Культура и конфликт вокруг исторических памятников
(В процессе подготовки темы о конфликтах вокруг памятников, пришлось обратиться к социологии конфликта)
(Цой Л.Н. – канд. соц. наук, конфликтолог)
«Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух, в свою очередь поднялся до состояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры». (Г.Зиммель)
Вокруг исторических памятников в России идут жесткие споры и конфликты. Чиновники властных структур конфликтов опасаются, так как в их сознании доминируют отрицательное отношение к конфликту, и тому есть три основные причины:
- конфликт отождествляется с насилием и разрушительной агрессией;
- конфликт нагружен отрицательными смыслами, поскольку для большинства людей результаты конфликта — это потеря здоровья, стрессы, распад семьи, творческих коллективов, уход самых лучших специалистов из организации и множество других негативных последствий;
- отношение к конфликту формируется исходя из выигрыша и проигрыша.
В 20 веке Г.Зиммель[1] сформулировал конструктивные функции конфликта. О каком конфликте идет речь? Речь идет о конфликте назначение, которого заключено в обнаружении противоречий и в этом смысле конфликт является формой жизненной динамики («конфликт питается энергией жизни»), он и есть сама жизнь, но жизнь человеческая, культурная.
Позитивные функции конфликта:
- конфликт устанавливает новые границы социальной группы путем усиления самосознания ее членов и представлений о собственной идентичности,
- конфликт стабилизирует и регулирует отношения внутри группы, обеспечивая выход враждебным эмоциям, снижая социальное и психологическое напряжение, мобилизуя внутренние ресурсы, развивая личностные качества участников конфликта,
- конфликт делает возможной оценку проявивших себя новых сил в организации и таким образом служит балансирующим механизмом, способствующим укреплению коллектива, в котором конкуренция является нормой корпоративной культуры,
- конфликт заставляет каждую из сторон, при относительном равенстве сил, предпочитать, чтобы соперник имел структуру организации, подобную имеющейся у нее, для того, чтобы достигнуть единых способов борьбы,
- конфликт связывает антагонистов и объединяет противников,
- общество (группа) скреплено своими внутренними конфликтами,
- конфликт сплачивает группу и сохраняет ее,
- конфликт амбивалентный процесс, в нем присутствует и объединяющие (неантагонистические) и антагонистические элементы,
- конфликт НЕ обязательно влечет за собой враждебность и агрессивность,
- конфликт есть показатель стабильных отношений,
- конфликт с внешним миром (группами) группами усиливает внутренние взаимосвязи группы,
- конфликт действует как стимул для создания новых правил, норм и институтов, как социализирующий агент для обеих противоборствующих сторон,
- конфликт устанавливает и поддерживает баланс сил,
- согласие нередко оказывается возможным только после того, как противники померились силами.
Ключевой функцией конфликта является функция баланса и удержания целостности, гармонизации общества. Конфликт обнажает, проявляет стереотипы, мифы, слухи, факты и т. д., т. е. позволяет сделать видимым то, что в силу разных обстоятельств в обыденной ситуации недоступно большинству людей, скрыто за завесой политкорректности. Конфликт функционально имманентен культуре, т.е. культура и конфликт существуют за счет друг друга и их существование невозможно друг без друга. Без конфликта может быть только натуральная жизнь (жизнь в природе), поэтому культура, жизнь и конфликт — это нераздельные понятия и конфликт не предназначен для разрешения.
Опасность заключается не в конфликтном взаимодействии, не в конфликтах, как в столкновении разных взглядов на памятники, память и историю. Опасность представляет переход черты, за которой требуется применение силы со стороны государства – это появление вражды, ненависти, агрессии, насилия и разрушения, направленные на уничтожение памятников (вандализм), насилие по отношению к тем, кто не согласен с решениями власти.
О конструктивных функциях конфликта писали зарубежные и советские исследователи.
С одной стороны, вокруг исторических памятников, как вокруг произведений искусства и культуры, формируется конфликт, а с другой стороны в обществе необходимо согласие, то есть памятники должны объединять общество. Согласие в обществе возможно в двух консенсуальных общественных моделях: в тоталитарном и демократическом вариантах.[2] Существуют конфликтологические индикаторы, характеризующие движение общества от свободы к несвободе. Одним из них является число значимых ВЕЩЕЙ, НЕ подлежащих упоминанию/памяти/увековечению. Назовем его индикатором умолчания (ИУ). [3]
Чем выше ИУ, чем больше имен/событий/фактов оказываются под запретом, тем меньше свободы, тем больше авторитаризм входит в общество.
Можно выделить еще один конфликтологический индикатор – индикатор авторитаризма (ИА) — это установка памятников правителям в настоящем при их жизни.
Чем выше ИА, чем меньше имен/событий/фактов воплощается в памятниках, тем больше движение общества к несвободе, под лозунгами выражения свободы.
При авторитарном варианте согласия, сплоченность общества, согласие — основано на страхе, репрессивности нарциссической любви и даже скрытой ненависти, на высоком уровне фанатизма и конформизма. Памятники ныне живущим правителям – это показатель уровня высокой СПЛОЧЕННОСТИ и СОГЛАСИЯ в обществе (ИА)
Демократический вариант согласия, основан на добровольности, выборности, плюрализме, разделении властей, примате прав человека, уважении к инакомыслию, на праве каждого человека (группы) открыто защищать свои права и интересы. В этих двух вариантах согласия (демократичном и авторитарном), самоорганизация людей будет иметь самые разные формы и направленность.
Таким образом, в демократической модели общественного согласия ценностью являются гражданские инициативы, право граждан на то, чтобы быть услышанными и начать процесс диалога и согласования разных/противоречивых/не совпадающих интересов.
Открытая и публичная дискуссия вокруг исторических памятников в России показывает бурные процессы демократических преобразований в обществе.
[1] Зиммель Георг (Simmel, Georg) (1858–1918) – немецкий социолог, создатель теории анализа социального взаимодействия, один из основоположников конфликтологии
___________________