Яндекс.Метрика

Культура и конфликт вокруг исторических памятников

Культура и конфликт вокруг  исторических памятников 

(В процессе подготовки   темы о конфликтах вокруг памятников, пришлось обратиться к социологии конфликта)

 (Цой Л.Н. – канд. соц. наук, конфликтолог) 

«Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух, в свою очередь поднялся до состояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры».  (Г.Зиммель) 

             Вокруг исторических памятников в России идут  жесткие споры и конфликты. Чиновники властных  структур конфликтов опасаются, так как в их сознании доминируют  отрицательное отношение к конфликту, и тому есть три основные причины:

  • конфликт отождествляется с насилием и разрушительной агрессией;
  • конфликт нагружен отрицательными смыслами, поскольку для большинства людей результаты конфликта — это потеря здоровья, стрессы, распад семьи, творческих коллективов, уход самых лучших специалистов из организации и множество других негативных последствий;
  • отношение к конфликту формируется исходя  из выигрыша и проигрыша.

В  20 веке  Г.Зиммель[1] сформулировал конструктивные функции конфликта. О каком конфликте идет речь?  Речь идет о конфликте  назначение, которого  заключено в обнаружении противоречий и в этом смысле  конфликт является формой жизненной динамики («конфликт питается энергией жизни»), он и есть сама жизнь, но жизнь человеческая, культурная.   

Позитивные функции конфликта:

  • конфликт устанавливает новые границы социальной группы путем усиления самосознания ее членов и представлений о собственной идентичности,
  • конфликт стабилизирует и регулирует отношения внутри группы, обеспечивая выход враждебным эмоциям, снижая социальное и психологическое напряжение, мобилизуя внутренние ресурсы, развивая личностные качества участников конфликта,
  • конфликт делает возможной оценку проявивших себя новых сил в организации и таким образом служит балансирующим механизмом, способствующим укреплению коллектива, в котором конкуренция является нормой корпоративной культуры,
  • конфликт заставляет каждую из сторон, при относительном равенстве сил, предпочитать, чтобы соперник имел структуру организации, подобную имеющейся у нее, для того, чтобы достигнуть единых способов борьбы,
  • конфликт связывает антагонистов и объединяет противников,
  • общество (группа) скреплено своими внутренними конфликтами,
  • конфликт сплачивает группу и сохраняет ее,
  • конфликт амбивалентный процесс, в нем присутствует и объединяющие (неантагонистические) и антагонистические элементы,
  • конфликт НЕ обязательно влечет за собой враждебность и агрессивность,
  • конфликт есть показатель стабильных отношений,
  • конфликт с внешним миром (группами) группами усиливает внутренние взаимосвязи группы,
  • конфликт действует как стимул для создания новых правил, норм и институтов, как социализирующий агент для обеих противоборствующих сторон,
  • конфликт устанавливает и поддерживает баланс сил,
  • согласие нередко оказывается возможным только после того, как противники померились силами.

Ключевой функцией конфликта является функция баланса и удержания целостности, гармонизации общества. Конфликт обнажает, проявляет стереотипы, мифы, слухи, факты и т. д., т. е. позволяет сделать видимым то, что в силу разных обстоятельств в обыденной ситуации недоступно большинству людей, скрыто за завесой политкорректности. Конфликт функционально имманентен культуре, т.е. культура и конфликт существуют за счет друг друга и их существование невозможно друг без друга.  Без конфликта может быть только натуральная жизнь (жизнь в природе), поэтому культура, жизнь и конфликт — это нераздельные понятия и конфликт не предназначен для разрешения.

Опасность заключается не в конфликтном взаимодействии, не в конфликтах, как в столкновении разных взглядов на памятники, память и историю. Опасность представляет переход черты, за которой требуется  применение силы со стороны государства – это появление вражды,  ненависти, агрессии, насилия и разрушения, направленные на уничтожение  памятников (вандализм), насилие по отношению к тем, кто не согласен с решениями власти.

О конструктивных функциях конфликта писали зарубежные и советские   исследователи.

конструктивные функции конфликта

 С одной стороны, вокруг исторических памятников,  как вокруг произведений искусства и культуры, формируется конфликт, а с другой стороны  в обществе необходимо согласие, то есть памятники должны объединять  общество.   Согласие в обществе возможно в двух консенсуальных общественных моделях: в тоталитарном и демократическом вариантах.[2]  Существуют конфликтологические  индикаторы, характеризующие движение общества от свободы к несвободе. Одним из них является число значимых ВЕЩЕЙ, НЕ подлежащих упоминанию/памяти/увековечению.       Назовем его индикатором умолчания (ИУ). [3]

Чем выше ИУ, чем больше имен/событий/фактов  оказываются под запретом, тем меньше свободы, тем больше авторитаризм входит в общество.

Можно выделить еще один конфликтологический  индикатор – индикатор  авторитаризма (ИА)  — это установка памятников правителям в настоящем при их жизни.

 

Чем выше  ИА, чем меньше имен/событий/фактов    воплощается в памятниках,   тем больше  движение общества   к несвободе, под лозунгами выражения  свободы.

 

При    авторитарном варианте согласия, сплоченность общества,   согласие  — основано    на страхе, репрессивности нарциссической любви и даже скрытой ненависти, на   высоком уровне фанатизма и конформизма. Памятники ныне живущим правителям – это показатель уровня высокой СПЛОЧЕННОСТИ    и СОГЛАСИЯ в обществе  (ИА)

Демократический вариант  согласия,   основан на добровольности, выборности, плюрализме, разделении властей, примате прав человека,   уважении к инакомыслию, на праве каждого человека (группы) открыто защищать свои права и интересы. В этих двух вариантах согласия (демократичном и авторитарном), самоорганизация людей будет иметь самые разные формы и направленность.

Таким образом, в демократической модели общественного  согласия  ценностью являются гражданские инициативы, право граждан на то, чтобы быть услышанными и начать процесс диалога и согласования разных/противоречивых/не совпадающих  интересов.

Открытая и публичная дискуссия вокруг исторических памятников   в России показывает  бурные процессы демократических преобразований в обществе. 

[1] Зиммель Георг (Simmel, Georg) (1858–1918) – немецкий социолог, создатель теории анализа социального взаимодействия, один из основоположников конфликтологии

___________________