Яндекс.Метрика

Вопросы преподавателей и магистрантов СВФУ — ответы конфликтолога.

Вопросы преподавателей и магистрантов СВФУ —  ответы  конфликтолога.

( Цой Любовь Николаевна — Доцент ф-та психологии (дистантно по конфликтологии) СВФУ (г.Якутск, Респ. Саха),  Генеральный директор Московской школы конфликтологии,).руководитель ИК «Социология конфликта» РОС, Руководитель курса повышения квалификации «Социология конфликта»  Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ФНИСЦ РАН), Член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»)

1.    Расскажите о роли конфликтов в отношениях между людьми – есть ли в  конфликтах, как бы странно это не звучало, какая-то польза?

Сначала поговорим о конфликте, представление о  котором   является одновременно   установкой человека и его отношением к конфликту.  В зависимости от содержания понятия «конфликт»     по-разному будет ставиться, и решаться вопрос о роли и функциональной значимости конфликта.  Если мы обратим внимание  на     определение «конфликта», то  обнаружим огромный диапазон сущностных характеристик: ОТ борьбы за власть и ресурсы, с целью нанесения ущерба и уничтожения противника ДО процесса развития  действий сторон на пути поиска средств для сбалансированности, достижения согласия и сотрудничества.[1]

На мой взгляд, лучше,  чем Г.Зиммель  (1858 -1918 гг.) — немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней «философии жизни»,  вряд ли   кто ответил   на   вопрос о роли конфликтов в отношениях между людьми.  Он писал: —   «Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух, в свою очередь поднялся до состояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры». [2] Конфликт имманентен культуре, которая противостоит естественной жизни, то есть  противостоит социальным отношениям.  Скрытый смысл   эволюции/развития заключается в том, что жизненная стихия, беспокойная в своем вечном движении, ведет постоянную борьбу с продуктами собственной деятельности, отверделыми ее остатками, противящимися ее напору. Но так как ее внешнее бытие может осуществиться лишь в определенных формах, то весь этот процесс представляется нашему сознанию как процесс зримого вытеснения старых форм новыми. Непрерывная изменчивость содержания отдельных культурных явлений и даже целых культурных стилей есть осязаемый результат бесконечной борьбы и конфликта между закостенелыми формами  и новыми образцами культуры. Если жизнь движется от бытия к смерти, то конфликт является той жизненной энергией, которая поднимает бытие над смертью.

Переходя от высших философских рассуждений к реальной жизни обыденного человека, мы обнаруживаем, что различные конфликты пронизывают  жизнь  каждого человека.    Например,  конфликт поколений – был во все времена, во всех культурах и обществах.    Каковы же причины обострения противоречий между поколениями, причины конфликта?

Межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда  включают в себя встречные информационно-деятельные потоки как от родителей к детям, так и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или  менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная  интерпретация культурного наследия приобретает большое значение.  Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики. Структура обращений молодежи за помощью к старшему поколению в  критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами.  Но часто такое отношение носит чисто потребительский, угрожающий характер, что надолго прерывает коммуникацию между поколениями. А потому, как «абсолютное обновление»,  так и «абсолютный разрыв» —   означало бы социальную катастрофу.

Культура противостоит хаосу, это самая главная идея в поиске ответа о роли конфликта.  То есть культура предполагает, что есть какие-то нормы, по которым действует человек.   Вот вопрос «Как выходить из конфликта?» — это и есть показатель культуры или ее отсутствия. Что такое культура? Культура – это норма, которая создается в обществе, нормы создаются,   производятся, они транслируются (образование и воспитание), и они воспроизводятся.    

Задачей семьи является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность, потребительское отношение детей к родителям, эгоцентризм, неспособность к диалогу — эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации.  Тяжело  и сложно ломать привычные взгляды на отношения, которые   должны развиваться.  Развитие возможно только за пределами  уже достигнутого, а потому отношения между людьми     развиваются через конфликт, столкновение взглядов и мнений. И этот  конфликт может стать разрушительным в случае отсутствия культуры конфликта.[3]

Этот вечный конфликт  поколений   может быть рассмотрен конструктивно с точки зрения развития гуманных отношений в семье: от непонимания   до вершины любви, нравственности, заботы и ценности каждого возраста. В конфликте поколений формируется ОТВЕТСТВЕННОСТЬ каждого  члена семьи  за   будущее всего рода, за будущее своих детей и за будущее всего человечества.

Поэтому роль конфликтов   в жизни общества и каждого человека  – культурологическая. Именно конфликты в жизни человека  создают условия для    формирования духовного начала,  становления культурных форм взаимодействия между людьми, осознания ограничения вражды и ненависти, войн и уничтожения.

2.    От  чего зависит конфликтность человека – от характера, воспитания, других факторов?

Чтобы разобраться в этом вопросе, внесем   различение  между двумя    терминами  «конфликтогенностью»   и  «конфликтностью» в психологической   интерпретации и  в контексте организационного  конфликтменеджмента.

Конфликтогенность и конфликтность в психологии.  Как часто мы сталкиваемся с тем, что слышим о  другом человеке, что он конфликтный человек. Понятно, что это негативная характеристика, которая  предлагается психологами, и она  же отражает общественный стереотип —  это негативное отношение   к человеку, как участнику конфликта.  Иной взгляд на конфликтогенность и конфликтность человека рассматривается в рамках организационного конфликтменеджмента. Конфликтоген дословно означает «рождающий конфликт».[4] 

 В имеющейся психологической литературе  даются следующие определения конфликтогена[5]: – это:

  • «слова (знаки), действия (или бездействие), порождающие или способные привести к конфликту»,  
  • «коммуникативный (реже – поведенческий) элемент (слово, оборот, жест, интонация), способный вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в отношениях»,  
  • «любой предмет, идея, взгляд, элемент поведения, выявляющий разность оценок конфликтующих субъектов»,  
  • «действие, порождающее деструктивный конфликт».

 Психологи, а за ними и экономисты [6]    рассматривает  конфликтогенность    как психологическую негативную /отрицательную характеристику, которая проявляется в том, что   человек выступает как реальный или потенциальный источник межличностных конфликтов,  по вине которого возникают разного рода конфликты. Конфликтогенный человек все время порождает вокруг себя конфликты, а, следовательно, напряженную обстановку. Это  склонность человека к ссорам, неуступчивость, настойчивое утверждение своего мнения. Такой человек неудобен в коллективе и даже опасен, он несет с собой разрушительную силу. Чаще всего конфликтогенность свойственна  людям либо с неустойчивой нервной системой, либо болезненно самолюбивым, либо с низким духовным потенциалом.

Таким образом,  конфликтоген в психологии – это то, что вызывает неприятие, раздражение, агрессию. Болезненно реагируя на обиды, индивидуум проявляет ответную агрессию, как правило, более высокой интенсивности (эскалация конфликтогенов), т.е. любой провоцирующий конфликтоген вызывает ответный конфликтоген в виде напряженности, агрессии, негативной реакции.[7]

Конфликтный человек. Психологи считают, что   к конфликтам склоны  авторитарные люди, которые  обостряют вокруг себя ситуацию, у них  сниженный уровень чувствительности, они легче переносят состояние конфронтации, противостояния,  неопределенности. Конфликтный человек     навязывает свое мнение первому встречному, ему  свойственна завышенная самооценка, категоричность суждений и жесткая система оценки окружающих.  Из-за чрезмерно завышенной самооценки вполне естественно возникает чувство неудовлетворения не только собой, но всеми людьми.      Он очень бурно реагирует на высказывания коллег, что не соответствуют его понятиям, и пытается всячески привлечь людей на свою сторону. Конфликтный человек демонстрирует девиантное  поведение.[8]  Это человек, любящий конфликты, ведет себя в группе совершенно не так, как принято в конкретной социокультурной среде.[9] Все, что бы он ни делал, не соответствует стандарту.[10] Конфликтность – это качество людей со слабым здоровьем. Из медицинской практики известно, что  люди с девиантным поведением страдают от различных вегетососудистых заболеваний.  На этой почве возникают разного рода конфликты. 

Конфликтогенность в организационном конфликтменеджменте.

 В обществе всегда есть люди, которые рвутся вперед, в завтрашний день. Их не устраивает текущее положение дел, они выдвигают новые идеи, разрушая устои и прочные основы мироздания. Это новаторы,  люди которые реально создают переворот в обществе, производят трансформации и изменения, развивая и внедряя новшества? Кто такой   новатор/инноватор? Этот вопрос интересовал и интересует философов, психологов, социологов, историков, культурологов, художников, политиков и многих исследователей. Инноватор — это центральная фигура всех преобразований в обществе. Он не дает людям покоя, является источником инновационных конфликтов и готов на многое ради воплощения идеи в жизнь.

Известно, что практически любое новшество ведет к малым или большим изменениям в обществе, оно вынуждает прощаться с привычным укладом жизни, а также связано с риском, потерей спокойствия и преимуществ кого-либо. Соответственно, инноваторы ― это, с одной стороны, опасные люди, они часто всем недовольны, испытывают проблемы во взаимоотношениях с группой, конфликтны и неуживчивы, с другой — без них многие процессы в производстве консервируются и не позволяют обществу развиваться.[11]

Согласно концепции «маргинального человека», инновации способствуют появлению социально-психологических аутсайдеров, находящихся на периферии и мало влияющих на положение дел в группе, организации, обществе.

В теории «периферийных групп» утверждается, что члены таких групп не чувствуют себя связанными с традиционными общественными структурами и легко идут на различные изменения. Согласно теории неудовлетворенности, человек только тогда идет на нововведения, когда он с их помощью надеется удовлетворить свои потребности.

И действительно, люди, не страдающие фобией по отношению к новому, в какой-то мере асоциальны, несколько не соответствуют образу среднего социального человека, поскольку нестандартны (быть социализированным = быть стандартным). Большинство тех, кто выступает в жизни как «агент» и «проводник» нововведений, ― это люди, как правило, творческие, у которых есть стратегическое видение ситуации. За счет своей энергетики, сильной воли и веры в идеи им удается «вписать» задуманное новшество в социальную систему, преодолев и разрешив все острые моменты инновационного процесса, несмотря на конфликты и сопротивление окружающих. Центральным действующим лицом  в организационном конфликтменеджменте, является инноватор, как конфликтоген. 

Организационный конфликтменеджмент — это научно-практическое направление в рамках инновационного менеджмента, в центре внимания которого находятся  четыре основополагающих процесса/понятия: инновации, конфликты, риски и развитие. Организационный конфликтменеджмент — это информационно-коммуникативная модель, которая органично объединяет две регулятивные технологии: технологию организации коммуникации между разными специалистами (инноваторамии консерваторами/критиками) по поводу реализации инноваций и технологию вмешательства в конфликты с целью перевода конфликта в нужное (для реализации инновации) направление.

Конфликт рассматривается, как ситуация противоборства вокруг проблемы, позволяющая   выявить и зафиксировать множество проблем, с разных сторон отражающих проблему, создавая возможность   объединять проблемы в «пакеты» традиционных и новых задач в соответствии с параллельно создаваемыми планами и использовать конфликтный потенциал участников для  развития организации и человека. [12] Столкновение (конфликт)     интересов,   взглядов, идей,  представлений, норм и ценности – является необходимым элементом развития. В этом плане,  человек конфликтогенный по определению, так как у него присутствует сознание и внутренний конфликт между: идеями и их реализацией,  хочу — могу, буду делать — делаю. Инноватор –   конфликтный человек, но это не негативная его характеристика, а  отражение объективного процесса человечества —   стремление к изменению и развитию.  

В контексте вышесказанного, можно сказать, что конфликтность/конфликтогенность  человека зависит как  от его характера и  воспитания, так и от его предназначения и миссии, которую он сам на себя взял. Рассматривать  конфликтность человека можно только в контексте его жизни и деятельности.

3.  С какими проблемами люди чаще всего обращаются к конфликтологам?

Очень часто слышу   один и тот же вопрос: — «А можно ли жить без конфликтов?»  И я отвечаю, конфликтов нет только на кладбище или в реанимации. То есть, если нет конфликтов, то нет и жизни. Второй вопрос, который задается,  а как минимизировать разрушительное влияние конфликтов на жизнь и деятельность?  Ответ на этот вопрос, на первый взгляд, прост — идите учиться.

Для разных социальных групп и возрастов,   в центре внимания разные конфликты:

Молодежь  — интересуют конфликты между парнем и  девушкой, между родителями и взрослыми уже детьми.

Бизнес    интересуют конфликты между собственниками, конкурентами.

Учителей интересуют вопрос педагогических конфликтов.

Журналистов  интересует вопрос — как   раскрывать конфликты в СМИ.

Преподавателей конфликтологии  конфликт интересует, как средство  и метод обучения.

Управленцам важно – как управлять конфликтами на всех уровнях.

Политикам важно как не втянуться в конфликты и быть над конфликтом.

Для организационного конфликтменеджента, конфликт должен быть в центре внимания только рядом с изменением и развитием в сопротивляющейся и агрессивной среде. Вне изменения, развития и решения проблем — конфликт носит коммунальный характер, он психологизирован.

На первый план выдвигается яростная борьба за выживание, за личные выгоды, за «правду и справедливость», за «моральные принципы и нравственность» несамоопределенного субъекта «псевдоразвития».

На обочину сознания вытесняется ценность измененения/развития деятельности, игнорируется процесс порождения „врагов“, «рабов» или зомбированных лиц, готовых на ВСЕ, чтобы «развитие» проходило без столкновений (без содержательного конфликта) взглядов, мнений, ценностей тех субъектов, ради которых происходят изменение и развитие.

Поскольку переход «потенциального» в «актуальное» индивидуализирован, то возникающая межличностно-коммуникативная неравномерность соотношения «потенциального» и «актуального» в ситуации утраты полноты и целостности личностно-общественного бытия приобретает форму «разрыва» или конфликта. Именно конфликт указывает на «разрывы» в деятельности и проблемы.

Целесообразной задачей управленца является сохранение содержательного  конфликта, путем увеличения скорости соответствующей смене знаков, значений и смыслов «управленческого описания» ситуации развития, разрыва и конфликта, для чего необходимы конфликтологи аналитики.

4. Какой наиболее универсальный совет может дать конфликтолог человеку?

Универсальных советов нет.  Есть несколько конфликтологических аксиом: 

  • Хочешь узнать человека, посмотри, как он мыслит и действует в конфликтах. 
  • Хочешь узнать себя, посмотри на тех, кто рядом в ситуации конфликта.
  • То, что ты говоришь о других в конфликте, присуще и тебе.
  • Самое устойчивое в конфликте – это временность.
  • Думать о себе в конфликте — это недостойное занятие.
  • Любовь – конфликтогенный фактор, так как требует больших усилий и интеллектуального  труда, для удержания идеализации другого, противоположного в  реальности.
  • Секс – конфликтогенный фактор, порожденный сексуальным напряжением и невозможностью его снятия, что приводит к конфликту  между хочу и не могу, в силу разных обстоятельств.
  • Тот, кого  бросили, указывает на то, что он превратился  в объект, под названием «чемодан без ручки».
  • Тот, кто  хорошо думает о себе в конфликте,  тот  интеллектуально немощный.
  • Разговор только  о духовности – путь к   бездуховности.
  • Разговор о самосовершенствовании –  путь к самолюбованию.
  • Счастье — это «побочный продукт» правильно организованной деятельности в конфликтах.
  • Нет незрелой личности, есть нерефлексивный человек, не знающий как развиваться в конфликте.
  • Бесконфликтный человек – это мертвый человек, место его на кладбище.
  • Если у Вас нет конфликтов в жизнедеятельности, значит Вы живой труп.
  • Хочешь мира, готовься к конфликтам.
  • Страх и уважение – две стороны одной медали  под названием «ВЛАСТЬ».
  • Обидчивый человек – это больной, мстительный, безответственный манипулятор,  обладающий сознанием насильника.
  • Оскорбить в конфликтах  можно только того, кто  тотально  отождествлен с миром вещей, идей и людей.
  • Семья – это идеальное место и пространство для разрешения конфликтов, без ущерба для каждого.
  • Настоящих друзей можно приобрести только в конфликтах.
  • Бесконфликтный человек  — это самый опасный человек.
  • Человек, защищающий свои интересы и идеи – это  человек, попадающий в ситуацию конфликта.
  • Личность развивается и созревает только в конфликтах.
  • В конфликтах люди делятся не по полу и возрасту,  а по  наличию/отсутствию:  логики, знаний,   стратегического мышления  и технологий коммуникации.
  • Личностный рост в конфликтах  – это работа с ограничениями и степенью свободы  в зоне дискомфорта.
  • Радость и горе – человеческие чувства, не делись ими, а  живи полной жизнью  «здесь и теперь».
  • Не превращайте  во врагов иных и других, пока  у них нет ненависти и вражды к вам.
  • Человек, реагирующий на форму в конфликтах  (тон, жесты, лицо и т.д.) – это поверхностный   человек коммунального типа, манипулятор.
  • Самая большая опасность для развития человека, общества и  государства — это люди, которые  относится ко всем конфликтам заведомо отрицательно и  негативно.

 5.     Что характерно якутянам в  этом отношении?

«Каждый приезжий в Якутскую область считает своим долгом написать что-нибудь о якутах и, не зная ни жизни, ни языка якутов, пользуется предыдущими сочинениями и повторяет все, что было написано раньше, да еще и сам прибавит что-нибудь пикантное, не поняв смысла наблюдаемого явления».  (Д. Кочнев)

Ответ на   вопрос, что характерно якутянам в отношении к конфликтам, сложен. Не хочется скатываться на   общественные стереотипы, например, такие как: кавказцы — вспыльчивы, немцы – педантичны, украинцы – расчетливы и т.д.   Возможны, разумеется, и другие варианты. Однако на самом  деле   самооценка каждого народа может быть другой. Любой народ видит себя добрым, отзывчивым, терпеливым, духовным.

В конце XIX века сибирский купец и золотопромышленник Иннокентий Сибиряков выделил на изучение  национального характера якутов   20 тысяч рублей.[13] В те времена это была солидная сумма, так как  бутылка водки стоила рубль.  Исследование показало не только противоположные взгляды, но и убийственные характеристики целому народу,  в связи с поверхностным  пониманием культуры и быта  якутов, а также погоней за «жареными» фактами.   

В. Трощанский: — «У них отсутствуют всякие понятия, которые действительно можно бы было отнести к категории понятий нравственных, регулирующих поведение человека».

«Им даже неизвестно, что такое добродетель, в языке их совсем нет слов для выражения моральных понятий».

Н. Щукин:- «Якуты — народ хитрый, пронырливый и коварный, злопамятны и мстительны… Ябедничества и жалобы столь обыкновенны между якутами… Леность их чрезвычайна… Страсть к воровству и картежной игре повальна… Плут и мошенник почитается человеком умным… Ни стыда, ни вежливости не знают». [14]

Ричард Маак:- «Невзгоды жизни сделали якута мало впечатлительным к влияниям холода и жара… Способны переносить голод, но при изобилии пищи в состоянии уничтожить неимоверные ее количества. Вообще весьма характерная черта якута — приспособляться к условиям посещающих его или в соседстве с ним живущих народностей… Молчаливых якутов я встречал редко… Между здоровыми якутами молчаливых, я, по крайней мере, не встречал… Ни у одного из коренных племен Восточной Сибири не развита так словоохотливость, как у якутов».

А. Миддендорф: — «При всей своей энергии, на какую они способны, они все-таки нередко внезапно по какому-нибудь ничтожному поводу впадают в полнейшее отчаяние или предаются неукротимому пылу и необузданному веселью».

В. Серошевский: «Легко поддаются общей панике, гневу, унынию и общей радости. Любовь к уединению им непонятна, одиночество кажется им самым тяжелым наказанием… По характеру якуты вообще веселы, впечатлительны…»

 «Родовая вражда, прежде возбуждавшая родовые войны, теперь выражается в интригах, доносах, сплетнях, судбищах». [15]

Это результаты исследования  в конце XIX века, особенностью которого было отсутствие ясной и понятной методологии, а также отсутствие представления и  видения у исследователей будущего развития якутского  народа.

В  начале XXI века большим коллективом российских ученых  было проведено масштабное форсайт-исследование будущего Республики Саха (Якутия) в горизонте времени до 2050 г. [16]   На основе анализа статистических данных, научных публикаций, докладов российских и мировых аналитических центров, данных социологического опроса населения республики и Делфи-опроса региональных экспертов, выявлено культурно-ценностное ядро коренных народов Республики Саха (Якутия).    Исторически у якутов образцы поведения у народа и родовой аристократии были разными. Этос аристократии – это «рыцарский дух», включающий благородство, честность, демонстрируемую щедрость, праздность, пиры, угощения, расточительность. Якутский эпос олонхо в значительной мере – это  катехизис «благородного мужа»  «При этом такие ценности, как честность, справедливость, благородство распространились во всех слоях общества и признаются людьми независимо от общественного статуса. У якутов критерий нравственной оценки проступков довольно долго был

напрямую связан с религиозными чувствами. Поскольку народы Якутии, в отличие от народов более южных регионов, продолжительное время своей этнической истории жили несколько изолированно, с менее интенсивными социальными контактами, традиции обычного права вполне успешно регулировали их общественную жизнь. Прежде всего, доверие к другому человеку было основным условием жизни на Севере. Другим характерным

аспектом общения была особая обходительность».[17]

 Для народа саха характерно сочетание сплоченности родственников с индивидуализмом Этот индивидуализм якутов, основанный на их традиционном быте, был несколько изменен при советской власти, но вновь актуализирован в постсоветский период – многие современные якуты почти не рассчитывают на помощь рода, в отличие от представителей других тюркских народах бывшего СССР. Эта особенность может препятствовать этнической консолидации, она может преодолеваться за счет формирования сильной национальной интеллигенции, которая интегрирована в жизнь своего народа; такую нацию создает только город в  современном обществе.

Культурно-ценностное ядро народа отражается в его идеалах, в его понятиях, очерчивающих  сферу сакрального. «Сакральное» не обязательно связано с четко оформленными религиозными практиками, оно отражает приоритетность определенных ценностей, императивность связанных с ними требований или запретов. Для народов Севера характерны сакрализация природы, родной земли, сакральность жизни, поддерживающих жизнь света и тепла. Особо акцентированы ценности рода, семьи, человеческой общности, жилища, ценность умения и мастерства.

          При личном общении, в основном с представителями интеллигенции, преподавателями вузов и магистрантами, проявился   интерес к такой науке, как конфликтология

6. Расскажите подробнее о сотрудничестве с СВФУ.

Сотрудничество началось в рамках Российского общества социологов, членами которого являются преподаватели и социологи  с социологами   СВФУ, а также с открытием в институте психологии СВФУ,   первой в республики Саха (Якутия)  магистратуры по Конфликтологии  в 2017 году.

Стало ясно, что если теоретические знания магистрантам, в рамках вуза,  можно дать в полном объеме, то  для практических  навыков и конфликтологических компетенций, магистрантам  нужны будут практики. 

Администрация Института обратилось ко мне, как к практику-конфликтологу, Генеральному директору Московской школы конфликтологии, с предложением о сотрудничестве.

Нами подготовлены три практико-ориентированные  учебные дисциплины для кафедры «Психология и социальные науки»:

  •  Б1.В.ОД.2.1 Организационный конфликтменеджмент.
  • Б1.В.ДВ.4.1 Бизнес тренинги в сфере управления конфликтами.
  • Б1.В.ОД.4 Конфликтологическое консультирование и технологии урегулирования конфликтов.

 С помощью специалистов  по УМР центра электронного обучения ЯГУ СВФУ, была  открыта  виртуальная площадка LMS Moodle. [18]

На площадке были размещены материалы по учебной дисциплине Б1.В.ОД.2.1. Организационный конфликтменеджмент (ПК).  

Новостной форум

Теоретический блок

  • Глоссарий и основные понятия
  • Литература: основная и дополнительная

 Темы

  • Конфликтменеджмент Ф. Глазла в контексте российской конфликтологии
  • Основные тезисы теории Дж. Бэртона
  • Книга Цой Л.Н. «Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов и 111 ответов
  • Медиация
  • Краткая аннотация книг по медиации
  • Медиация как способ разрешения конфликтов
  • Ссылки на статьи философов и исследователей важные для формирования мышления профессионального конфликтолога
  • Ссылки на дополнительную литературу

Нормативный блок

В этом блоке будут  размещены нормативные  требования по освоению учебной программы

  • Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов
  • Цели и задачи курса.
  • Порядок сдачи экзамена и промежуточные критерии оценок
  • Основные вопросы к экзамену
  • Распределение баллов для получения экзамена/зачета
  • Профессионально-этический Кодекс конфликтолога
  • Методические рекомендации по написанию магистерской диссертации
  • Ссылки, лекции, краткие тезисы

В этом блоке будут размещены лекции и тезисы по разным темам Программы курса.

  • Взгляд на понятийный статус «конфликта» в контексте организационного конфликтменеджмента
  • Ссылки на видео и аудиоматериалы
  • Ссылки на статьи Цой Л.Н.
  • Конфликтологическая компетентность
  • Менеджер и конфликты: избегать нельзя участвовать
  • Содержательные и коммунальные конфликты в коммуникации
  • Детские болезни консультанта — конфликтолога
  • Модели анализа конфликта
  • Блок для магистрантов, которые пишут диссертации у Цой Л.Н.
  • Здесь будем обсуждать написание магистерских диссертаций.
  • Консультации и задания для написания магистерских диссертаций

 Методический блок

В этом блоке  будут даны методические рекомендации по поводу освоения  Программы учебной дисциплины. Для  этого открывается форум

 Форум для обсуждения вопросов по теме

  • Как работать с литературой
  • Фотографии

Таким образом, обучение магистрантов проходит в режиме смешанного процесса образования: дистантного и аудиторного.

Магистранты читают материалы и на занятиях обсуждаем непонятное. В аудитории доминирует интерактивный и тренинговый режим, дискуссии и обсуждения.  По окончанию сессии  (март 2018 г.), магистранты написали рефлексивные отзывы. Вот некоторые из них:

Варварикова А.Г.

За период с 12 по 16 марта 2018 года в г.Якутске на базе СВФУ им. М.К. Аммосова, в группе магистрантов 1 курса «Прикладной Конфликтологии директор Московской школы конфликтологии Цой Л.Н провела занятия и бизнес-тренинги.

После каждого занятия и тренинга, проведенный день, вечером обозначала следующими названиями:

1 день- «душа радуется».

2-день «Ориентир в жизни».

3-й день «Наконец-то волшебная палочка у меня».

4-й день «Глубокое погружение в сознание, как водолаз на дно море».

5-й день «Учись и учи».

Первый день  прошел как ознакомительный, в общих чертах поняла, что нужно различать, где конфликт, а где чисто психологические трения.       Чем же отличается конфликтология от других наук, так это предметом и методами.  Мое первое основное образование юрист, и мне  конфликтология очень близка и понятна (я так решила). Особенно практическая часть. А так учить, учить и учиться. Главное узнали, что есть новое направление, где можно получить очень хорошую специальность консультанта-конфликтолога.

Второй день дал мне возможность увидеть конфликт в новом свете, узнали различные его проявления, формы, уровни, но самое интересное, что в конфликте надо увидеть сразу настоящее и будущее, а в психологии нужно возвращаться в прошлое (в детство) и работать с прошлыми обидами и т.д., это очень долго. Мне как юристу более понятен сам факт и оттуда надо решить вопрос откуда растут ноги. Но юрист собирает всю информацию, а конфликтолог с учетом поставленной задачи проводить диагностику, затем находить корень зла, т.е. конфликт и вносить предложения. Схематично  рисовала бы в виде дерева, юрист изучает лепесточки, веточки, ствол и спускается вниз и изучает корни дерева, находит проблему, а конфликтолог сразу изучает корни дерева и оттуда вытаскивает проблему — кто там завелся «жучок» или «паучок».

Больше всего  пыталась вникнуть понятие рефлексивного мышления, после изучения этой темы, машинально стало думать, что это такое, как понять. И понимаю и не понимаю, и мыслю  и не мыслю. Прочитав Щедровицкого Г.П. о понятии  «рефлексивное мышление», подумала, что это более близка к экстрасенсорике . Но больше всего в данной теме понравилось сказанные преподавателем слова, что изменение и развитие может только здесь и сегодня, вот что дает рефлексивное мышление.   Одним словом рефлексивное мышление в моем понятии, это удержать ситуации дня в сознании, анализировать и  выдать результат в виде, что нового я получила от этого дня.

Весь учебный процесс   я  разрешала мысленно  конфликты  в своей жизни  и деятельности. Теперь я знаю, что конфликт — это инструмент руководителя, только его надо не только актуализировать, но и умело закрывать, для получения конструктивного  результата.

Занятия по предмету «Конфликтологическое консультирование и технологии урегулирования конфликтов»  мне дали очень много интересного, было много наглядных схем. И по мере того, как преподаватель Л.Н. Цой показывала, рассказывала —    мыслительный процесс работал очень активно. Я одновременно анализировала ситуации прошедшего времени из моей практики, также когда ознакомились «Колесом судьбы» очень наглядно увидела сколько еще осталось мне активной жизни, захотелось используя этот инструмент сделать свою программу и провести коучинг.

Узнала очень много интересного, что богатства жизни зависят от богатства отношений. Используя предложенный инструмент вечером записала самое яркое событие дня и очень удивилась, что действительно в течение дня было много событий, но радость принесло мне маленькое сообщение по телефону «доброе утро» от знакомого. Если бы не записала вечером, вряд ли удержала бы этот момент жизни.

Также в памяти удержала тему самоопределения, это в принципе то, что я делаю периодически примериваю себя к разным специальностям в настоящее время. Позже данную тему буду изучать более подробно и скорее сделаю привязку к теме «Колесо судьбы».

«Новатор человек вселенной»- фраза волшебная. Что еще надо, новаторы-двигатели жизни, как и конфликты. Без конфликтов  — движение, изменение и развитие – невозможно.

Тема «Обида»  очень интересна. Почему? Здесь очень много совпадений с моими мыслями, рассуждениями, анализа, исходя из жизненных ситуаций.

Я пришла учиться, так как    хотела получить научное обоснование и ответы своим наблюдениям, анализу, выводам по различным жизненным ситуациям, которые до учебы называла «не писаные секреты жизни». Не знала, но предполагала, что есть научное подтверждение.

Бизнес тренинги — вообще класс! Побольше бы таких практических занятий!

Прошла неделя, как вздох и выдох!     Учиться на своих ошибках долгий путь, обучившись на конфликтолога этот путь можно сократить на  столько, насколько раньше придешь учиться.

Огромная благодарность Любовь Николаевне Цой, основателю Московской школы конфликтологии, благодаря ей ознакомилась инструментами разрешения конфликтов, имея и зная которые,   можно идти только вперед……

 Тархаева Р.А.

С 12.03.18 по 17.03.18 проходили курсы у Цой Л.Н. в рамках заочной программы «Прикладная Конфликтология». За эту неделю мы прошли курсы лекций по  учебным дисциплинам  «Организационный конфликт-менеджмент», «Конфликтологическое консультирование и технологии регулирование конфликта», «Бизнес тренинги по разрешению конфликтов».

К сожалению,  из-за работы пришлось пропустить первый день лекций. Отработала я конечно не на следующий день, а в пятницу в ночь перед экзаменом т.к. сначала не поняла, как надо отрабатывать, а потом как поняла, поленилась сделать сразу.

В первый день курсов, как я поняла, рассматривались основные термины, направления, виды, этапы, уровни конфликтов. В общем если смотреть то рассматривался фундамент. И каждая наука, каждый курс обычно начинается с основ.

Во второй день курсов рассматривались вопросы конфликт- менеджмента. День прошел для меня весьма интересно, так как рассматривались вопросы тайм-менеджмента. На первом курсе бакалавриата, у нас психологов был курс тайм-менеджмента. И на тот момент мне была очень интересна тема организации своего времени, и я даже следовала правилам и активно использовала в своей жизни инструменты данного курса. Но со временем, когда перешла на старшие курсы забросила эту привычку. Далее так же рассматривались вопросы про обиду, но видимо тема мне эта либо далека, либо я была уставшая, ничего в голове будто бы не осталось. Хотя на самом деле я считаю себя обидчивым человеком. Учитывая данный факт скорей всего это было сопротивление в виде отстранения. Далее был вопрос про ролевые конфликты и то, что я поняла, надо уметь одевать  и снимать маски (т.е. выполнять определенную роль в конкретной ситуации).

Третий день у нас было конфликтологические консультирование. Начался для меня очень тяжело, так как рассматривался конфликт из реальной жизни и решались конкретные вопросы. Думаю было тяжело, так как рассказчик конфликта очень экспрессивный и как говорят в народе вампир, который высасывает энергию. Так же параллельно с этим я старалась наложить решения конфликта рассказчика со своим конфликтом, который длится и по сей день. В этот же день были даны два инструмента, которые можно использовать в жизни. Но если честно я уже не помню, о чем они были.

На четвертый день я подошла только ко второй паре и никак не могла войти в процесс и понять о чем идет речь весь день.

На  пятый день у нас был бизнес тренинг. Нам пришлось говорить  о   негативных характеристиках другой команде для отработки навыков. Мне это труда не составило, для меня стоял лишь вопрос, на сколько, плохие слова можно сказать и как сильно можно обидеть человека. Я не переживала о том как говорили другие «как потом учиться то вместе». Думаю, у меня такое отношение, так как на бакалавриате психологии нас учили именно таким вещам. Так же в этот день запомнился рецепт сохранения здоровья.

В целом отношение к курсу положительное. В лекторе курса очень импонирует то, что все коротко, четко, ясно и понятно. Все как я люблю. Мне не нравится писать по диктовку и расплываться в огромных предложениях, а тут пару слов в слайде, пару комментариев и все понятно. Видно, что лектору нравится свое дело. Что я приобрела? Думаю, приобрела я техники коммуникации  и  управления временем.

Ларионова Т.

Всего присутствовала на 12-ти  занятиях из 15-ти.  За прошедшую неделю зафиксировала некоторые изменения в себе.

Изменения касаются как физического, так и психологического состояния. Однако, предполагаю, что в первую очередь эти изменения касаются именно психологического состояния и из этого вытекают изменения касательно физического плана, т.е. изменения психологического характера первичны, физического — вторичны.

В первый день занятий я чувствовала загруженность, некоторую спутанность в мыслях, т.к. я даже не допускала мыслей, что занятия будут проходить с некоторой экспрессивной, порой агрессивной, окраской. Хотя были ожидания, что у Цой — основателя московской школы конфликтологии, кандидата наук и т.д. и т.п. занятия пройдут необычно, ёмко, информативно. Я пришла на занятия со страхом перед конфликтами. Когда я озвучила это в конце дня, к нему наслаивались другие страхи, от чего были размышления касательно “смогу ли я стать конфликтологом или психология мне ближе?”. Физически это проявлялось в усталости, сонливости, трудно было усидеть на месте.

В ходе занятий некоторые материалы были для меня в новинку, они будто никуда, ни к каким другим знаниям не относятся, самое трудное — установить связи между этими новыми знаниями и уже имеющимися. А некоторый материал — будто повторение, только немного в другом аспекте, с другой точки зрения. Кажется, что подобное происходит в силу нехватки знаний по другим дисциплинам, особенно — по философии.

Самым таким необычным для меня открытием стало осознание того, что в любой конфликт раньше я проецировала на себя, даже если он меня лично не касался, я была  в группе поддержки и т.д. И боялась я там того, что я одна против всех. Странный механизм. Сейчас конфликт для меня выглядит как совокупность элементов, где у каждого своя роль, свои границы. Теперь я должна осознать их и найти свое место. Мне  необходимо отработать еще несколько тем.

Хочется жадно впитывать, систематизировать свои знания, потому что кто, если не я?

Федорова Н.Д.

Я прошла курс организационный конфликтменеджмент и бизнес тренинг в сфере управления конфликтами, посетила все занятия Цой Любовь Николаевны с 12.03 по 17.03 2018 года.

С первого учебного дня мне не удалось сразу «окунуться с головой» в учебный процесс, я считаю это нормальным явлением, так как что-то было забыто и упущено ранее, я вспоминала с самого начала, что есть конфликт, какие этапы развития конфликтной ситуации имеются, разрешение конфликтов и т.д. Это повторение для меня был большой плюс. В этот день я узнала или же возможно вспомнила о картографии конфликтов, было графически наглядно и хорошо запоминалось. Самым, наверное, отрицательным в этот день для меня было, это чувство усталости к концу дня, голова «не варила» и сложно было сконцентрировать мысли на занятии.

Со  второго дня мы затронули тайм – менеджмент, для меня эта тема была очень интересна, так как я считаю, что у меня проблемы с личным тайм – менеджментом. Выписала для себя литературу, которую хочу прочитать в будущем. Как я писала уже раньше в прошлой рефлексии, мне понравился «календарик – пинарик»  Дмитрия Литвака. Умение разделять правильно время на части вот чему я хочу научиться, это приводило меня к мыслям, что жизнь короткая и нужно её прожить правильно, как я считаю.

Я поняла для себя, что я не умею корректно коммуницировать, т. е правильно выражать свои мысли и мне нужно этому еще поучиться. В день, когда нужно было говорить о том, что меня раздражает, я выбрала тему со своим мужем, это была наша единственная проблема за первые 6 лет. То, как мы проработали её, я взяла на заметку, и когда – нибудь опробую, и нужно выучить её. После темы обиды, я перестала обижаться на окружающих, когда задумалась, что причиняю тем самым им больно и себя разрушаю изнутри, этого мне не надо. Всегда думала, что  Я хороший манипулятор над людьми, но это оказалось не так и сама не замечаю, когда манипулируют мной. При психологическом воздействии на окружающих я старалась выглядеть как «жертва», а не как «диктатор». Хочу научиться так, чтоб в будущем правильно управлять. У меня появилось чувство, что я меняюсь.

По сегодняшнему дню, начало тренинга. Когда вы спрашивали про больное сердце, меня это честно, насторожило, разделив нас на 2 команды, дали задание по составлению договора. Внутри себя я поняла, что составление этого договора не та часть, которая будет  изучаться на занятии. Когда я зашла в кабинет, то поняла, что будет происходить что-то интересное. Для меня эти высказывания ничего не значили, когда мне говорили, я внимательно смотрела за ними, и как они это произносят, но никто не смотрел мне в глаза, кроме Катерины, в её глазах я видела улыбку, и мне стало легче. Когда произносили «оскорбления» я  сразу подумала, что они хотят посмотреть, как я отреагирую на это, и старалась не подавать виду, но как оказалось, меня выдала моя мимика, мои глаза. После чего каждый из нас говорил, что он чувствовал, когда дошла очередь до меня и, высказав свое мнение, мне ответили грубо, и внутри себя я почувствовала будто жжение, мне кажется, это жжение было недосказанностью в ответе. Жжение не проходило пару часов, но затем прошло. Возможно ли это все — таки чувство обиды, и она «съедала» меня изнутри? Я замечаю, что когда мне кто-то отвечает в грубой форме, появляется жжение, не могу понять и  чем можно помочь себе. После этих дней, я узнала для себя некоторые качества личности, о которых и не знала,  и что нужно будет делать для своего саморазвития.

P.S. За эту неделю, моё отношение к Вам изменилось в лучшую сторону, по началу мне было, вот честно, страшно, а затем Я начала понимать и успокаиваться, что ходить на занятия даже стало легче. Спасибо Вам!

 22.03.2018 г.

Магистранты Якутии

 

Литература

[1] Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. Н.Новгород: Волго-Вятский кадровый центр, 1994. Стр.32. Степанов Е. И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы (по результатам исследовательских проектов). М.: Институт социологии РАН, 1996. Стр. 48. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996. Стр. 125. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дело, 2005. Стр. 16.

[2]  Зиммель   Г.  Конфликт современной культуры. Избранное. Т.1. Философия культуры. Юристъ. М.: 1996. с. 494-495.

[3] Ученые рассказали о пользе проблем и конфликтов. 

[4] Егидес, А. П. Психотехника синтонного общения / А. П. Егидес [Электронный ресурс].

[5] Психологос: Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс].

[6] Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник». В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др.. 1999.

[8] Корчагина Н.Г.  Роль самооценки и мотивации в развитии конфликтной личности.- Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2(9), С. 141–149.

[9] Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика Мытищи: «Талант», 1996.

[10] Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния. Л., 1981.

[11] Цой Л.Н. «Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов 111 ответов». — М.: Книжный мир, 2007.

[12] Щедровицкий Г. П. — Избранные труды. — М., 1995, с. 115–142.

[13]  Рахлеев Ф. Особенности национального характера. // Якутск вечерний (Якутск).- 08.10.2004.

[14] Н. Щукин.   «Поездка в Якутск» (1833)

[15] Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона 1890—1907 г.  (В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами)

[16] Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование / под ред. Е.И. Михайловой,

В.С. Ефимова. – Якутск : Издательский дом Северо-Восточного федерального университета, 2014.

[17] Там же. С.70-72