Первичный анализ конфликтной ситуации в борьбе за профессию.
(Цой Л.Н. – конфликтолог).
Преамбула.
Материалом для первичного анализа является текст дискуссии круглого стола по теме: — «Борьба за профессию. Угрозы академической корпорации: дискуссия профессионалов». Почему мы выделяем «первичный» анализ конфликтной ситуации? Во-первых, мы имеем дело только с взглядами и представлениями только одной стороны. Во-вторых, мы имеем дело с информацией только со слов участников. В третьи, мы имеем дело с публичной информацией, которой конфликтолог не имеет право одновременно доверять и не доверять. В-четвертых, этот этап исследования очень важен для дальнейшего углубленного анализа конфликтной ситуации, в случае, если участники ситуации действительно готовы к профессиональной и системной защите своих интересов в социально-политическом пространстве.
Первичный анализ конфликтной ситуации строится на основании модели эмпирического (естественно развивающегося) конфликта, которая предполагает наличие основных единиц анализа:
- Проблемы
- Участники конфликта (социальный статус, позиции, роли, функции)
- Противоречия
- Интересы и мотивация
- Средства борьбы
- Средства выражения (язык описания, оперативные системы математики, системы понятий)
- Эмпирические факты
- Интерпретации и рассказы
- Имеющиеся ресурсы у конфликтующих сторон
Выход в проектирование совместно-организованных действий предполагает конструирование конфликта, то есть искусственно организованный конфликт, как ПРОЕКТ. Здесь нужны разработчики (проектироващики) социальной технологии разрешения конфликта.
- Подходы (методы, технологии) к разрешению конфликта
- Цели и задачи борьбы
- Какие модели разрешения конфликтов предлагаются
- Модель реальной ситуации
- Модель желаемой ситуации
- Модель идеальной ситуации
Я выложила только пошаговый, технологический аспект первичного анализа конфликтной ситуации, так как пока не располагаю свободным временем для работы над ним, раскрою только несколько аспектов.
I. Проблемы.
Авторы статьи зафиксированы четыре проблемы (может есть еще, надо подумать):
1) Усиливается процесс отчуждения профессоров и преподавателей от управления университетом.
2) К власти в университетах и РАН пришли/приходят менеджеры, которые , создают новые формы управления, основанные на количественных способах оценки научной и образовательной активности.
3) Политика современных университетских администраторов ломает прежние представления об академической идентичности и академическом профессионализме.
4) В России отсутствует внятная позитивная программы действий по управлению наукой и образованием.
Из четырех проблем, которые отмечены в статье, только четвертый пункт имеет отношение к политической борьбе на уровне государственной власти, остальные проблемы, на мой взгляд, должны и могут решаться на уровне институтов.
Проблематизация.
В рамках академии наук есть структуры, которые занимаются тематикой государственного управления — Институт управления им. Трапезникова, Институт социологии РАН и др. Разве это не их задача разрабатывать парадигм ы управления в ситуации, в которой оказалась Россия и российская наука? Но посмотрите что происходит. Представители академической науки (академики, профессора) находятся во всех структурах государственной власти на функциях советников, консультантов, по этой тематике научные коллективы получают государственные гранты И получается, что их работа не способствуют тому, чтобы ВЛАСТЬ смогла внятно сформулировать позитивную программу действий по управлению наукой и образованием, чего требует ядро профсоюз «Университетская солидарность», Общество научных работников, сообщество «Диссернет», профсоюз работников РАН. А о чем говорит этот факт? О том, что внутри академического сообщества существует скрытый конфликт, но почему -то он не решается внутри сообщества и сразу выносится во вне, направляя внимание и борьбу сообщества с государственной властью.
Необходимо знать, что вступать в борьбу с властью за свои права, коллективный субъект должен понимать, что он вступает в политическую борьбу, и борется за влияние на власть, а потому надо иметь системно — осмысленный ПРОЕКТ, с детально прописанными целями, задачами, средствами борьбы, поддержкой СМИ, защитой своего политического ядра и пр. .
Я глубоко уважаю коллег и также считаю, что необходимо перейти к формированию целостной стратегической программы действий в сфере образования и науки, чтобы силами самого академического сообщества в ходе такой работы выработать и единую политическую повестку. Но для этой цели важна не только самоорганизация, но и наличие штаба профессиональных разработчиков, способных честно фиксировать реальные проблемы внутри академического сообщества, в том числе и профессиональный контроль за качеством работ по государственному управлению.