13 декабря 2016 г. обещали выпустить в эфир передачу по ОРТ «Прав.Да».
Цой Л.Н. принимала участие, как эксперт. Тема — про градостроительные конфликты. Вот некоторые вопросы и ответы, которые не были озвучивала в полном объеме на ТВ.
«Наибольшая опасность заключена в профессиональном самомнении всех участников процесса. Преодолеть это препятствие можно лишь путем отстраивания многоступенчатого диалога всех экспертных позиций». (Глазычев В.Л.)
1. Существуют ли механизмы разрешения подобных споров?
Да существуют. Есть опыт как зарубежных, так и российских конфликтологов в разных городах. Первый опыт в России был в 1998 году при строительстве первой развязки (м. Кутузовская) Третьего транспортного кольца в г. Москве, в результате которого была развернута технология достижения баланса интересов и строительство началось в сроки.
Одной из ключевых причин градостроительных конфликтов в Москве и в России, является чрезмерное увлечение пиаром и рекламой в ущерб профессиональной работе с градостроительным конфликтом. Последние не способны к организации цивилизованных процедур взаимодействия конфликтующих групп, а потому риски повышаются и градостроительный конфликт переходит в градостроительную войну.
Власти нужно менять подход к градостроительной деятельности.
2. Насколько эффективно действует и действует ли система общественных слушаний?
В принципах и требованиях Градостроительного кодекса заложена определенная логика взаимодействия всех субъектов градостроительной детальности, которая способствует минимизации градостроительных конфликтов в России через общественные слушания. Однако на деле, публичные слушания превращаются в арену жесткой войны между гражданами и строителями.
Публичные слушания в сегодняшнем виде – неэффективны.
3. Что делать, когда сталкиваются разные общественные интересы?
Градостроительные изменения создают ситуацию столкновения разнонаправленных интересов. Однако зачастую представители власти и инвесторы применяют старые, командно-административные методы, игнорируя или подавляя общественное мнение. Людям говорят, что их дома попали в зону стратегических государственных интересов.
Когда сталкиваются разные общественные интересы, то необходима процедура поиска баланса разных интересов.
Принцип обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности – один из основных (гл. 1 ст. 2 ГК). Открытый Градостроительный конфликт на этапе строительства – индикатор того, что такой баланс на стадии проектирования не достигнут.
4. Кто и как должен определять кто прав, а кто нет?
Только суд.
Чиновники должны различать понятия «градостроительная деятельность», которой они обязаны заниматься в силу своих полномочий, налаживая коммуникацию с жителями и гражданами И строительство ОБЪЕКТОВ на МУНИЦИПАЛЬНЫХ землях, разрешения на строительство которых и выдают муниципалитеты, а это: дороги, инженерные сети газо- водо- энерго- и теплоснабжения, здания и сооружения,….
5. Чью сторону должна занимать власть?
Я бы говорила не о власти, а о представителях власти, которые НЕ должны занимать чью-либо сторону. Это прерогатива суда. Представители власти должны выполнять законы, в которых заложены конституционные нормы России как социального государства, смысл которых во взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина.
Власть должна создавать безопасные условия для всех субъектов градостроительной деятельности, создавая пространство понимания и коммуникации, учета и согласования не только интересов, но и позиций тех. кто в разной степени заинтересован в градостроительном проекте, для обсуждения проблем и поиска путей ее решения.
Представители власти должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимателей, бизнеса — участвовать в жизни страны и в том числе в градостроительстве. , создавая и организовывая БЕЗОПАСНОЕ для всех субъектов пространство
6. Можно ли привести механизм принятия решения по общественным спорам в соответствие не только законодательством, но и интересов общества и справедливости?
Да, можно. Но для этого:
- Представители власти должны привлекать специалистов для разработки механизмов разрешения градостроительных конфликтов.
- Необходимо признать, что многообразие и противоречивость интересов – это не исключение, а норма в ситуации градостроительных изменений.
Однако конфликтное столкновение нужно разворачивать не на стройплощадке, а на бумаге – на проектных схемах генплана, в дискуссиях, в пространстве безопасном для всех субъектов градостроительной деятельности. Граждане начинают возмущаться, когда власть на муниципальном уровне не выполняет свои обязанности. Недовольство идет снизу. Необходимо повышать градостроительную правовую культуру в обществе.
У жителей и муниципальных администраций есть инструмент для того, чтобы в ряде ситуаций не допустить конфликта – это Градостроительный кодекс. Но они не умеют пользоваться этим инструментом вовремя и грамотно, кроме того, градостроительные конфликты возникают из-за того, что власть и инвесторы стремятся кавалерийским наскоком перепрыгнуть через несколько градостроительных стадий.
Необходим общественно-профессиональный контроль за расходованием бюджетного финансирования, выделяемого на процедуры поиска баланса интересов в градостроительных конфликтах (организация площадок переговоров и медиации, цели, задачи, программы, технологии профессиональных групп, которых привлекают и разрешению градостроительных конфликтов).