Яндекс.Метрика

О любви, дружбе и «стратегическом партнерстве»

Эльвира Баландина — профессор, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» 

В политике любого государства, как внешней, так и внутренней, существенно важным моментом является поиск союзников и оппонентов. Первые нужны для взаимной помощи и совместной работы, вторые для поддержания политического тонуса. В свое время политический мир достаточно определенно делился на три лагеря: социалистический, капиталистический и «третий», за который шла идеологическая и политическая, а иногда и военная борьба. Все было ясно: вот красные, вот белые, а вот неопределившиеся, бывавшие то «попутчиками», то «ехавшими по встречной полосе». Неопределившиеся не забывали, однако, регулярно получать деньги, технику, специалистов, образовательные и медицинские услуги, уверяя в дружбе и сотрудничестве и «красных», и «белых».

Времена изменились, нет более «красного» и «белого» полюсов, к которым необходимо тяготеть, но риторика «любви и дружбы», периодически заменяемая мало вразумительным «стратегическим партнерством», осталась прежней. И добро бы, если бы только риторика. Немало находится людей, в том числе в политике, которые всерьез верят или, по крайней мере публично говорят о дружбе России то с Турцией, то с Китаем, то с США, то с Болгарией, то с … etc, etc,etc… Конечно, можно сказать, что слова ничего не значат, что политики используют стереотипные фигуры речи, что в политическом мире все пропитано ложью и фальшью, что политика – это большая игра с игроками, каждый из которых стремится обжулить всех остальных. Но, может быть, стоит попробовать для начала не лгать без нужды? Попробовать ответить на вопросы прямо и честно: есть у страны, у народа свои интересы? Надо их защищать? Нужны союзники с временно совпадающими интересами? Надо уметь с ними договариваться так, чтобы не страдали собственные интересы? Надо уметь договариваться с оппонентами так, чтобы не множить число врагов? Вот и все. Ответы очевидны. Стратегии России во внешней политике более или менее определены, сформулированы и заявлены: внешняя политика становится все более прагматичной, все менее идеологичной. Вызывает лишь некоторое удивление сравнение политики с игрой, а политиков и политические институты с игроками. Политическое поле все же не шахматная доска, а живые люди и суверенные страны – не фигуры, которые можно двигать туда-сюда.

Касаемо же дружбы, взаимной любви и стратегического партнерства, то у нашего государства есть стратегический партнер, с которым надо дружить, которого надо любить и о котором надо заботиться так, чтобы любовь была взаимной – это народ. К этому стратегическому партнеру следует обратиться государству, государственной власти, если нужен партнер надежный и практически вечный.

Полный текст