Вместо заключения
Одним из важнейших направлений развернувшейся в нашей стране перестройки социально-экономической жизни является усиление роли человеческого фактора. Необходимо развить инициативность, активность, предприимчивость, другие социально-психологические и профессиональные качества, увеличивающие вклад работника в совершенствование управления, интенсификацию экономики, ускорение технического прогресса.
Предпосылкой повышения активности руководителей и специалистов в деле перестройки служит формирование у них соответствующих умений и навыков.
Традиционные методы обучения, господствовавшие в системе подготовки и переподготовки специалистов в прошлом, ориентированы в основном на передачу обучаемым знаний. Для выработки.же у них умений и навыков необходимо самое широкое применение активных методов обучения и в первую очередь наиболее эффективной их разновидности — деловых игр.
XXVII съезд КПСС и последующие Пленумы ЦК партии углубили и развили вопросы, связанные с воспитанием активных руководителей и специалистов, владеющих современными методами хозяйствования. В частности, июньский (1987) Пленум ЦК КПСС постановил перестроить систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации партийных, советских и хозяйственных кадров, положить в основу ее практическое овладение современными методами хозяйствования. В постановлении ЦК КПСС от 6 февраля 1988 г. «О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства» прямо указывается на необходимость шире использовать активные методы обучения, такие, как деловые игры, разбор конкретных ситуаций, коллективный поиск резервов, дискуссии и др.
По мнению Г. А. Ягодина, председателя Государственного комитета СССР по народному образованию, «особое внимание надо уделить практическим занятиям, в первую очередь — деловым играм, которым у нас почему-то не повезло. В течение долгих лет мы очень много говорим о них, а используем совершенно недостаточно. Да и качество того, что используем, оставляет желать лучшего. Надо заняться этим вопросом всерьез, в короткое время создать по каждой специальности широкий набор деловых игр» (Ягодин Г. А. // Экономическая газета. — 1987. — № 41).
Того же мнения придерживаются и другие специалисты. Поставлена, таким образом, задача создать в короткие сроки многие сотни комплексов деловых игр для всех специальностей.
В стране имеется значительное количество деловых игр, однако в большинстве своем они охватывают отдельные вопросы тех или иных дисциплин и лишь некоторые доведены до уровня комплексов активных методов обучения по специальности в целом.
Степень и качество разработанности отдельных деловых игр сильно разнятся. Общесоюзной их аттестации до сих пор нет. В ряде случаев они нуждаются в значительной доработке. Но и достаточно хорошо проработанные игры при использовании их в других условиях требуют в большинстве случаев адаптации применительно к отраслевому профилю и его особенностям. Для решения всех этих задач необходим широкий информационный материал, ориентированный прежде всего на облегчение разработок комплексов деловых игр по специальностям.
Авторы попытались, насколько это было в их силах, восполнить один из многих пробелов в области деловых игр. Если им это в какой-то степени удалось и читатель не только с интересом ознакомился с данной книгой, но и получил необходимую информацию для практической работы, они могут считать, что их скромная задача выполнена.
Глава 1. Что такое деловые игры
Глава 2. Активные методы обучения и деловые игры
Глава 3. Фонд деловых игр в СССР
Второе рождение советских деловых игр произошло в конце 60-х гг.
Глава 4. Деловые игры для экономистов-управленцев
Глава 5. Деловые игры для конструкторов, технологов и проектировщиков
Глава 6. Деловые игры в непроизводственных отраслях
Глава 7. Методика конструирования деловых игр
Вместо заключения
(Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры — Рига: АВОТС, 1989 — с.304.)
_____________
Статьи и фрагменты из книг: конфликтология и конфликты
Конфликтология и конфликты