22 февраля 2017 г. состоялось Заседание Зиновьевского клуба на тему: «Восстановление отечественной модели образования и преподавание произведений А.А. Зиновьева в средней школе и вузах».
Основные тезисы
Заседание открыла Зиновьева Ольга Мироновна — сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», жена и соратник Зиновьева А.А.
Модератор – политический обозреватель газеты «Комсомольская правда» Алексей ПАНКИН.
Железняк Сергей Владимирович — Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель Секретаря Генерального Совета партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
- Лучший опыт советского образования и воспитания нужно взять.
- Современное российское образование построено на мотивации личности, для достижения его личных целей. Это привнесение западных ценностей после распада СССР.
- Сегодня требуется научить молодого человека быть лидером и работать в команде.
- Школа утратила навыки профориентации. Необходима система дополнительного образования.
- В системе высшего образования все перевернуто с ног на голову.
- Бесплатное образование приводит к отсутствию ценности высшего образования.
- Плата за образование связана с ответственностью и обязательством.
- Высшее образование за счет государства – это обязательство студента перед государством, которое гарантирует работу.
- Либеральная часть общества будет против таких принципов получения бесплатного образования, за счет государства.
- Либеральная часть российского общества рассматривает государство как абсолютное зло.
- Нужен заказ вузам от государства, сколько и каких специалистов нужно государству.
- Нужна общественная поддержка Министерству образования через экспертное обсуждение.
- Это миф, что рынок сам себя отрегулирует.
- Необходим открытый, публичный разговор, чтобы были видны задачи, мотивация и ценности каждого эксперта.
- Нужна поддержка инициатив Министерства образования, которые мы считаем правильными для России.
- Качество обучения государственных вузов должно быть выше, чем у негосударственных.
- Проектировать надо на 30 лет вперед.
- Эффективное образование – это вопрос национальной безопасности.
- Стучаться с предложениями к Министру образования – напрямую.
- Очень скоро вопрос языка будет снят. Быстрый перевод позволит разрушить границы и языковые барьеры.
- Важно давать те знания, в которых нуждается обучающийся.
- Настройка системы образования под каждого ученика – это большая проблема для преподавателя.
- Между преподавателями будет конкуренция. (Дистанционное образование, материальное стимулирование).
- Должное и сущее — проблема соотношения. Нужна перестройка, скорости увеличиваются, национальные границы размываются. (Л.Ц. — должное не должно уничтожать сущее и наоборот).
- Нельзя терять то, что наработано в СССР и в России.
Основные тезисы и вопросы:
Самую большую угрозу для России представляют экономисты, воспитанные и обученные на Западе.
- Государство заказывает – кто платит и кто делает?
- Институт ЕврАзЭС подготовил предложения по созданию инновационных школ, на долгосрочных образовательных контрактах. Министерство образования России – молчит
- Отсутствуют площадки для обсуждения таких проблем.
(Железняк С.В. ушел и тему стали обсуждать члены Зиновьевского клуба).
Основные тезисы доклада Михаила Феликсовича Фридмана
«Что представляет собой система отечественного образования».
- Решения Министерства образования идут в разрез с решениями Президента РФ.
- Качество диссертаций Института философии РАН и РАН не выдерживает никакой критики. Государственные средства расходуются не эффективно
- Есть надежда на нового Министра образования
- Есть образовательные проекты для изменения положения дел в вузах и школах.
- Нужна команда в помощь Министерству.
- Образование – это не услуга и не функция.
- Конкурентоспособность – это преимущество.
Основные тезисы членов Зиновьевского клуба.
- Ольга Четверикова сделала системный анализ всех проблем в российском образовании. Она отмечает, что «в финансировании ВУЗов всё активнее участвуют частные и корпоративные фонды, агентства международной помощи, двусторонние и международные организации. То есть создаётся некая транснациональная образовательная бизнес-структура, которая превращается в канал по перекачке наших мозгов и наших технологий на Запад. Весь этот процесс курируют три структуры: ВШЭ, Сколково и Агентство стратегических инициатив (АСИ)».[1]
- Модель образования напрямую связан с моделью общества. Какое общество мы строим в России?
- Есть два типа общества:
— постчеловеческое общество (дегуманизация человека, антигумманизм, предельная рациональность. Нет необходимости в понимании при достижении эффективности);
— человеческое общество (концепция понимания куда мы идем и что делаем, какой смысл мы вкладываем в стратегическое развитие).
- Мы не должны ждать, когда нам кто-то нарисует наше будущее.
- Когда человек теряет смысл жизни – он уходит в ИГИЛ.
- Нам нужны технологии не конфронтации, а технологии понимания причинно-следственных связей происходящего.
- Нужно научиться нести ответственность за будущее.
- В вузах существует пропасть между молодыми преподавателями (30 лет) и лиц старше 60 лет.
- Гуманитарные науки это уже роскошь. Нужна ли нам роскошь? И что есть роскошь в образовании?
- Почему работы Солженицына в школах и вузах изучаются, а работы Зиновьева А.А. не изучаются.
- Асмолов А.Г сформулировал принципы российского образование: вариативность, открытость, набор компетенций. (ЛЦ — принципы критически не отрефлектированы)
- Нужна национальная система образования.
- Образование – правильная система преподавания.
- Зиновьев А.А. – национальный герой России и его работы, его жизнь, должны знать в школах и вузах. Не знать его работы – неприлично и не современно.
- Книга Зиновьева А.А. «Русская судьба. Исповедь отщепенца» — должна изучаться в школах и вузах в обязательном порядке.
- В Китае Зиновьева А.А. считают русским Конфуцием. Несколько книг Зиновьева А.А. переведены на китайский язык и изучаются в школах и вузах.
- Необходимо выстроить ценностную систему отечественного образования.
- Бесплатное образование в России необходимо. Образование в СССР было социальным лифтом, благодаря которому способные дети и молодёжь из бедных семей и разных регионов, смогли достичь высокого уровня образования и внести свой вклад в могущество государства.
- Отечественное образование должно быть таковым, чтобы наши дети и внуки могли с гордостью сказать – «Я родился в России».
22 .02.2017 г.
(записки на полях Цой Л.Н.)