Яндекс.Метрика

Управление будущим: теоретико-методологические проблемы

Управление будущим: теоретико-методологические проблемы

Дудченко Вячеслав Сергеевич (1940-2007г.г.)
Дудченко Вячеслав Сергеевич (1940-2007г.г.)

 Управление будущим из прошлого

Так же как человек из прошлого перетаскивает в настоящее способы работы, способы интерпретации проблем, образцы объектов и программ деятельности, он из прошлого перетаскивает в будущее особенности и тенденции, которые характеризовали прошлые события – в будущее транслируются старые образцы – управление будущим из прошлого.

Управление настоящим из будущего

Вернер Эрхард предложил рассматривать будущее как набор возможностей и простраивать от этого набора к сегодняшнему дню действия, которые могут помочь реализовать желаемые возможности из этого набора – управление настоящим из будущего.

Говоря об управлении из будущего, Вернер Эрхард делает акцент на сегодняшнем моменте и на тех множественных выборах, которые мы делаем сегодня. Будущее предстает как критерий, на основании которого делаются сегодняшние выборы.
                                                  Управление будущим
Дудченко интересует вопрос управления будущим как таковым – управление завтрашним днем.  Под управлением он понимает приведение людей, систем и ситуаций в желаемое состояние.
Критерий «возможности» В. Эрхарда, с его точки зрения, при управлении завтрашним днем можно рассматривать, но с другим акцентом: возможное – это то, что может осуществиться, а может и не осуществиться.
Эта понятийная дихотомия (чистое возможное и чистое невозможное) становится первым различением, первой дистинкцией, первым инструментом, управляющим будущим.
Задавая место для того, что может осуществиться или что не может осуществиться, Дудченко одновременно задает пространство, в котором дальше должны появиться те события, факты и процессы, которые для него желательны или нежелательны.
Желательность и нежелательность выходит на первый план на этом этапе.
Далее происходит конструирование желательных событий, определив:
— органичные потребности, желания (или изобрести новые) и
— и то, что может их удовлетворить.
Далее конструируются нежелательные события и простраиваются действия по их недопущению.
Задавая пространство для появления того, что может удовлетворить мои потребности, я, тем самым, создаю потенциальную систему для создания, изобретения, придумывания предметов и ситуаций удовлетворения – начинается придумывание нового, того, что еще не существует.
Появление идей, которые затем воплощаются в новые события, процессы, результаты – и есть привнесение в будущее того, чего не было бы без этой работы.
Наряду с трансляцией в будущее элементов жизни, которые есть сегодня, мы начинаем транслировать новые элементы, которые сегодня существуют в виде идей и автономны от существующих реалий, (которые, возможно, находятся в отношении антагонизма к ним).
Появившись, они начинают адаптироваться ко всей жизненной системе, а эта жизненная система начинает адаптироваться к ним, либо бороться с ними. Взаимная адаптация приводит к прорастанию идей в будущее, изменению его, приданию ему нового облика, нового качества (закон взаимной адаптации).
Поскольку эти процессы приводят к возникновению желаемого будущего, можно говорить об управлении будущим.
Проблему управления будущим можно свести к двум вопросам:
Как захотеть иного – того, чего нет в твоей сегодняшней жизни; того, в чем у тебя есть потребность; того, на что указывают твои желания.
Как создать это будущее, создать эти элементы, отсутствующие в сегодняшней системе жизни.
Ответ на первый вопрос предполагает два сценария:
Человек делает выбор из тех образцов, которые у него есть, которые у него появились в результате воспитания, обучения, социализации. Он выбирает из этих образцов наиболее привлекательные, наиболее желательные для него. И далее пытается строить своё будущее. Эти образцы выражают ценности человека, его жизненные предпочтения. Эти образцы уже есть, они уже известны.
Таких образцов, предметов и ситуаций удовлетворения, которые соответствовали бы его потребностям, желаниям, у него нет. Он либо о них не знает (они есть у других людей, в других культурах), либо они отсутствуют вообще. Задача формулируется либо как поиск новых для данного человека образцов, предметов, которые могли бы удовлетворить его существующие либо новые потребности, либо создание образцов таких предметов.
Создание новых образцов – это задача творческая и представляет собой наибольшие трудности.
Человек в этом случае должен выйти за границы собственного сознания, и, в соответствии с полной схемой онтосинтеза, выступить в качестве самостоятельного источника новых образцов (арсенал методологии творческого процесса).
Закон взаимной адаптации нового и существующего
Знание закона взаимной адаптации позволяет нового и существующего и способствование этой адаптации при осознании этого механизма помогает эффективно решать проблему создания нового – создании элементов будущего, а через них трансформацию этого будущего.
Дудченко выделяет два крайних экстремума закона взаимной адаптации нового и существующего:
Если существующее не может адаптироваться к новому и подавляет, возникает вариант трансляции существующего в будущее без каких-либо изменений, что может привести к неадекватности систем, живущих в непрерывно изменяющейся окружающей среде.
Неспособность к взаимной адаптации может проявляться в подавлении, уничтожении существующего со стороны нового (революция).
Новое обладает меньшим адаптационным потенциалом и не может адаптироваться к уже существующему, что ставит под угрозу существование самой системы, поскольку существующее со временем перестает быть адекватным меняющимся требованиям среды.
Управление будущим требует высочайшего качества новых идей и разработок, основой которого становится адаптационная способность нового при способности сохранения самотождественности этого нового.
Управление будущим применительно к организации – это способность этой организации вырабатывать такое видение самой себя в будущем, которое, с одной стороны, задает принципиальное новое состояние этой организации, с другой, – способно адаптироваться к существующему, с третьей стороны, – способно ассимилировать существующие организационные формы в принципиально новых формах организации будущего.
Способность управления будущим – это базовая способность саморазвивающейся организации. Без этого качества организации в принципе неспособны к развитию.
Вопрос об управлении будущим можно рассматривать только в том случае, когда концепция времени строится на его субъективированности, а не на натуралистическом его отрыве от человека и попытке представить его как самостоятельную физическую сущность.
Дудченко В.С. Саморазвитие. М.: «Кватро-Принт», 2007. 

 Инновационная методология Дудченко В.С.