Общественное мнение о памятниках и действия разных групп.
(В процессе подготовки темы о конфликтах вокруг памятников, пришлось обратиться к социологии)
(Цой Л.Н. – канд. соц. наук, конфликтолог)
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя. (Ю. Левитанский)
Есть несколько тезисов по отношению к историческим памятникам, вокруг которых идет общественная дискуссия в российском обществе.
- Без памятников о ПРОШЛОМ нет ПАМЯТИ в НАСТОЯЩЕМ.
- Без памятников нет БУДУЩЕГО
- Памятники должны объединять общество
- Памятники – это историческое и культурное наследие общества, их надо оберегать.
- БУДУЩЕЕ не в памяти о ПРОШЛОМ, а в ПОСТУПКАХ и в историческом самоопределении ныне живущих.
Условно можно выделить несколько социальных групп в разной степени заинтересованных в ситуации вокруг памятников:
- Представители государственной, региональной, городской и муниципальной власти. Действия власти — продавливать принятое управленческое решение. Власть считает, что она лучше всех знает, где и кому поставить памятник, для подкрепления своих действий организует голосование на разных сайтах.
- Люди, находящиеся на уровне выживания и удовлетворения первичных потребностей. Действия — им все равно, им не до памятников, им бы выжить. Они готовы на любые действия ради еды. Это ресурс для протестных действий и эскалации иррациональных конфликтов.
- Профессиональные сообщества: культурологи, архитекторы, искусствоведы, градостроители, историки. Действия – активные дискуссии вокруг памятников, профессиональные экспертизы в защиту памятников. Власть привлекает часть профессионалов для подкрепления принятия управленческих решений.
- Интеллектуальная элита: ученые, преподаватели, учителя, исследователи. Действия — интеллектуальное отношение к памятникам, мысль, как действие, без поступка. Интеллектуальная оппозиция к власти.
- Активные люди, неравнодушные к тому, что делается вокруг:
а) верящие в том, что власть услышит их мнение – выстраивает диалог с властью в разных формах.,
б) не верящие в то, что власть услышит их мнение – организует протесты и конфликты, как формы привлечения СМИ и общественного внимания к памятникам.
- Бизнес структуры, извлекающие выгоду и прибыль от эксплуатации памятников – готовы инвестировать, в случае, если памятники привлекут внимание людей, как потребителей их услуг к пространству вокруг памятников. Происходит коммерциализация исторических брендов и память о предках.
- Политические партии и общественные движение — используют памятники в периоды выборов и обострения политической обстановки в обществе.
- СМИ — распространяют информацию о конфликтах вокруг памятников, привлекая внимание общества к проблеме, а также к своим ресурсам для повышения рейтинга. СМИ — политически ангажированы, хотя считают себя независимыми СМИ.
Если для России является ценностью развитие гражданского общества и демократических общественных институтов, то необходимы площадки для диалога и открытого столкновения взглядов между разными социальными группами по поводу исторических памятников. Историческая память, увековеченная в исторических памятниках, несет ценностную нагрузку и обращена к обществу, к перспективе развития демократического государства.
________