Яндекс.Метрика

Отзывы студентов 5 курса ГУГН Института социологии РАН (2002 г) . об авторском курсе Цой Л.Н.

«Переходя к вопросу о моём  впечатлении от  занятий,  хочу сказать, что первое, что  мне бросилось  в глаза – это личность преподавателя, и уже во вторую очередь я стала отслеживать содержание предмета, хотя такое разделение довольно условно. Л.Н.Цой произвела на меня впечатление человека яркого, эмоционального и, что самое главное, действительно увлечённого своим делом. Я пишу об этом неслучайно. Дело в том, что образ такого человека сразу настраивает на определённый лад, на определённое эмоциональное состояние. В данном случае заинтересованность преподавателя передавалась и мне. Что касается впечатлений от манеры вести лекции, да и от самих лекций (в особенности, от первой), то по началу у меня возникло чувство удивления, замешательства, даже некоторой тревоги, поскольку  преподаватель разрушала все имеющиеся представления о  привычных методах ведения лекций, к тому же нормы, введённые в самом начале предмета, не совсем укладывались в рамки мною выполняемых. Так, например, внутренне я никак не могла согласиться с требованием называть преподавателя на «ты». Это вызывало определённый дискомфорт и желание не подчиниться, поспорить. Также меня немного волновал пункт об обязательной активности. То есть я была с ним согласна, но знала, что у меня это вряд ли получится. Однако,  быстро поняв, что к предъявляемым требованиям можно относиться как к части игры, как  к данности, я успокоилась и попыталась по возможности следовать этим правилам. В этот момент я более чётко ощутила, что в каждой ситуации могут быть свои собственные нормы, надо только научиться быстро к ним адаптироваться.
Надо сказать, что моё отношение,  как к предмету, так и к преподавателю  постоянно изменялось. Не то, чтобы оно было хорошее или плохое, а просто каждую лекцию возникало разное эмоциональное состояние, безусловно, очень сильное. Я даже не могу выделить конкретно, что меня  волновало больше всего —  буря эмоций каждую секунду, которая ещё продолжалась дома. Трогало всё, ничто не было безразлично. Это относится и к содержанию предмета, и к тому, что в тот момент происходило, и к самому преподавателю, которая своим поведением тоже вызывала гамму чувств. Если начать описывать конкретные ситуации и вызываемые ими чувства и мысли, то скажу, что каждая ситуация была в своём роде уникальна. Так, например, ситуация, когда нужно было выбирать старосту. На мой взгляд, эту проблему можно было бы решить и без вызова В.С…  ….Однако, на мой взгляд, безусловный плюс в том, что с помощью привлечения  В.С. мы сделали это быстрее. К тому же наглядно увидели, как не надо себя вести в конфликте. В этот момент очень чётко была обозначена мысль, что в конфликте надо уметь удерживать предмет проблемы. Эта мысль, известная и раньше, получила своё наглядное подтверждение. На практике у меня лично не всегда это получается, так как появляется желание вспомнить ещё какие-нибудь обиды и всё свалить в одну кучу.   ………
С методической точки зрения, интересным при рассмотрении этой ситуации для меня явилось то, что при разрешении какой-либо проблемы нужно для себя самой более чётко отслеживать, не является ли твоё поведение (и проблема) следствием твоего устойчивого стереотипа. Часто мы об этом просто не задумываемся или возникает желание поддаться любимому стереотипу, так как это проще.
…. С методологической точки зрения мне очень интересной показалась возможность рассмотрения проблемной ситуации в совершенно разных реальностях. Известный принцип: если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней, приобрёл новое звучание. Раньше, пытаясь изменить своё отношение к чему-либо я всё же переворачивала его просто в другую плоскость, но даже не предполагала, что плоскостей и измерений может быть гораздо больше.
Что касается вопросов о том, какие методы, идеи и принципы я увидела в течение курса и что, по моему мнению, нельзя применять к студентам, скажу что, самим преподавателем использовались все нормы-принципы, которые она обозначила в начале самой первой лекции. Особо хочу сказать о принципе открытости. Для многих этот пункт являлся непростым, однако, преподаватель сама активно исполняла этот принцип (естественно в рамках, требуемых лекцией), как бы показывая другим пример, отчего всем становилось, как мне показалось, проще  раскрыться. Методы, о которых говорилось на лекциях, также все были использованы на практике.
….   Отдельно и  вкратце скажу о том, что мне не понравилось. Иногда у меня создавалось впечатление, что мне навязывается какое-то мнение и что по-другому думать неправильно. Сейчас уже не помню, но некоторые заявления преподавателя мне казались чересчур однозначными и категоричными. И хотя часто указывалось, что это всё говорится специально утрированно и всё-таки многое зависит от ситуации, всё равно впечатление создавалось иногда такое, что данная информация истинна, другого не дано и быть не может. И ещё один момент. Провоцируя человека на что-то нужно быть всё же, на мой взгляд, внимательнее и не перейти грань. Иногда человек понимает, что его провоцируют, но упоминание о чём-то всё равно делает ему очень больно.
На вопрос о том, что дал мне этот курс, отвечу так. Какие-то мои обыденные знания и предыдущий опыт обрели более определённую, чёткую форму. Много также было открыто нового (об этом говорила выше). Но, что более существенно, я пересмотрела свои  отношения с  некоторыми людьми, лучше поняла, кем они являются для меня и кто я для них. И если раньше мне непременно хотелось добиться с ними хороших отношений, то сейчас я понимаю, что прекрасно проживу и без них и, более того, эти люди мне вовсе даже несимпатичны, как я думала раньше, а моё прежнее желание – всего лишь результат моего устойчивого стереотипа, что нужно со всеми поддерживать хорошие отношения. Также я, как мне кажется, научилась лучше разбираться в себе, точнее в своих чувствах. То есть раньше я просто могла выявить, где я сама  себя обманываю, но при этом всё же никак не могла понять, чего же я больше хочу, сейчас  даже самообман не всегда приходится искать, так как по некоторым вопросам я приобрела более чёткую позицию, которую, однако, на мой взгляд, не надо бояться при изменении обстоятельств (или по другим причинам) менять. Ещё одним важным плюсом является приобретение  большей уверенности в себе, которой мне не хватает. Я меньше стала бояться нестандартных ситуаций или, по крайней мере, перестала бояться того, что я их боюсь. Вообще, надо сказать, что этот предмет дал мне не столько какие-то новые теоретические знания, так как многое из этого я читала и слышала раньше, сколько научил меня пользоваться этими знаниями и просто помог мне  действовать более решительно». Источник