этой точке — здесь рассматриваются принципы, техники выражения и представления идеального предмета в символико-знаковой форме — метапредмет “Проблема” оказывается связан с другим важнейшим метапредметом — “Знак”.

После того как мыслительный предмет выделен, он должен быть рассмотрен как средство перехода из прошлого в будущее, обеспечивающее преобразование позиций участников ситуации, вступивших в коммунальный конфликт. Этот шаг перехода из прошлого в будущее может быть представлен как набор определенных задач, выполняемых в каждой из выделенных позиций. В этой точке метапредмет “Проблема” оказывается связан с метапредметом “Задача”.

Наконец, пятая составляющая процесса проблематизации состоит в рефлексии и схематизации новой формы полученного проблемного знания и сопоставлении этой вновь полученной формы с существовавшей до проблемной ситуации формой знания или формами знаний, которые были синтезированы в проблемном представлении. В этой работе по выявлению новой формы проблемного знания и сопоставлению этой новой формы с существовавшими до процесса проблематизации формами знания метапредмет “Проблема” также связан с метапредметом “Знание”.

§ 1. Для чего предназначен метапредмет “Проблема”

 § 2. Проблемная ситуация и законы тождества и противоречия в формальной логике

§ 3. О существовании многих логик: о различии формальной, диалектической и содержательно-генетической логик.

§ 4. Проблемная ситуация и проблема как взаимосвязь мышления, коммуникации, действия

 § 5. Представление о категориях. Категориальная фиксация. Обнаружение проблемы

          Типология проблем и важнейшие мыследеятельностные составляющие технологии проблематизации

§ 6. Антропологическое представление о проблематизации

___________________

Для философствующих конфликтологов

Конфликтология и  конфликты