Яндекс.Метрика

Тьюторство: проблемы и перспективы

Тьюторство: проблемы и перспективы

 Тьюторство: проблемы и перспективы

Цой Л.Н.

Прошло семь лет и явно уже обнаруживается дефект образования магистратуры по тьюторству в стенах МПГУ. 

Вышла статья  бывшего магистранта тьюторской магистратуры МПГУ.  «Кто такой тьютор и почему он важнее  школьного учителя».

Конечно, не  прилично считать тьютора важнее учителя. И это не оговорка автора статьи и  не объяснение » Хочу сразу сбавить градус возмущения – тьютор, на мой взгляд, не важнее школьного учителя. Все профессии нужны, все профессии важны» — Это следствие деформации изначальной модели тьюторства, навязанной К..ой Т.М. (далее КТ) в магистратуре МПГУ, 2 года назад в которой она не была аттестована на должность зав. каф. в том числе и за противопоставление тьютора — педагогам. Одна только интенция тьютора «Перестроить школу на тьюторскую модуль крайне трудно – нужно, чтобы все участники образовательного процесса поверили в эту модель и были готовы работать в постоянном поиске» — вызывает, как минимум много вопросов, а как максимум — не пускать таких тьюторов в школу, коллективы которых постоянно находятся в поиске и без тьютора.

В мае 2017 года Ученый Совет МПГУ проголосовал неоднозначно за переизбрание  КТ на должность зав кафедрой тьюторства. Из 50 человек 12 проголосовали ПРОТИВ. Такое голосование Учёного совета, не устроило КТ  и она написала в соц.сетях, что решила уйти из университета. «Не могу оставаться в месте, где спокойно фабрикуют фальшивые дела» , «Как я могу работать в вузе, где все проректора приняли решение „против“, не поговорив со мной, даже не поставив меня в известность!» — объяснила она. 
На самом деле, Тьюторское сообщество прогнило в нравственной и моральной основе ее руководителя. 
1) Несмотря на соболезнования и почти траур в тьюторском сообществе, хочу отметить, что это хороший знак. (Хороший специалист будет востребован всегда и всюду). 
2) По поводу тьюторства, дисциплина действительно раздута. НЕТ никакой необходимости ни в аспирантуре, ни в магистратуре. Необходима тьюторская компетенция, один семестр в бакалавриате каждого педвуза. Об этом я говорила много раз, может что-то и изменится. 
3) Хочу сказать, что первый черноморский университет тьюторства (ЧУТ — 2012г.) в Геленджике показал профанацию и дискредитацию игровых технологий в рамках тьюторского университета. А нечистоплотность Т.К. (приписывание своей фамилии под книгами, которые она не писала сама) и базаробабность (распространение слухов и сплетен о коллегах) превышала все допустимые нормы в рамках образовательного процесса. 
(Цой Л.Н. — Из архива Черноморского университета тьюторства — ЧУТ)

«На ЧУТе, те кто пытался это задуманное хоть в какой-то мере рефлексивно осмыслить, подвергались коммунальным разборкам со стороны административного ресурса (КТ). И именно поэтому, в полной мере развернулся эмпирический язык и команда учеников административного ресурса из Томска ( исключая группу из Томска 2.0) как зомбированная повторяла » все идет как и было задумано», «у нас все хорошо». Продавливание «Да-стратегии» и выдавливание «проблематизации», «содержательной критики» в отношении неудавшихся попыток некоторых лиц, причисленных к «коллективному субъекту», поглотила хоть какие-то зачатки ИДЕИ открытого образовательного пространства. Административный ресурс открыл пространство для МОЛОТКОВ (выдавая молоток за «коллективного субъекта) и тогда МИКРОСКОПЫ (контрсубъектная группа, которая понимала, что никакого процесса развития и открытости не будет НИКОГДА в такой ситуации) ушли в подполье, организовав свои МЕтодологические посиделки (организаторы контрсубъектной группы — Г …в Е.и Цой Л.). Однако МЕ-посиделки вынуждены были закрыть сами себя, как только туда пришел административный ресурс и слил коммунальный слой в схему сетевого университета, открывая путь коммунальному конфликту.

Контрсубъектная группа не обнаружив «коллективного субъекта», которую продавливал административный ресурс, все-таки получила три схемы, которые и будут в дальнейшем осмысляться группой из Томска 2.0 , в сетевом пространстве, но без административного ресурса. 
Было ли создано открытое образовательное пространство или было использована ИДЕЯ «ОТКРЫТОГО» образовательного пространства для того, чтобы оправдать непродуманные и нерефлексивные действия тех, кого административный ресурс выдавал за «коллективного субъекта» — организатора университета? На мой взгляд, ИДЕИ «открытости» образовательного пространства эксплуатировались только для оправдания действий нерефлексивного так называемого «коллективного субъекта» и это опасный синдром проявления интеллектуального дефицита (СПИД) в образовательном пространстве. Именно поэтому я задаю вопрос — ПОЧЕМУ задуманное, так тщательно скрывается от исследователей и экспертов, преподавателей и консультантов, тех, кого приглашают для обслуживания …… КОГО?» 
4) Много вреда было нанесено ею прекрасным преподавателям, которые вынуждены были уходить с кафедры, в результате дискредитации с ее стороны. 
5) Нарушение финансовой дисциплины на кафедре было нормой. (часть з/платы преподаватели передавали ей) но не лично, а через ее помощников). 
6) В своем письме ей я писала, что ее нельзя допускать к молодежи и, как эксперт в образовательных технологий, раскрывала — почему. 
7) Тьютор — домашний учитель, имеет вековые традиции на территории России. Привнесение западной модели тьюторства в Россию, вне критического осмысления, привнесло и западные ценности в тьюторство.

Полагаю кризис в (про)движении «тьюторства» связан с проблемой содержания. Технические и организационно-технологические аспекты тьюторства вторичны, если не ясно и не определено культурно и исторически значимое, релевантное современной и перспективной ситуации содержание образования. А содержание образования — всегда проекция стратегической проектности и соответствующего политического курса. Кризис системной идеологии и западной проектности неминуемо отражён во всех перипетиях движения…

Результат — ухода КТ из вуза, вполне закономерен. Попытка же объяснить уход КТ из вуза тем, что не пригласили на Ученый Совет и пр., указывает на то, что окружающие видели что творится на кафедре тьюторства, и многие не хотели связываться с ней. Три года работы рядом с ТК, попытки остановить процесс  публичного унижения  и    оскорбления преподавателей вуза, не только игнорировались со стороны КТ, но и  негативно обсуждались личностно с сотрудниками кафедры.

Резюме: Тьюторская магистратура и аспирантура  — раздута в своих организационных рамках.  Тьютор в рамках школы ТК не имеет границ, его учат коучингу, тренингам,  менеджменту, лидерству  и всему, что попадется под  руку — это было видно ещё десятилетие назад.  За это прошедшее время какой либо эффективности в образовании от внедрения идеи не обнаруживается. Индивидуализация школьников, как принцип осуществляется всей школьной образовательной программой.  Логика  и содержание необходимой программы   тьюторства подсказывает, что достаточно одного семестра для всех педагогических вузов. Нет  необходимости ни в магистратуре, ни в аспирантуре по тьюторству в России.  

05.05.2019 г.

___________

Педагогическая конфликтология. Конфликтология в школах