Яндекс.Метрика

Рефлексивные заметки магистрантов – конфликтологов Института психологии СВФУ, после освоения дисциплин «Организационный конфликт-менеджмент и «Конфликтологическое консультирование»

Рефлексивные заметки магистрантов – конфликтологов Института психологии СВФУ, после освоения дисциплин «Организационный конфликт-менеджмент и «Конфликтологическое консультирование»

(Преподаватель — Цой Л.Н.  Март 2019 г.г. Якутск)

Магистранты март 2019

 Никонов Константин

Мне понравилась наглядность тренингов и упражнений, а так же — подача материала, особенно показательными было упражнение про Факты и рассказы. За сегодня я получил введение в дисциплину «Конфликтологическое консультирование и технологии урегулирования

конфликтов». 

          Для себя я выделил отдельно изучение основ и азов принципов конфликтолога. На втором занятии, я узнал о структуре конфликтологического консультирования, о важности распределения времени консультации на каждой стадии. Важной оказалась простая, но очень полезная вещь – умение «читать» атмосферу для определения дистанции между консультантом   и клиентом. Для конфликтолога очень важно преодолевать различного рода стрессовые ситуации. Рефлексивное управление – это способность предугадать/прочитать ход мыслей своего оппонента. Здесь может быть уместна аналогия «перевернуть шахматную доску». Действительно, когда вы смотрите на шахматную ситуацию со своей стороны и не видите возможных выходов, то переворот доски и взгляд со стороны оппонента может дать достаточное количество информации. 

На третий день занятий материал был сложен в освоении, поскольку его было очень много, и вся информация кашей смешалась в голове. Какие-то вещи были записаны как важные, каким-то я не придал значения. Но меня заинтересовала тема масок и лицемерия. Ведь каждый человек ведет себя так, как ему удобно в той или иной рефератной группе. Можно ли называть людей из-за этого —  лицемерами?  По-настоящему человек является сам собой только дома, в кругу семьи, в зоне комфорта.

 Во время прослушивания лекции на тему «обида» я задумался. Когда я в последний раз серьезно обижался на кого-то? Я пытался вспомнить минут 10, но никак не мог вспомнить последний такой случай. От того было более приятно воспринять информацию о том, что я не обладаю целым набором негативных характеристик, в отличие от обидчивых людей. Вопрос об обиде, о том, что человека можно обидеть по причине национальной принадлежности натолкнул мои мысли на недавний митинг против мигрантов, прошедший в городе Якутске. Многие мои друзья в своих социальных сетях отписались о том, что им стыдно за свою нацию. Я же нахожу эту позицию такой же неверной, как и позицию людей, которые пришли на митинг (при чем несанкционированный). Нельзя стыдиться своей национальности только из-за отдельных недалеких представителей. Надо гордиться ей, и равняться только на лучших представителей и деятелей своего народа.

          Самой интересной темой на последнем занятии была тема про психические вирусы – мемы. В свободное время стоит выделить время и подробнее изучить этот феномен.  Логично предположить, что чем харизматичнее личность, которая их распространяет, тем больше человек инфицируется мемами и инфицирует других. В голове сразу возникло много известных личностей, которые повлияли на умы многих, блестяще пользуясь своей невероятной харизмой.

Последние занятия так же прошли достаточно объемно. Огромное количество материала, поэтому я постарался записать самое важное и выделить основные моменты. В общем и целом, это был достаточно интересный курс, полезный как для практики конфликтолога, так и для повседневной жизни.  

Унарова Алена

В начале занятий я чувствовала себя неловко, можно даже сказать боялась от чего-то, была чувства дискомфорта. Все-таки незнакомая аудитория (имею виду заочников), незнакомый преподаватель. Но эти чувства со временем исчезли, так как я почувствовала такую доброжелательную, спокойную энергетику. Любовь Николаевна читает и объясняет лекцию очень доступным языком. Мне было интересно слушать ее примеры из собственного опыта.

За сегодня узнала очень много информации, наконец, после полгода обучения мы нашли ответы на некоторые вопросы про конфликты.

Сегодня можно сказать подкрепила вчерашние знания про конфликтологическое консультирование. Одно дело просто знать информацию, а вот использовать теорию на практике, это совсем другое. И вот хотелось б очень много тренироваться, консультировать уже как конфликтолог.

Еще я для себя отметила, что нужно быть гибким. В любом случае сразу же подключиться, скажем, так сменить маску на другую.

Узнала алгоритм проведения конфликтологического консультирования. чем оно отличается   от психологического консультирования.

Сегодня сделала вывод о том, что, изучая конфликтологию, как психолог,  я становлюсь еще «богаче». Прежние знания дополняют конфликтологию.

Написали сценарий конфликтологического консультирования, разбирали в чем различия организационного конфликт-менеджмента от конфликтологии, кто такой инноватор. Для себя открыла новые имена ученых, буду читать их работы.

           Нам было задано задание, вспомнить какие то слова, из-за которых у нас была с кем-то стычка, недопонимание, конфликт. Я долго сидела и вдруг вспомнила ситуацию с мамой. И так конфликт: выходя из дома спрашиваю6 –« «Маам, где ключи?», а она мне отвечает «не знаю, где-то там положила». А я

уже оделась, плюс еще опаздывала на прием к врачу, и стала грубить маме, потому что меня в тот момент раздражала ее «где-то там». И Любовь Николаевна ответила, что за этим проглядывается гипотеза, что я не уважаю свою маму. Необходимо понять, что мама просто может не помнить.  Несколько раз при себе повторила эти слова и у меня произошел инсайт. Я поняла самое главное, что родные наши люди не вечны, их нужно уважать, любить здесь и сейчас, не смотря на ситуацию и обстоятельство. Я конечно об этот все знаю, безумно люблю свою маму. Оказывается, для меня, чтобы принять эту простую истину, нужно было услышать со стороны критику или замечание.   Для себя решила, не делать из мухи слона, и именно из-за  этой маленькой мухи испортить отношение с самыми близкими — мне уже не хочется.

 Последний день занятий работали на максимум, именно этот день для меня было трудным. В конце уже не соображаешь, все время хотела спать. Но несмотря на это, я получила много полезной и нужной мне для жизни – информации. Я ничего не пропускала, все записывала, даже фотографировала. Новые имена, авторы, когда будет свободное время – обязательно почитаю.

Михайлова Евдокия

За неделю учебы по этим предметам очень много узнала, начала анализировать поведение людей и себя. Мне очень понравилось пример, с открытым окончанием уроком, чтобы ученики захотели еще узнать. Осознала один свой конфликт с коллегой. Сейчас понимаю, что что нельзя было отвечать агрессией на замечание коллеги, во избежание коммунального конфликта с ней.  Понравилась тема про манипулирование, оказывается я сама манипулятор и надо от этого избавиться, не позволять другим манипулировать собой. Моя тема диссертации про ролевой конфликт, не очень много поняла, но обязательно прочитаю в материалах, о которых услышала. Так же узнала, как разрешать конфликты, что надо говорить, как составлять план т.д. У меня появилось четкое осознание в каком направлении работать в дальнейшем. И еще мне понравилось, как Любовь Николаевна ведет занятия — научно, но в то же время очень понятно и доходчиво с примерами.

Макарова Сахайаана

Наше общество состоит из людей разных поколений. У каждого из нас имеется свое «Я», и наша точка зрения может часто не совпадать с другими взглядами. Отстаивая свое мнение часто рождается конфликтная ситуация. И это естественно. Невозможно представить жизнь без конфликта.

Конфликт — это столкновение…. Причем возникнуть конфликтная ситуация может и внутри человека. В его душе происходит внутренняя борьба по отношению к учебе или при смене места работы. Часто возникают и межгрупповые конфликты, и если первый вид конфликта не заметен окружающим, то участниками межгруппового конфликта мы бываем очень часто. Например, мы видим, как выясняют отношение кондуктор и пассажир, мы замечаем конфликты между школьниками и учителями, конфликтные ситуации возникают в наших семьях. И хорошо, когда в семье могут уладить конфликт, не срываясь на брань, и не выясняя отношения в повышенных тонах. В противном случае, конфликт может не лучшим образом сказываться на психике ребенка, его развитии и дальнейшей жизни.

Конечно, конфликт — это не трагедия. Не зря же бытует мнение, что именно в споре рождается истина. К тому же разногласия могут стать стимулом к дальнейшему росту и укреплению взаимоотношений. Иногда бывает, что столкновение двух разных взглядов порождает третий вариант, наиболее рациональный и оптимальный. И это действительно так, если конфликт не выйдет за рамки разумного и люди не станут причиной серьезной ссоры. Чтобы этого не произошло, нужно научиться избегать конфликтов.

Очень важно не поддаваться эмоциям, и в любой ситуации, даже конфликтной, стараться мыслить здраво, прислушиваясь не только к себе, но и к другим. Это позволит найти общее компромиссное решение, которое удовлетворит всех участников конфликта. А порой, достаточно промолчать, чтобы спустя время донести свою точку зрения уже в более спокойной обстановке. В итоге и вы будете удовлетворены, и хорошие взаимоотношения сохранятся.

Постоянно избегать конфликтных ситуаций невозможно, да не нужно этого делать. Нужно научиться грамотно решать проблему, учитывая интересы каждого, и если вы перестанете относиться к конфликтам, как к проблеме, научитесь их принимать, тогда и жизнь станет проще. Все это уже доказано на практике. И то, как человек будет выходить из конфликтной ситуации, зависит только от него самого, и от его отношения к своим оппонентам.

Фокова Елена

Первый день:

  • Изучить основы конфликтологии и по возможности психологии.
  • Изучить конфликтологическое консультирование.
  • Начали формироваться понятия о том, кто такой конфликтолог, чем занимается, цели и задачи конфликтолога.
  • Интересна тема самоопределения.
  • Узнала, что такое рефлексия.
  • Интересна тема избавления от страха перед конфликт.

Второй день.

  • Потренировались провести конфликтологическое консультирование (практика).
  • Мало записей и трудно вспомнить что именно было, очень много информации (каша в голове).

Третий день.

  • Научилась различать коммунальный конфликт и содержательный.
  • Принцип отстранения, как научиться этому? Теоретически понятно, а практически нет.
  • Поняла, что такое рефлексия и какую важность она несет, можно ли к утверждению, что рефлексивное мышление достигается только путем коммуникации с высокомыслящими людьми, можно добавить так же чтение книг, написанных такими людьми? (вопрос)
  • Понравилась фраза: (Опасное духовное состояние) «Я думаю не как все» — это Иллюзия!!!»  Стоит задуматься!

 Четвертый день.

  • Из всех материалов, сегодняшний понравился больше всего. Особенно материал про стрессы и обиды.
  • Не совсем понятна альтернативная схема коммуникации, на практике не смогла сконструировать предложения правильно.

 Пятый день.

Понравилась тема манипуляции, особенно то, что манипулятор живет в каждом человеке. Непонятно, что такое открыто поставить вопрос и подвергнуть сомнению? Кому ставить вопрос, и какой вопрос? Что именно подвергнуть сомнению?

Общая рефлексия

По всему пройденному курсу пока сложно сделать вывод, мыслей много, информации много, много чего непонятно, много вопросов. Однозначно можно сказать, что дисциплина очень интересная, подача информации нестандартная, к сожалению, не осталось времени для практических примеров. Начинает сформировываться понятие о том, кто такой конфликтолог, чем он занимается и значимость этой профессии. Для себя, отметила информацию о стрессе, обидах и манипуляции, хотелось бы поработать с этими факторами.

 Альвили Татьяна

КРИТИКУЮЩИЙ, Недовольный человек– это будущий ресурс. Ему не все равно. Он активно подходит к изменениям, думает, мыслит, ошибается, дарит идеи и др. точки зрения.

РОЛИ (не путаем, не перемешиваем. Разные цели и задачи при их выполнении).

Снижение значимости соперника. Компрометация его знаний, а подаётся как цель организации

Мир существует сразу во всех временах – прошлое-настоящее-будущее.  Человек разорван во времени. Душа и личность. Границы. Контакты. Контакты с личностью, не с душой.

Манипуляторы и Актуализаторы все в той или иной мере.

Кинетика имиджа.

Все что услышано на лекциях – пропущено через себя. Пришло понимание, структура многих вещей в коммуникациях с собой, семьей, друзьями. Хочется быть транслятором полученных знаний и с радостью делиться полезными лайфхаками на любых уровнях. Много открытий и инсайтов. Новые термины – моббинг. Записана полезная литература. Переосмыслены знакомые вещи. Получен интересный материал для работы над собой, для раздумий с коллегами, обсуждения.

ЧИТАТЬ

  • «Белая и черная риторика»
  • Анисимов О.С.
  • Выготский
  • Г.Селье Китаев-Смык Л.А. – стрессы
  • Гиденс Э. – Трансформация эффективности
  • Глазл Ф.- Настольная книга руководителя , Организационный к-м (заказать на сайте МШК)
  • Гофман И. – «Роли в социологии»
  • Громыко Ю.– Образование как политтехнология
  • Д.Карнеги — Эвретт Шостром
  • Дудченко В.С. – Основы иннов.методологии, Инновационная технология
  • Зиновьев А.А.
  • Ицхак Адезис
  • Кучкаров З.– Стратегическое планирование. Право на развитие.
  • Лапин Н.И. – Теория и практика инноваций
  • Леонтьев
  • Лефевр В.А. – Алгебра совести, Алгебра к.
  • Рубинштейн
  • Соловьев В.С.
  • Фромм Э. — Иметь или быть
  • Хейзинга  – Человек играющий
  • Цой Л.Н. Что не является конфликтом
  • Цой ЛН Практическая конфликтология
  • Щедровицкий Г.П.

Пономарева Екатерина

Самое важное. Осознала, что коммуникация – очень важный ресурс. Ресурс, который дает нам лучшее понимание друг друга, позволяющий обмениваться информацией. Для конфликтолога важно выстраивать правильные конструктивные способы коммуникации. Еще не маловажно знать алгоритм конструктивной коммуникации, благодаря которому устанавливается контакт с клиентом и выстраивается дальнейшая работа.

У каждого человека есть своя определенная дистанция, по которому подпускает других людей, может доверять и открыться. А дистанция в системе социальных взаимоотношений представляют с собой процесс разных связей с учетом границ. И мы, как конфликтологи, должны четко разделять эти границы.

С первого дня я взяла себе пустую копилку и назвала ее «конфликтолог». Поделюсь ее содержимым:

  • конфликтолог – независимый специалист
  • не должен быть включен в иерархические отношения
  • он открытый (свободно может рассказывать о себе)
  • учит человека получать положительный опыт в решении конфликта
  • консультирует только когда знает, как устроена организация/коллектив
  • работает с реальной ситуацией
  • он не должен реагировать на форму, а должен обратить внимание на содержание конфликта
  • у него рефлексивное мышление
  • должен уметь говорить на «языке» человека, организации/группы/коллектива
  • у него быть свои принципы, по которым он в состоянии работать или отказать
  • уметь продуктивно пользоваться методами разрешения конфликтов
  • уметь устанавливать конструктивный и доброжелательный контакт
  • умело владеть техниками управления конфликтами
  • борьба за правду разрушает специалиста
  • владеть конструктивной коммуникацией
  • быть открытым к конфликтному материалу, обнаруживать проблему через боль, разобрав свой конфликт и овладев техникой разрешения может работать с конфликтами
  • эмоционально и психологически устойчив
  • работает со своими   психологическими проблемами: обида, стресс, деструктивная критика, манипуляция (нездоровая)
  • имеет положительный имидж

В результате пройденного курса, у меня сложились более четкие понятия о конфликтологии и работе конфликтолога. Теперь я не буду с непонятным лицом читать книги и статьи, которые есть на сайте Московской школы конфликтологии, мне будет легче воспринимать информацию о конфликтах. Ведь раннее представление о конфликте было совсем обыденным и коммунальным. Теперь я с уверенностью могу говорить, что благодаря содержательным конфликтам – мы развиваемся, преодолевая трудности и сложности — мы становимся лучшей версией себя.

Точиева Эсет

1 день. Для начала хотела отметить, что я боялась до начала пары, что пойдет большой объем новой информации и только теория. В конце первого дня я взяла для себя из материала: начала отличать для себя, чем же отличается психологическое консультирования от конфликтологическое консультирования, начиная от 7 уровней конфликта, и этапов конфликтов до картаграфии конфликта.

Так же мне понравилось мини тренинговое упражнение, которое проясняло специфику различения между рассказом и фактом.  После упражнения,   была дана инструкция и уже обработалась упражнение. И я задалась таким вопросом, если бы немного изменить инструкцию, например, дайте описание то что вы увидели недавно, то что первое приходит вам в голову. Не говоря при этом, не повторяйте ответы как у других. Мне задался такой вопрос —  изменился бы результат упражнения. Мне захотелось применить это упражнение в своём варианте (немного изменив его).

2 день

Я рада, что с Татьяной- магистрантом, смогла   на практике попробовать краткосрочное консультирование. Заметила для себя что было трудно на публике консультировать. И была сама не довольна этой консультации. Заметив свои ошибки начала размышлять на счет них. Но как говорится через пробы и ошибки- мы учимся. Из данного нам материала, для себя я взяла, на какие этапы    делится полноценная конфликтологическая консультация, в чем отличие и сходство (различие в вопросах) между психологическим  и  конфликтологическим консультированием.. И так же повторила и вспомнила тему  про смену масок.

После занятий, когда я ехала домой у меня, возникали различные мысли. Например, после того как я полностью (надеюсь) поняла в чем же отличие от психологического и конфликтологического консультирования.

*Могу ли я занимается консультациями одновременно как психолог и конфликтолог или надо выбрать только одно?

* Могу ли я принимая клиента на консультирования, после того как он озвучил свою проблему (и я для себя поняв что ему нужна по данной проблеме как конфликтолог а не психолог), могу я предложить ему услуги конфликтолога?

3 день

Третий день, к сожалению, мне пришлось за час до окончания занятий, мне надо было уйти.  Отойти. Но я восполнила пропущенное время и взяла позже материал у своей сокурсницы —  Бурлаковой Александры.   Из лекции я взяла для себя что такое типы лидера, задача руководителя, чем отличается борьба и конфликт. После все этого, у меня возникло такое ощущение что организационная конфликтология- это в данный момент не мое, у меня зародился опять вопрос, а именно имея создать именно семейного конфликтолога, а точнее направление семейной конфликтологии.

4 день

На четвертый день я узнала о деструктивном и конструктивном коммуникации, а именно альтернативной схеме и было познавательно рассматривать ее на практике. Что необходимо по ситуации, одевать разные маски, в том числе и маску «виновника». Узнала про фазы стресса и выходы из стресса,  что такое мэмы. Узнала, что основное в заключение договора на конфликтологическое консультирование. Для себя взяла что договор нужен хотя бы в устном виде. Что бы обеспечить себе и клиенту защиту. И все пары старалась рассмотреть новую информацию через свою диссертационную работу.

5 день

Открыла для себя тему «Критика и догмы», что такое манипулирование, что мы все являемся манипуляторами, которых   восемь типов. Профилактика от деструктивной манипуляции   начинается с себя. И было очень интересно пример из жизни про мотоцикл, и мне возможно придется в ближайшее время применить его по отношению к брату жалко, что я о нем узнала только сейчас. И так же я отметила для себя что в интернатах и детских домах очень нужен конфликтолог. Я надеюсь, что в ближайшее время конфликтологи будет в каждом заведениях.

На сегодняшний день я знаю какая сфера деятельности мне привлекает а какая нет. Я уверена что я выбрала правильное направление, так в данный момент, конфликтология мне интересна, она  вдохновляет меня на разные мысли и идеи!

Иванова Долгуяна

«Я и Мой наблюдатель» (честное признание себе любимой)

Долгуяна Иванова
Долгуяна Иванова

 

Первый день. 

1. Психоэмоциональное состояние — настроение ожидания свежего ветра (внешнего) и прохладного морса (внутреннего) в знойный летний день. Чувство жажды. Жажды в новых мыслях, идеях, другого уровня разговоров, информации.

2. Тему читала заранее. Таким образом, по содержанию было закрепление материала.

3. Материал анализировала, проецировала на конкретные ситуации в прошлом, проектировала в будущем. Здесь возник вопрос: я меня естественно проектировать «будущее из настоящего», а в конспекте записано «из будущего смотрим в настоящее». Включила «помыслить мысль» и поняла разницу содержания.

4. Наблюдала, вникала, училась подаче материала, содержания, чтобы достичь успехов в роли:

— преподавателя ВУЗа (для студентов);

— лектора (для населения),

чтоб довести, заинтересовать, увлечь своей темой.

5. Обнаружила, что бывали периоды «щелевого» и патогенного сознания. Прослушав (конспект и рефлексия) семинар Цой Л.Н. в ноябре 2017 г. поработала над собой, вышла из деструктивного состояния.

6. Итог дня – самоопределение в части выбора вида деятельности. Необходимо расширение компетенций, знаний для дальнейшей трансляции.

Второй день.

Дисциплина «Конфликтологическое консультирование и технология урегулирования конфликтов», лекция.   

1. Проверка на прочность всю жизнь. Выбор реагировать на отрицательные эмоции, отрицательную оценку или нет всегда остается за мной, то есть могу позволить себе реагировать на эмоции, но есть ли в этом

рациональность. Зная, конечность жизни, как можно так легкомысленно относиться к ситуации, ввязываться в коммунальные конфликты, теряя при этом такие ресурсы, как время, здоровье, эмоции, деньги? Для меня это неприемлемо. Бросив взгляд в прошлое обнаружила, что была больше белой вороной, чем серой мышкой. Поняла причину.

2. Вести конструктивный диалог можно поняв картину мира собеседника, его язык. Личная практика подтверждает данное утверждение. Умею различать роли и маски.

3. Форма не так важна, главное содержание. Инструменты осуждать нельзя. Осуждать можно только по результатам: сделал или не сделал.

4. Деньги – это что? Хорошо или плохо? Оба ответа претендуют на первенство, в зависимости от картины мира, нравственности, морали и ситуации. Стереотип «не имей сто рублей, а имей сто друзей, деньги — это грязь» еще сидит в мозгах людей. С другой стороны, деньги — это ресурс. А ресурс – это движение, развитие; на каком уровне, в какую сторону, это иной вопрос. Если имеешь знания, компетенцию, то нужно уметь пользоваться ими и производить обмен на деньги. Итог — ситуация «выигрыш – выигрыш». Выбираю договор.

5. Чтоб дольше находиться в ситуации «Выигрыш», нужно понимать, как мыслят другие. Можно ли научиться? Да, можно. Значит, нужно учиться мыслить!

Третий день.

Дисциплина «Организационный конфликт-менеджмент» лекция.

1. Различение конфликтологии от Организационного конфликт-менеджмента.

2. Новое сочетание – инновационная недееспособность. Инновационная Недееспособность — неспособность к инновациям, не готовность своими действиями приобретать права, и нести ответственность.

3. А я инноватор? Да. Пример.

Прошлое. 12 лет проработала в Управлении Росреестра, начиная со специалиста 1 разряда до руководителя среднего звена в 5 направлениях, и рекомендации на дальнейшее повышение. Направление работы менялось с каждой очередной реорганизацией, с постановкой задачи поднять и поставить работу отстающего или проблемного направления. Мне всегда было интересно решать новые задачи. Было ли сопротивление изменениям? Конечно. Были ли конфликты? Недовольства, разногласия, противоречия бывали, но не более. Решать ситуацию помогал конструктивный диалог имидж: честная, справедливая, культурная. Каждый несогласный, протестующий, будь то руководитель среднего звена (горизонтальный уровень), будь то специалист любого отдела (вертикальное или диагональное подчинение) без боязни приходили ко мне и обсуждали вопрос. Бывали случаи, что уходили с «инициатива наказуема», то есть приходя с несогласием, уходили с улучшением предложения, прибавив себе же объем работы. Вывод: протестующий и несогласный – это ресурс для развития, проверено на себе! (мин нет).

Нотариат. Провела первую на Дальнем Востоке электронную передачу документов в Росреестр для регистрации права после нотариальной сделки. Был конфликт? Был. В плане «зачем нам это, зачем Вы создаете проблемы, зачем лишняя работа?».

Настоящее.

Медиация. Очень медленно, но продвигаем институт медиации в Республике. Зарегистрировала НКО. Открыли комнату примирения в суде. Выступала в разных аудиториях. Обучила. Поддерживаю связи с коллегами медиаторами из регионов. Но не хватает ресурсов, нет кадров. Мало информированность. Скептицизм. Недоверие. Потому нужно просвещать и много активно практиковать.

4. Хотим развиваться – нужно готовиться к конфликтам. В точку, краткость – сестра таланта. Красиво сказано. Готовое название проекта. Мотивирующее, собирающее, интригующее. Классно!

Четвертый день.

Дисциплина «Конфликтологическое консультирование и технология урегулирования конфликтов», лекция.   

1. Различение деструктивной и альтернативной схем. Отвечать по схеме. Супер!!!. Сожаление: знать бы об этом раньше, лет десять назад.

2. Знания нужно использовать, транслировать. Начать с близкого круга. Поставила задачу: научить своих детей технологии ответа, выстраивать разные отношения, точно различать роли и маски. Цель образования – воссоздание целостности личности.

3. Обида. Мне очень нравится эта тема. Уже как два года (после первого вашего семинара) я окончательно выбрала здоровье. В этом году, я первый раз попробовала раскрыть эту тему   на якутском языке, для своих земляков в   родном улусе. Слушатели: учителя, психологи, социальные педагоги – были в шоке. В зале стояла гробовая тишина. Сложная, необходимо учитывать уровень культуры и образованности, менталитет, тема нужная профилактическая, лечебная. Последний слайд презентации вывел аудиторию из ступора.

После семинара двое подошли и попросили прийти в школу с лекцией о конфликтах.

4. Тема «Мемы». Глоток прохладного лимонада в знойный летний день во время сенокоса. Ммм…то есть ощущение, когда стоишь под палящим солнцем, вспотевшая, немножко уставшая от жары (все-таки четвертый день интенсивна и еще защита введения), и тут дали глотнуть, утолить жажду. Поняла, что заразилась, сама выбрала осознанно.

Пятый день.

Дисциплина «Организационный конфликт-менеджмент» лекция.   

1. Тема критики…Сложная тема, но тем она интереснее. Проработав свое отношение к критике, обсуждаю ее со своими знакомыми, которых считаю здоровыми, нормальными. Отношение разное. Конфликтовали? Да. Но я манипулятор. Какого типа? Проводник. Вывод: нужно просвещать.

2. Новые идеи вынести в ранг догмы. Какую догму могу разработать, взять? Допустим, догма сформулирована. Необходимо собрать команду в контексте картины  А.Дюрера «Четыре апостола»…

3. Я всех близких достала своими вопросами-расспросами, попытка каждую промысленную теорию искать в традициях, морали, литературе, связать с темой диссертационной работы. В мессенджере создала семейную группу «Исследовательская работа», куда вошли мои родители – старшее поколение, носители традиции, дети – поколение Z, все с высшим образованием, полученным в разных вузха страны, разными специальностями для обсуждения вопросов. Тема членам группы интересна, интересные взгляды и точки зрения. Снова манипуляция, эгоизм? Да, в какой-то степени. Мои дети, мои родители, мой муж нужны мне, важны для меня. Хочу, чтоб мы все вместе развивались, понимали друг друга, дети мои раньше получили информацию по данной теме, чтоб с молодых лет знали, умели, развивались.

4. Упала-встала-упала-встала…знаком мне этот Ванька-встанька.

5. Научилась признавать ошибку. Нет, не сложно. Зачем грузиться оправданиями и носить горб.

6. Обижающиеся – больные. Манипуляторы – больные. Общество больных. А что делать, как помочь, вылечить? Инструмент — просвещение!

Нужны учителя! Хватит ли сил и смелости, ума и фантазии мне взять этот инструмент?

7. Имидж. Имиджевая политика. Имиджмейкер. Жажда ничто – имидж все! По одежке встречают – по уму провожают.

Да, необходимая составляющая успешности человека в современном мире.

ВЫВОД общий:

Я знаю только то, что я ничего не знаю (Сократ)

Учиться, учиться и еще раз учиться (В.И. Ленин)

Каждый человек, появляющийся в нашей жизни – учитель.

Кто-то учит нас быть сильнее, кто-то – мудрее,

Кто-то учит прощать, кто-то быть счастливым и

Радоваться каждому дню.

Кто-то вовсе нас не учит – просто ломает нас,

Но и от этого мы получаем опыт.

Цени каждого человека, даже если он появился на мгновение.

Ведь если он появился, то это уже неспроста (Л. Румянцева)

Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы (А.Н. Островский).

Тимофеева Айталина

В первый день я ощутила чувство страха, от количества того, чего я не знаю и стыда, от того, что не ответила, хотя должна была знать ответ. Появился азарт и желание получить ещё больше. Хватит ли мне времени на то, что я хочу узнать? У меня появились вопросы как донести разрешение конфликта до большой группы. Какие ресурсы должны быть у конфликтолога? Как сохранять нейтральную сторону конфликта, как заменить элементы конфликта на другие, как произвести этот переход. Узнала, что такое: предметы конфликта, ресурсы, методика и структура вопросов консультации, перенос настоящего в будущее как способ найти ответы на свои вопросы.

Второй день — я хочу узнать литературу по конфликтоустойчивости, стрессоустойчивости. Важно профессионально говорить о своем конфликте с клиентами. Ведь на примере они лучше узнают, и им не будет страшно от того, что у них есть проблема. Надеюсь, я смогу пропустить это через себя как остальные люди. Нужно научиться говорить жёстко по содержанию, но мягко по форме. Современному руководителю, в первую очередь, важно КТО ты как профессионал. Основная проблема организационных конфликтов лежит в тотальном отождествлении. Не нужно открывать клиенту дверь, лучше указать на неё, показать, как до неё дойти.

Конфликты- это изменения, а проблемы — это развитие. Конфликт изначально развиваются разрушительно.

Разрешение конфликта:

Наблюдение — содержание первично. Какие есть общности и противоречия. Выслушать, что говорят клиенты между собой анализ содержания.   Во-первых, создать ситуация заинтересованности, во-вторых поблагодарить за доверие, самоопределиться в ситуации,  установить свою позицию «кто я». Выстроить горизонтальные отношения в виде обмена ресурсами. И в-третьих: «Насколько я знаю, со слов обоих сторон у вас есть общая цель улучшить ситуацию. Организация при реализации инновационных проектов, испытывает стресс, в коллективе обнажаются разного рода конфликты.

 Никого нельзя обвинять, так как это не задача конфликтолога. В этом плане нам нужна не только одна концепция, но и программа снятия системного и скрытого сопротивления в разрешении конфликтов.  

Я ощущала, что иногда нужно серьезнее относиться к тому, как тебя воспринимают другие люди. Нужно становиться лучше. Окружающие люди -это ресурсы. Лицемерить нельзя, но без смены масок и ролей – невозможно жить в обществе.   Стабильность есть смерть. Говори правильно думай о том, как тебя видят. Не зацикливайся на этом. Трансерфинг построения жизни связано с НЛП?

Благодарю за столь ценную информацию, хоть и казалось со стороны, что я отношусь к этому пренебрежительно, я действительно нуждалась в словах Любовь Николаевны- «Будь недоволен собой и будешь развиваться».

Бурлакова Александра

День первый.  Дисциплина «Конфликтологическое консультирование».

Раскрытие понятия «конфликт»: что это за процесс, из каких этапов состоит, на каких уровнях осуществляется. Далее была представлена понятийная схема описания конфликта, разработанная Анцуповым, которая показывает какие отрасли может затрагивать конфликт.

Следующим этапом работы стало выявление различий между конфликтологическим и психологическим консультированием, тем самым можно определить границы и понимание особенностей, специфики конфликтологического консультирования.

Выделены возможности, которые предоставляются индивиду, который принял решение воспользоваться услугой конфликтолога и получить соответствующую консультацию. Зафиксирован метод картографии конфликта, который является огромным помощником для специалиста.

Следующая часть занятия была посвящена вопросам самоопределения специалиста: как себя подать, работа над своим образом, своим отношением к окружающей действительности.

На занятие пришла с мыслью, даже неким опасением, что будет много «воды», но, к счастью, я оказалась не права – была получена четкая, краткая информация, что говорится «по делу». В темпе, «остро», в постоянном контакте с аудиторией был подан материал – это не давало расслабиться, что очень хорошо для усвоения.

В последнее время в поле моего сознания довольно часто всплывают вопросы о том, каким образом я буду выглядеть как специалист? как поставить себя профессионалом, который знает себе цену, полон уверенности и энергии? После этих занятий, после этих часов, выношу мысль, что стоит усиленно и продолжительно работать над собой.

День второй.

Занятие началось с практики. Двое желающих примерили на себя роли «консультант» и «клиент», а аудитория пыталась справиться с ролью «аналитик».

После некоторых обсуждений и подведения итогов, был представлен материал о процессе конфликтологического консультирования – выделены этапы и хронология.

Раскрыта специфика восприятия информации от клиента или оппонента — главное содержание, эмоции вторичны.

Прежде всего, четко фиксирую себе утверждение: главное содержание.

Нужно быть бесстрашным, да, страх сопровождает нашу жизнь, служит защитным механизмом и так далее, но это вызов самому себе, преодоление равносильно шагу на пути к саморазвитию и самореализации.

Я довольна тем, что помимо знаний, получаю работу над собой, своего рода пытаюсь «убить двух зайцев одной пулей». Да, это трудно «перекроить» свой внутренний уклад, но это нужно делать, чтобы не давать себе застоя и увядания.

День третий. Дисциплина: «Организационный конфликт-менеджмент».

Отличие конфликт-менеджмента от конфликтологии. Понятие «инновация», этот процесс несет за собой риски, неопределенность и конфликты, но при правильном и эффективном внедрении продукта может произойти резкий скачок вперед. Ядром конфликт-менеджмента является работа с инновациями.

Объяснена информация о сопротивлении изменениям и его слоях. Открыт целый блок информации о личности инноватора.

Конфликт-менеджер осуществляет свою деятельность в организации, тем самым выделяется жизненный цикл последней. Дистанция: метод упорядочивания реакции.

Выделены аксиоматическеи утверждения драматического подхода Э. Гофмана.

Мои мысли были заняты тем, как уложить и зафиксировать всю полученную информацию. Важна работа над собой. Ставлю себе задачу на ближайшее время – выработка принципов.

Информационная сфера сегодня обогащена следующими темами: развитие, сопротивление, ролевой конфликт – все это должно уложиться в мой багаж знаний.

Поняла, что тот материал, который мне действительно нужен для себя, своей своего личного развития, которая не затрагивает образ специалиста, начинаю усваивать без «материальной» фиксации, то есть, не замечаю, как просто перестаю использовать посредников в виде ручки и тетради. Остаюсь с информацией один на один. Но, как правило, некоторая информация может забываться, но то эмоциональное состояние, тот эффект, который был получен, не покидает меня и сдвигает мой привычный уклад, и я это чувствую.

День четвертый. Дисциплина: «Конфликтологическое консультирование».

Начало занятию положило практическое задание, которое плавно подвело к изучению коммуникаций в конфликте. Различают два вида коммуникаций в конфликте: деструктивная и конструктивная. Представлены алгоритмы конструктивной коммуникации.

Подвергнута обсуждению тема стрессоустойчивости. Освещены некоторые рекомендации относительно работы со стрессом

Работа с обидой. Сущность обиды. Разрушительное действие обиды. Также было развернуто представление о таком явлении как мемы. Мемы – это фундаментальные единицы культурной эволюции.

Какую информацию я для себя выношу? Отношение и коммуникация – важные детали в процессе эффективных взаимодействий. Работать над коммуникацией, над демонстрацией себя. Нужно постоянно держать в голове и понимать, зачем ты делаешь то или иное действие, к чему это приведет и в чем польза.

Сегодня я почерпнула некоторую информацию для своего диссертационного исследования по теме стресса. Полагаю, что могу использовать полученную информацию, для того чтобы внести это в блок «рекомендации» для испытуемых, так как считаю, что помимо результатов диагностических мероприятий, респонденты захотят услышать некоторые «советы» относительно полученных выводов.

Важно заниматься устранением обид – они тормозят, не дают двигаться дальше и выше. Важно помнить, что обиды вредят только тебе, на обидчика они не влияют, поэтому стоит задуматься: а стоит ли поддаваться этому состоянию?

День пятый.  Дисциплина: «Организационный конфликт-менеджмент».

Занятие началось с выполнения практического занятия, суть которого заключалась в попытке почувствовать себя в ролях критика, а также выслушать критические замечания о себе.

Далее давался теоретический материал касательно сущности критики. Определен образ критика и признаки непрофессионального отношения к критике. Простые правила восприятия критики.

Манипуляция: сущность и специфика. Что из себя представляет манипулятор. Отношение манипулятора к конфликту.

Получена информация о том, как противостоять манипулятору.

Завершающий блок лекции был посвящен теме имиджа: содержание, составляющие, технологии формирования имиджа.

Сегодня я узнала очень много по теме критики. Было большое количество теории, но главное – обсуждение и мышление.

Работаешь над собой – изменяешь свое окружение. Нужно жертвовать чем-то, чтобы получить больше. Выделила некоторый материал для работы над собой.

Старалась менять свое восприятие и сдвигать свои устои, но только те, которые мешают мне эффективно и продуктивно функционировать. Я ощущаю, что во мне есть те самые силы, которые помогут мне это сделать.

Захаров Тимур.

Сегодня у нас было первое занятие, по предмету «Конфликтологическое консультирование». До этого, я предполагал, что в консультировании есть определенный «костяк», независимо от вида услуг, будь то Психологическое, конфликтологическое, социальное. Так как «Человек – человек» взаимоотношения между людьми, в которой Один имеет свойство «выявить», другой «проявить» — в итоге все должно закончится определенной ясностью для второго. Оказалось, совсем не так, и мне было очень интересно наблюдать как меняется твое недопонимание в ходе занятия. Так быстро, закончились первые пары, что даже не заметил как пролетели эти четыре часа…. обычно у студентов есть привычка, каждые пять минут следить за временем, и я не исключение. Но в этот день я смотрел на часы только во время перерыва.

Второй день.

Сегодня узнал о технологии консультирования. Очень смешанные чувства, если смотреть с одной стороны вроде все предельно ясно, но с другой ты понимаешь, как это все трудно. Определенно тебе нужно иметь огромный опыт чтобы провести такие процедуры. Меня удивил сам метод проведения сеанса с клиентом, его приемы и способы, поведения в определенных ситуациях. Как важен контроль за временем, в процессе конфликтологического консультирования.  

Третий день.

Сегодня был уже другой предмет «Организационный конфликтменеджмент».

С каждым днем тяжелее становится впитывание знаний, если до этого ты представлял себе что такое вообще конфликт, его формы проявления, его бытие – как такового, то после занятия ты понимаешь что твои понятия являются только гранью нижнего основания — этой призмы знаний.

Четвертый день

Вот и подошел   к концу четвертый день. Интересно было узнавать что представляет собой коммуникация – аргументация своей позиции и принятии решения в определенных случаях, что такое отношение с философской точки зрения. Что я понимал под словом «отношения», до этого? Да ничего особенного, знаете, отношение между людьми – это затонированное зеркало их собственного воспитания. Просто у кого-то минусы дают плюс, плюсы – минус. А у кого-то вообще НОЛЬ. Он не делится, и не дает плюсы и минусы. После занятий я понял, что НОЛЬ просто имеет место быть.

Пятый день.

Заключительная часть нашей объемной недели. Сегодня прошли очень много тем, мне очень понравилось тема про критику, как его бренность перерастает в некий конфликт. Вообще, захотел изучить критику как смысл существования конфликта, и отразить в своей диссертации, под углом своей темы.

Имидж и манипуляция – темы которые, я хотел бы доработать в своей работе. Думаю в спорте – имидж, манипуляция не чужие слова, и как правило порождения противоречий, имеют право быть.

PS// Прошла очень насыщенная и плодотворная неделя. Можно сказать, очень трудная. Вообще конфликт – тема очень скрупулезная, со своими тонкостями. Весь этот самосвал знаний, полученный за эту неделю, придется долго переосмысливать, что-то принять, что-то отпустить.

Получил огромное количество теоретических знаний по предметам: «Конфликтологическое консультирование» и «Организационный конфликтменеджмент». По структуризации конфликта, по управлению любыми конфликтами, по коммуникативным технологиям консультирования.

Подчеркнул очень много существенных и важный понятий, для своей квалификационной работы. Надеюсь, с их помощью напишу достойную работу.

Понял, какое место должны иметь стереотипы о конфликтах. Буду стараться, чтобы их не было вообще. Скорее всего, для меня понятие «конфликт» сопоставимо с понятием «комфорт». Потому что, только преодолевая конфликты ты достигаешь комфорта. Может и наоборот. Но, суть не в этом. А в том, что ты выбрал правильный путь.

Большое спасибо Любовь Николаевне, за предоставленный шанс, получить неоценимый опыт.

___________

Студенты и магистранты о курсе «Организационный конфликтменеджмент»