Яндекс.Метрика

Управление социальными конфликтами

Управление социальными конфликтами

исследования

Управление социальными конфликтами

Магомедов Г. М., Махачкала

Аннотация

В статье раскрываются сущность и содержание проблемы  конфликта как социального явления, динамику и этапы его развития, определяются его основные функции. Особое внимание уделено выявлению особенностей процесса и методов управления социальными конфликтами.

Ключевые слова: конфликт, управление, социальное взаимодействие, урегулирование конфликта, разрешение конфликта, стратегии конфликтного поведения, сотрудничество, компромисс, принуждение, уклонение, приспособление, посредничество

Генезис эволюции взглядов на проблему конфликта свидетельствует о том, что исследованием конфликтов первоначально занимались философские науки1, и лишь затем (в XIX и XX вв.) она стала предметом изучения социологии, а в настоящее время – предметом многих научных дисциплин, в том числе и конфликтологии. При этом, необходимо различать сферу конфликтогенности в коммерческих структурах, исследованием которой занимаются такие научные дисциплины как  Теория управления≫, ≪Теория организаций≫, ≪Менеджмент≫ и др., и социально-политическую сферу, где процессы возникновения, протекания и разрешения конфликтов имеют свою специфику, и исследуются, в основном, политическими и социологическими науками (напр., ≪Социология конфликта≫). Важно отметить, что в конфликтологии организаций существует термин ≪организационные конфликты≫, под которой ≪обычно имеют в виду не всякий конфликт, происходящий в рамках организации, а такой, который вызван какими-либо специфическими ее свойствами, структурными особенностями, взаимодействием с другими организациями≫ [2, с. 18]. Важно, отметить, что основоположник организационной теории

А.А. Богданов рассматривал под понятием ≪организация≫ практически все проявления живой и неживой природы [11, с. 8], а на современном этапе ≪под организацией, прежде всего и чаще всего, понимается официальное учреждение или общественная структура (предприятие, фирма, орган власти, институт и др.), т. е. реально существующая социальная система

[9, с. 6].   Вспомним знаменитое изречение античного философа Гераклита Эфесского о том, что «война есть отец и мать всего», или же тезис английского мыслителя XVII в. Т. Гоббса о том, что естественным состоянием общества является «война всех против всех». Такое разграничение, имеющее важное методологическое значение, в свою очередь, не означает, что научно-практические выводы и положения в одной части, нельзя и невозможно использовать в другой. Наоборот, результаты исследований в этих областях протекания конфликтов, имеющих много общего, должны взаимно дополняться и обогащаться.

В конфликтологической литературе сущность и содержание конфликта определяется по-разному. На Западе широкое распространение получило определение, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под конфликтом он понимает ≪борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника≫ [14].

Л. Козер, как видно, раскрывает конфликт в основном с социологической точки зрения, ибо его сущность рассматривается как столкновение ценностей и интересов различных групп.

Согласно другому американскому исследователю Р. Дарендорфу, конфликт –“все структурно-производственные отношения противопо ложности норм и ожиданий, институтов и групп”[3, с. 8]. Автор определяет конфликт на достаточно высоком уровне абстракции.

Немецкие социологии Макс Вебер и Георг Зиммель считали, что конфликты являются неустранимой частью социальной жизни [8]. Немецкий социолог Макс Вебер раскрывает сущность конфликтного взаимодействия с точки зрения властных и статусных отношений и связанных с ним форм господства.

Г. Зиммель в своей книге ≪Конфликт современной культуры≫ отмечает, что ≪Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием… в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры≫ [8].

Марксистское понимание конфликта исходило из того, что им пронизана вся история человеческого общества, которая, по мнению К. Маркса, является историей борьбы классов –борьбы пролетариата с буржуазией. Бесконфликтное время наступит только после социалистической революции, когда установиться диктатура пролетариата, которая возможна только в коммунистическом обществе [5, с. 359-373].

Американские социологи Р. Майк и Р. Снайдер выделяют ряд существенных характеристик конфликта:

  • необходимым условием конфликта является наличие, как минимум двух противодействующих сторон (индивидов, групп, классов и даже культур);
  • конфликт возникает в связи с наличием признаков дефицита источников, два субъекта не могут одновременно удовлетворить свои притязания на какую-либо ценность;
  • необходимым условием конфликта является стремление сторон получить выгоду за счет друг друга, вследствие чего конфликтное поведение выглядит как стремление ликвидировать или поставить другую сторону под контроль;
  • при конфликтном взаимодействии действия конфликтующих сторон направлены на достижение несовместимых и взаимоисключающих целей, что и приводит к их столкновению;
  • важнейшим аспектом конфликтных отношений является власть, ибо только при господствующей общественной позиции можно контролировать и направлять поведение другой стороны.

Следует отметить, что в признаках явлений сущность конфликтов только проявляется. Поэтому вопрос определения сущности конфликта остается актуальным и для американского направления конфликтологической мысли [3, с. 10-11].

В отечественной литературе также можно встретить множество определений социального конфликта, раскрываемого через совокупность признаков и представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями.

Так, например, А.Г. Здравомыслов пишет: ≪Конфликт –это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями≫ [4, с. 96].

Идентичные точки зрения на предмет конфликта высказывают и другие российские ученые. В частности, А.Я. Анцупов и С.В. Баклановский определяют социальный конфликт ≪как наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу≫ [1, с. 39]. Тем самым, оба отечественных исследователя подходят к трактовке конфликта как социального явления, где важным моментов является осознанное противодействие 2‑х и более сторон, без которого не может быть и самого конфликта.

В.В. Козлов и А.А.Козлова также определяют конфликт как социальное явление и дают ему следующее определение: ≪это столкновение противоположных целей, интересов, мнений, позиций людей в процессе взаимодействия≫ [2, с. 12-13].

Однако для уяснения сути конфликта представляется важным привести точку зрения, высказанную в Политической Энциклопедии. Там, в частности, говорится: “Конфликт –один из типов социального взаимодействия индивидов, социальных общностей и социальных институтов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, препятствуют реализации ее целей (интересов). Для возникновение конфликта необходимо наличие как минимум 2 или более сторон, интересы которых реально или предположительно сталкиваются” [7, с. 566].

Таким образом, существует множество дефиниций понятия конфликт, которые раскрывают те или иные аспекты этого явления и отражают взгляды различных авторов на его сущность. Бесспорным является то, что конфликт возникает и развивается среди людей, т. е. является социальным феноменом. Известно, что на сегодняшний день в мире насчитывается более 7 млрд. человек, и если верить ученым, среди них мы не найдем хотя бы двух одинаковых (идентичных) людей. Более того, если даже предположить, что человечество научится клонировать себя, и тогда мы не приобретем двух похожих людей, что связано даже не с эффективностью новой репродуктивной технологии, с помощью которой была получена овечка Долли, а со спецификой самого представителя Homo sapiens, который является результатом уникального сочетания врожденных психофизиологических особенностей и неповторимости процесса его (человека) социализации. Вышеперечисленное становятся объективным фактором высокого уровня распространенности конфликтов среди человеческого рода по самым разнообразным причинам и во всех сферах социального взаимодействия людей, в том числе и в организациях, как в социальных, так и в коммерческих. Неслучайно, что известный теоретик и практик менеджмента И. Адизес справедливо отмечает, что ≪… мы разные. Мы думаем по-разному, у нас различные потребности, различные ожидания, разные стили принятия решений. И это вызывает многочисленные конфликты≫ [13]. Следовательно, прав отечественный исследователь феномена конфликта Здравомыслов А.Г., считающий, что ≪конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело≫ [4, с. 9].

В литературе существуют множество различных критериев классификации конфликтов. Наиболее значимыми в контексте изучаемой проблемы является их типология в зависимости от сторон конфликта, которые подразделяются на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Часто к их числу относят и международные конфликты, что является, на наш взгляд, методологически правильным, в условиях, когда и государства рассматриваются в качестве организаций. Не менее важным является деление конфликтов в зависимости от их направленности на горизонтальные, когда в противоборство вступают стороны, имеющие одинаковый статус и равное положение (напр., коллеги по работе); вертикальные, протекающие между субъектами находящимися на разных ступенях иерархической лестницы (напр., между начальником и подчиненным(и)); и смешанные, включающие различные сочетания двух предыдущих. По данным Козлова В.В. и Козловой А.А. на долю вертикальных и смешанных конфликтов приходятся ≪70-80% всех конфликтов≫ [6, с. 20]. В зависимости от последствий влияний конфликта на функционирование организации, различают конструктивные (положительные) и деструктивные (отрицательные) функции конфликта. Про первые говорят при преобладании позитивной роли конфликта, что и является основной целью управления конфликтами в организации, а про вторые – при доминировании отрицательной, минимизация которой также является важной задачей эффективного управления конфликтами.

Следовательно, под управлением конфликтом понимается целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач≫ [10, с. 119]. Из этого определения видно, что конфликт выступает не только как система, состоящая из определенных элементов (стороны конфликта; предмет и объект конфликта; цель, интересы и причины конфликта и др.), но и как процесс. Конфликт как процесс представлен 3 основными стадиями развития: от первой –латентной (скрытой) стадии (предконфликтной ситуации) — конфликт переходит во вторую стадию –стадию открытого конфликта (активная стадия), из которой переходит в третью стадию –стадия завершения (разрешения) конфликта.Н.Н. Тренев также выделяет три стадии развитии конфликта. Он использует для их обозначения термины –конструктивная стадия, стадия игнорирования и деструктивная стадия [12, с. 8], сущность и содержание их совпадает с приведенными нами выше этапами, которые являются общепризнанными в научной литературе. Стадия завершения конфликта может закончиться его полной ликвидацией, переходом конфликта в латентную (скрытую) форму, трансформацией конфликта в другой конфликт, или же временным прекращением конфликтного взаимодействия –угасанием конфликта (Гусейнов А.Г.).

Говоря о самом процессе управления конфликтом необходимо отметить, что здесь ≪различают два противостоящих друг другу процесса завершения конфликтной ситуации –ее урегулирование и разрешение≫ [4, с. 25].

Если в результате урегулирования достигаемого за счет принуждения одной из сторон ≪действовать вопреки собственным интересам или жертвовать какой-то их частью≫, в результате чего ≪может быть только или частичный проигрыш каждой из сторон, или частичный выигрыш их обеих≫ [10, с. 123], то ≪подлинным завершением конфликта может быть только его разрешение, которое достигается в процессе обоюдного анализа противниками истоков и содержания их спора≫ [2, с. 25].упрВ качестве основных методов (техники [12, с. 13.]) урегулирования конфликтов, или как их еще называют стратегий конфликтного поведения [6, с. 28], выделяют:

1. Сотрудничество (консенсус), которое считается наиболее эффективным и предпочтительным способом разрешения конфликта, предполагающий процесс совместного и взаимовыгодного поиска путей выхода из проблемы. Данный метод считается самым привлекательным в арсенале управления конфликтами, однако, он является и самым сложно достижимым, в силу специфики и сложности форм социального взаимодействия различных субъектов организационной структуры, ограниченности материальных и финансовых ресурсов, полного разногласия и/или совпадения интересов, потребностей, мотивов, ценностей, притязаний, ожиданий, ролей и прав.

2. Компромисс –предполагает тактику взаимных уступок конфликтующих сторон,  является наиболее распространенной тактикой урегулирования конфликтов в организациях, в условиях невозможности полного устранения возникающих между субъектами конфликтного взаимодействия противоречий. Привлекательность его состоит в том, что обе конфликтующие стороны по окончанию самого конфликта в глазах друг друга находятся, как бы, в равных положениях, т. е. в результате уступок обе стороны или одинаково проиграли или же одинаково выиграли. Как справедливо отмечают А.Г. Большаков и М.Ю. Несмелова, что результатом компромисса является отсутствие ≪откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя≫[2, с. 38]. Таким образом, формирование субъективного ощущения торжества социальной справедливости (хотя бы даже и иллюзорной) у конфликтующих сторон, выступает мощным рычагом управленческого воздействия на конфликт, могущий дать положительный эффект в их разрешении.

3. Принуждение –у различных авторов –настойчивость, соперничество, противоборство, силовое давление. Суть его заключается в стремлении одной из противодействующих сторон (иногда, и обеих) навязать другой (друг другу) только свое видение решение проблемы, отвечающее лишь его собственным интересам. Выбирающие данную стратегию конфликтного поведения, зачастую, используют все методы, в том числе силовое воздействие и авторитарные решения (в случаях вертикальных конфликтов), для победы в борьбе. Тем самым, игнорируя фундаментальное положение о том, что цель не оправдывает потраченные на него средства. В общем, ≪подход характеризуется конкуренцией и отношением “победитель” –“проигравший”≫ [12, с. 13]. Важно отметить, что этот способ урегулирования конфликтов в условиях и нежелательности использования в более или менее стабильной обстановке, может выступить единственно приемлемым методом завершения конфликта в кризисной (агрессивной) ситуации, при необходимости срочного разрешения противоборства, которая несет угрозу самому существованию и функционированию организации.

4. Уклонение (уход, избегание), характеризуется стремлением одной из сторон уйти (уклониться) от конфликтного взаимодействия, что может быть обусловлено следующими причинами: в силу недостаточной ценности для субъекта предмета противоречий и отказа от борьбы за него; стремление уменьшить число потерь, количество которых может значительно возрасти при вступлении в конфликт; осознание невозможности собственного выигрыша, которое ≪определяется неуверенностью человека в собственной победе≫ [6, с. 29]; отсутствие мотивации для разрешения возникших противоречий.

5. Приспособление (бездействие, уступчивость, сглаживание); в наиболее общем виде, его можно представить как “капитуляцию” одной из конфликтующей сторон от противоборства, вследствие, или ее ≪проигрыша≫, или же отказа от собственных притязаний и интересов (жертвование ими), в условиях, когда большей ценностью для субъекта является не само обладание объектом, из-за чего произошел сам конфликт, а сохранение ≪дружеских≫ отношений с конфликтующей стороной. Также, ≪данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий. Последствия применения этого метода непредсказуемы, хотя они могут обернуться и выгодными для администрации или социально группы событиями≫ [2 ].

Важным элементом управления конфликтами является институт посредничества, заключающийся в привлечение третьей стороны для их урегулирования, и больше известный в конфликтологии как ≪медиаторство≫ (в дагестанской традиции — институт ≪маслаата≫). Медиаторами могут быть авторитетные граждане, религиозные общины одной или нескольких конфессий, общественные и другие организации, государственные органы, признанные обеими сторонами конфликта [2, с. 40-47].  В условиях, когда в современном мире устанавливается принцип, согласно которому, как справедливо отмечает И. Адизес, цитируя поговорку дзэн, если все думают одинаково, никто хорошо не думает, для гармоничного развития организации от лидера нужна такая работа, ≪что бы различия работали синергетически, что бы мы обогащали друг друга своими различиями; учились друг у друга… Создавая культуру взаимногоДоверия и Уважения≫ [13].

Литература

1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2‑е изд., перераб. –СПб.: Питер, 2009.

2. Бальшаков А.Г., Немелова М.Ю. Конфликтология организаций. М.: МЗ Пресс, 2001.

3. Вершинин М.С. Конфликтология. СПб. 2000.

4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

5. История философии. Под ред. Ч.С. Кирвеля. –2 изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2001. С. 359-373.

6. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. М.: Издательство ≪Экзамен≫, 2004.

7. Конфликт //Политическая Энциклопедия. Т.I. М., 1999. с. 566.

8. Конфликтология// Русский Гуманитарный Интернет Университет// [Электронный ресурс].

9. Коробко В.И. Теория управления/ В.И. Коробко. –М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

10. Соломатина Е.Н. Социология конфликта. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011.

11. Теория организации: Учебник для вузов/ Минобразования РФ; под общ. ред. В.Г. Алиева. –2 изд., перераб.и доп. –М.: ЗАО ≪Издательство ≪Экономика≫, 2003.

12. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М.: ≪Издательство ПРИОР≫, 2001.

13. Adizes Institute [Электронный ресурс].

14. Coser L.A. The Fuctions of Social Conflict. –ondon: Free Press, 1956, –p. 8.

_______

Материалы исследовательского комитета РОС «Социология конфликта»

Конфликтология и конфликты