Конфликтолога вызывали?
Ответы Цой Л.Н. – канд. соц. Наук, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» , Руководитель исследовательского комитета «Социология конфликта» Российского общества социологов.
Передача состоялась на Радио-1: 10 сентября 2019 г. 19.30; 12 сентября в 10.30; 14 сентября в 16.05. Ссылка на запись
Мыследеятельностный взгляд на конфликты в школе. Даны рекомендации: родителям, учителям, подросткам и директорам школы.
Краткие тезисы.
1. Важно принять как данность, что школа — это конфликтное пространство.
2. Конфликт — обязательное условие развития личности и организации и нормальное явление до точки, когда начинается вражда и насилие (нельзя этого допускать).
3. Самые сложные конфликты связаны с изменениями. В управлении изменениями должна быть заложена задача управления конфликтами.
4. Если не научишься управлять конфликтами — они могут разрушить тебя.
5. В самом конфликтном возрасте — подростковом, важно помогать ребенку решать задачу взросления и умело направлять энергию конфликта на развитие. Без любви к детям невозможно оказать им помощь в конфликте.
6. Для ребенка самая сложная задача с конфликтным содержанием — сохранять индивидуальность и быть частью группы/сообщества. Школа должна уделять этому внимание.
7. Для взрослых очень важен навык определения потенциального скрытого конфликта, чтобы он неожиданно не вырвался и не стал неуправляемым, не привел к трагедии.
8. Руководитель в школе — это стратег, который уверенно управляет развитием организации на материале конфликта.
Конфликт — это открытое столкновение между людьми, имеющими разные, противоречивые, а иногда одинаковые интересы, потребности и цели, культурные нормы и ценности.
Конфликт – это не просто негативное явление в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения детей». Эти ситуации способствуют психическому развитию ребенка и формированию его личности. Именно под влиянием среды и воздействия взрослых природная детская агрессивность трансформируется в более приемлемые культурные формы.
Каковы причины возникновения конфликтов школе?
Что представляет собой школа как институт/
организация? Какие задачи она решает?
Основные задачи школы – это дать детям и подросткам образование (сформировать образ мира), воспитать их (приобщить к культурным нормам поведения) и обучить их знаниям по утвержденным программам.
Человек не рождается, рождается возможность стать человеком. А вот станет ли ребенок человеком зависит от воспитания, образования и обучения.
«Каждый человек, когда он рождается, сталкивается с уже сложившейся и непрерывно осуществляющейся вокруг него и рядом с ним деятельностью. Можно сказать, что универсум человеческой социальной деятельности сначала противостоит каждому ребенку; чтобы стать действительным человеком, ребенок должен «прикрепиться» к системе человеческой деятельности, это значит — овладеть определенными видами деятельности, научиться осуществлять их в кооперации с другими людьми. И только в меру овладения частями человеческой социальной деятельности ребенок становится человеком и личностью» (Щедровицкий Г.П.)
Основное противоречие, которое разрешает каждый человек на протяжении всей своей жизни, начиная с семьи – это противоречие между формированием и сохранением своей уникальности/индивидуальности И рефренной группой, коллективом, обществом, в которых индивидуальностям придётся совместно жить, заниматься деятельностью и становиться личностью.
«Личность – это то, что человек может противопоставить внутренним импульсам и внешним давлениям. Развитие личности нельзя свести к биологическому созреванию или к усвоению культурного опыта. Развиваясь, личность постепенно овладевает собственным поведением, учится регулировать телесные импульсы и отделяться от симбиотических связей. Суть личностного развития заключается в изменении форм и механизмов саморегуляции и не привязана к возрастной периодизации. Особую роль при переходе от детства к взрослости играет становление самодетерминации – интеграции свободы и ответственности – в процессе прохождения подросткового кризиса» (Д.А.Леонтьев).
Основная причина конфликтов в школах – это конфликты по поводу разрешения противоречий между индивидуальностью и коллективностью в процессе обучения, воспитания и образования, в контексте развития личности.
Применительно к организации школьной жизни, с одной стороны, конфликт может быть показателем проявления слабости управления и некомпетентности конкретного учителя/администрации, а с другой стороны, конфликт может быть показателем назревших проблем, перемен и изменений. Если школе вводятся новые нормы или преобразования/инновационные проекты, то конфликты этой школе обеспечены, так как конфликт является неизменным спутником изменений/преобразований/развития/инноваций.
Какие есть типы или виды конфликтов в школе?
В школе существуют четыре группы лиц, осуществляющих совместную образовательную Деятельность: Администрация школы, Учителя, Родители и Дети разного возраста.
Столкновение интересов, норм, потребностей и воли между этими референтными группами, выделяет несколько типов конфликтов:
- педагогические (предмет конфликта – качество обучения и воспитания),
- организационные (предмет конфликта – материально-техническое обеспечение, нагрузка),
- межличностные (предмет конфликта личные симпатии и антипатии), социально-трудовые (предмет конфликта- право),
- коммуникативные (культура коммуникации),
Исследователи считают, что конфликт выполняет определенную социальную функцию в коллективе и в обществе. Они могут привести к социальной катастрофе, или к развитию.
Перечислим несколько функций конфликта:
- группообразование;
- установление и поддержание нормативных и физических границ;
- социальный контроль;
- нормотворчество.
Некоторые люди считают, что они не конфликтные. Но это неверно. Каждый человек обладает конфликтным потенциалом, без которого он не смог бы защищать свои интересы, ценности, идеи и взгляды.
Причин конфликтов много. Можно сказать, что, сколько людей, столько и причин для конфликтов. Но главные причины можно перечислить: интересы, ценности, нормы, противоречие между традициями и инновациями, средства. Иногда одинаковые интересы и цели могут стать причиной конфликтов. А иногда и разные интересы, цели могут стать причиной конфликта, конкуренции и борьбы.
Можно ли жить без конфликтов? Или как избежать конфликты? Или может быть, их избегать не надо, просто надо уметь учиться на своих ошибках?
В имеющейся литературу по конфликтам в школах можно выделить два подхода.
Первый – в школах не должно быть конфликтов, детям необходимо создавать комфортные условия и творческую среду, в которой беззаботность, радость и легкость снижают сопротивление обучению, ребенок не получает психологических травм в связи с обучением. Надо сказать, что в таких школа, слово «конфликт» пугает учителей и администрацию, оно находится под запретом, отчетность школ должна показывать, что в школе конфликтов нет.
Второй подход, полагает, что конфликты в процессе обучения – это норма, задача учителя и всего коллектива готовить ребенка к преодолению сложностей и трудностей, обучать детей разрешению конфликтов через приобщение их к нормам, образцам, эталонам, ценностям общества, государства и семьи. Граница, которую не должны преступать дети и учителя – это появление насилия, агрессии, ненависти и национальной розни, вражде, разрушение личности и дезорганизация коллектива. А потому, после в классе и в школе уделяется внимание анализу конфликтных ситуаций и содержательного поиска путей выхода — со всеми участниками конфликта. Конфликтологическая компетентность – это основная профессиональная компетентность, которая необходима для регулирования конфликтов в школе. Не замалчивать, а обучаться совместно со всеми субъектами образовательной деятельности, для того, чтобы улучшить работу в школьном коллективе, развивая образовательную деятельность и обучаться совместно в образовательном пространстве школы.
Что на самом деле может лежать в основе «конфликтности»? Может, нам просто не хватает опыта и знаний — разглядеть за внешней задиристостью — что-то другое?
В общественном сознании доминирует стереотипное представление о том, что конфликтный ребенок/человек неудобный, неуживчивый, создает в коллективе психологическое напряжение, конфликты и т.д. И, как правило, конфликтный человек в большей степени может получить отрицательные характеристики от окружающих его людей.
Но если мы признаем право ребенка/подростка/человека на защиту своих интересов, то тогда необходимо признать и его право на конфликт. Сам конфликт проявляется в коммуникации и в физическом воздействии. Чем интеллектуальнее и психически развит человек, чем обширней его словарный запас, тем в большей степени он прибегнет в конфликте к слову убеждения, аргументации и договоренностей в защите своих прав. Чем ограниченнее словарный запас, чем неразвитее его сознание, тем быстрее он прибегнет к физической силе.
Коммуникация может выявить склонность ребенка к насилию или к диалогу.
Коммуникацию между людьми можно разделить на три типа.
- Репрессивная, насильственная коммуникация, вынуждающая другого, выполнять волю сильного.
- Манипулятивная коммуникация — не прибегая к грубым формам репрессии, но добиваясь при этом куда более впечатляющих результатов.
- Партнерская, диалогическая, гуманитарная коммуникация, в ходе которой взаимодействие между людьми позволяет им вступить в диалог, открыто предъявляя свои намерения, интересы и аргументы для обсуждения.
Многие конфликтные дети и взрослые – это те, кто переживает за общее дело, не страшась, вступают в борьбу за справедливость, защищают слабых или свое достоинство.
Однако их беда в том, что они не знают, КАК цивилизованно отстаивать свои идеи и ценности, не создавая себе врагов по жизни, но приобретая сильных оппонентов, конкурентов и даже иногда друзей. В основе конфликтности ребенка лежит процесс развития личности. Об этом писали советские/российские исследователи.
Существуют ли алгоритмы поведения, которые можно использовать для разрешения конфликтных ситуаций в школе?
Да, существуют алгоритмы конструктивной коммуникации и поведения в конфликте. Этому необходимо учить родителей, учителей, детей и администрацию школы.
В каком возрасте конфликты возникают чаще? Какова их опасность?
Чаще всего конфликты обостряются в процессе развития/инноваций или деградации личности/коллектива/общества. Вопросы диагностики и поиск адекватных образовательных и других технологий – главные.
Верно ли, что именно в подростковом возрасте закладывается некоторый «фундамент», который может способствовать, а может и препятствовать формированию личности?
Да, именно в подростковом возрасте закладывается способность к логике и формирование мыслительных способностей, как потребность во взрослении и самостоятельности. Как подросток будет действовать в конфликте во много определяется его познавательными способностями и приобщением к социально-значимым нормам поведения и коммуникации. Личность – обозначает, прежде всего, СОЗНАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека, включенного в устойчивые социальные связи и отношения.
Структура личности включает три компонента: ПАМЯТЬ, КУЛЬТУРУ и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные свойства личности КОЛЛЕКТИВИЗМ и УНИВЕРСАЛИЗМ.
ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ определяет социальный статус личности.
От статуса общество ожидает определенное поведение, то есть определенной СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ личности. Личность может выполнять много разных ролей. Не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности.
Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности совсем не просто. Для этого от личности требуются большие усилия, глубокие знания, время и способности, а также УМЕНИЕ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ, возникающие при выполнении социальных ролей.
Как вы считаете, когда ученики не хотят учиться, это конфликт? Кого с кем? С чем?
Если ребенок не хочет учиться, есть несколько гипотез:
- ребенок болен,
- ребенок социально и психологически упущен,
- учитель проводит занятия скучно и не интересно,
- в семье отсутствует ценность образования,
- для ребёнка образцом являются только родители, которые работают и тяжело зарабатывают на жизнь, ребенок хочет просто работать, ка родители,
- смысл обучения ребёнку не ясен и не понятен,
- ребенок не мыслит свое будущее в рамках получения образования,
За сопротивлением обучению скрывается потенциальный конфликт у ребенка.
Должен ли учитель вмешиваться в конфликты между учениками?
Да должен. Вопрос в том – КАК.
Вмешательство (информационное, коммуникативное, организационное и т.д.) в конфликты эффективно только тогда, когда в школе сформирована определенная корпоративная школьная культура по поводу анализа конфликтов в школе, которая поддерживается родителями, учителями и администрацией, а также старшеклассниками.
Как остановить конфликт, который у меня длится с третьего класса с некоторыми учениками? Сейчас я учусь в 8 классе.
Формировать рефлексивное мышление и научиться самоопределяться в процессе взросления, осознавая, что именно в конфликте можно познавать себя, свои слабые и сильные стороны, становиться личностью, работая надо собой. 8 класс –это возраст осознания себя как становящейся личности.
Как правильно должны вести себя родители в случае конфликта «Ученик-Учитель», «Ученик-ученик».
Родители должны ЗНАТЬ о таких конфликтах и обсуждать их дома, вырабатывая стиль поведения и культурные образцы ученика в школе.
Если конфликты между учителями оказывают негативное влияние на процесс обучения, то таких учителей надо или обучать, или увольнять из школы.
Как научить детей адекватному общению и умению выходить из конфликтов. Как правильно выходить из конфликта, уж если он возник?
В школах надо вводить дополнительные занятия по разрешению конфликтов, нужны разные программы обучения: для детей, подростков, для старших классов, учителей и администрации.
Нужен ли конфликтолог в школе?
В школах конфликтолог нужен, но не во всех, а в тех, в которых ставится задача подготовить молодого человека к разрешению конфликтов в жизни и деятельности.
Шпаргалка для родителей.
Если ваш ребенок конфликтный, это значит у него большой протестно/конфликтный потенциал для развития личности. Беседуйте с ним, обсуждайте с ним честно и искренне, с любовью и уважением — по поводу чего и с кем у него конфликт, направляйте его энергию в русло развития его личности и взросления. Как – это вопрос индивидуального подхода.
Шпаргалка для учителя.
У учителя с детьми не должно быть конфликтов, после которых у ребенка появилась бы ненависть, злость и вражда к учителю или к школе.
Каждый конфликт – это повод к приглашению и беседе, к контакту с ребенком с целью оказания ему помощи разного типа. Если вы не любите детей, то вы не в состоянии оказать ему профессиональную помощь в конфликте.
Шпаргалка для ученика.
Если у вас в школе конфликт с учителем, то обсудите его с родителями. Если родителям некогда, нет контакта, то обратитесь к школьному психологу. Не забывайте о том, что, если вы не научитесь разрешать конфликты в школе, в дальнейшем вам будет все труднее уходить от деструктивных форм поведения и разрушения отношений с родителями, учителями, окружающими вас людьми.
Шпаргалка для директора школы
Развитие образовательной деятельности – конфликтно по своей сути. Директор школы – это, прежде всего, стратег, деятельность организации которой развивается на материале конфликтов. Организация пространства образовательной деятельности, в котором отсутствует место, функция, нормы и время для анализа конфликтов в школе, является указанием на непрофессионализм директора школ, как стратега, который способен учиться в конфликтах вместе с коллективом.
Рекомендуемая литература.
Громыко Ю. Образование как политическая технология.
Попов А. «Открытое образование».
____________