Российский психолог, академик РАО, член СПЧ Александр Асмолов – о самые яркие фрагменты.
О стандартизации и тестировании
Хотим мы того или нет, доведенные до абсурда технологии стандартизации, типологизации, унификации, ранжирования, сертификации, тестирования рискуют превратиться в ритуалы особой религии – религии усредняющего мировоззрения.
Думая о драматических последствиях века усреднения, невольно вспоминаешь символическое название известной книги Милана Кундеры «Торжество незначительности».
Когда речь идет о стандартизации и тестировании, в том числе тестировании интеллекта или черт личности как в сфере образования, так и в «охоте за головами», хэдхантинге самых успешных компаний, стоит напомнить руководителям системы образования и управленческой элите этих компаний о подстерегающей их опасности перевоплощения идеалов стандартизации в идолов, карающих за любые отклонения от Нормы.
О профессиях будущего
Прежде всего, это переговорщики. Сегодня как никогда нужны переговорщики.
Вторая уникальная профессия – визионеры. Те, кто так или иначе прогнозируют и работают с будущим.
Профессий, когда у тебя одна только задача, узкоспециализированных, рутинных профессий будет все меньше, меньше и меньше.
Восприняты будут профессии, где есть ставка на творчество, ставка на воображение и ставка на развитие личности.
О возвращении к советской системе образования
Наблюдая образовательную политику уже на протяжении более чем 30 лет, я не раз ловил себя на мысли, что историческая аберрация, т.е. размывание первоначального изображения, из-за различных конструкций «линз» анализа встречается гораздо чаще, чем в оптике.
И когда я вижу воспевание нашей жизни в Советском Союзе, воспевание знаменитого мнимого равенства и мифа о качественном советском образовании – отношу это к тому же эффекту, аберрации вследствие несовершенно монохроматической оптики. Эти люди видят только то, что хотят видеть, многие – свою счастливую молодость, радость юности, непосредственность детства.
Певцы исторической аберрации, как ловцы душ, как крысоловы с дудочкой, на которой выводят сладкие мелодии хорошей жизни (школы, пенсии, жилья, достатка, медицины, безопасности, духовности, патриотизма и пр.), заставляют наших детей верить в то, что все эти благие вещи даются не собственным трудом и свободой, не конкуренцией и упорным образованием, не высоким профессионализмом и квалификацией. А прилипанием к сильным кланам, беспринципностью, угодничеством, правилом «цель оправдывает средства» и умением вовремя предать своих и принять сторону более сильного.
О выборе будущего пути страны
Чем сильнее государство начинает закручивать политические, экономические, социальные и психологические гайки, тем больше вероятность того, что общество и государство рискуют сорваться с резьбы и потерять контроль над любыми проявлениями жизни в нашей стране.
Именно поэтому то, что происходило в этот осенний сезон, я связываю с выбором будущего пути страны. Пойдем ли мы по пути наследников Малюты Скуратова, по пути страны, утратившей достоинство? Или же по пути, который у нас всегда был и есть (и на который я надеюсь), пути страны самостояния, страны Александра Пушкина, страны Андрея Сахарова? По пути, где есть место эволюционному оптимизму, надежде и вере в то, что наши дети вырастут в культуре достоинства.
О счастье за пределами благополучия
Есть такой психолог Дмитрий Леонтьев, он организовал конференцию, где говорилось: «Счастье за пределами благополучия». У тебя может не быть благополучия, даже физического. Ты всегда как индивидуальность борешься со своим индивидом. Но вдруг, когда ты видишь, как твое дело совершается, когда ты видишь, что ты отдал себя и твои дела значимы, когда ты видишь, что мир изменился так, что в нем стало меньше спринтеров – тогда ты даешь людям ценностную перспективу.
Такие направления психологии, как позитивная психология и другие, дают серьезную поддержку людям и помогают тому, что Пушкин называл «самостоянием».
Нужно самостояние, а не стояние на костылях или на имитаторах.
О тренинге компетенции и дрессуре разума
Образование должно отвечать на вызовы нашего времени, на вызовы неопределенности, сложности и разнообразия, а не быть образованием, которое превращает наших детей в хомяков, имеющих готовые рецепты для решения уже готовых задач.
Самореализация и есть универсальная характеристика человека, позволяющая ему найти себя, свое место в этом мире.
А ключевые навыки XXI века становятся инструментами самореализации. Благодаря этому обеспечивается социальная и академическая мобильность человека, раскрывается его индивидуальность.
«Востребована личность, которая находится в постоянном движении, и ключевая компетенция на сегодня – это компетенция обновления. Школа будущего должна прежде всего давать правильную мотивацию. Еще немецкий социолог Эрих Фромм говорил о “мужестве быть личностью”. Главная задача образования – формирование ценностно-смысловой картины мира. Лидер будущего умеет конструировать возможности, а учитель – это “значимый другой”. Происходит эволюция надежд и нас с вами.
Правильно ли то, что по отношению к следующим поколениям мы озабочены тем, как им стать лидерами, эффективными менеджерами, но совсем не озабочены тем, «как стать человеком». Поэтому важно, чтобы все не сводилось к тренингу компетенции, к дрессуре разума. Ключевая задача образования – мотивация готовности к изменениям, компетентность обновления компетенций – это то, что мы должны получить в школе, а не только ключевые навыки.
О стандартах образования и учебниках
Стандарты образования приняты несколько лет назад. По стандартам образования, особенно начальной школы, мы показываем высокое качественное образование и позитивный результат.
В связи с этим бесконечные попытки заменять содержание образования и стандарты отвечают формуле Владимира Высоцкого: «Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, и спекся».
Именно по этой логике действуют различные наши ведомства. Особенно эта логика проявилась в том, что на 37 процентов был сокращен федеральный перечень учебников.
Надо понять, что учебник – это прежде всего остров доверия. И не в том вопрос, на 37 или 50 процентов он сокращен, а в том, что при сокращении количество меняет качество. Происходит подмена тезиса. И непонятно, каким образом это сокращение проводится. Без независимой экспертизы со стороны вузовского сообщества, РАН, РАО и независимых ассоциаций учительства.
О диагностике личности на примере известного произведения
Дорогие мои коллеги, дорогие мои практические психологи! Дорогие мои мастера диагностики интеллекта, компетенций, знаний, умений, навыков и даже (не побоюсь этого слова) критического мышления!
Вглядывайтесь в портрет диагностики, в джентльменский диагностический набор, который проступает за образом «лишнего человека». И вглядывайтесь, кто главный и великий эксперт, который принимает решение.
Решение принимает cвет, в который мы выпускаем ученика и который говорит, что нам необходимо, чтобы понять стандарты XXI века.
_____________
Педагогическая конфликтология. Конфликтология в школах