Яндекс.Метрика

Беседа с Цой Л.Н. на тему «Конфликты в школе»

Конфликтолога вызывали?

Ответы Цой Л.Н. – канд. соц. Наук, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» , Руководитель исследовательского комитета «Социология конфликта» Российского общества социологов.

 Передача состоялась на Радио-1: 10 сентября 2019 г.  19.30; 12 сентября в 10.30; 14 сентября в 16.05.   Ссылка на запись 

Мыследеятельностный взгляд на конфликты в школе. Даны рекомендации: родителям, учителям, подросткам и директорам школы.

Краткие тезисы.

1. Важно принять как данность, что школа — это конфликтное пространство.
2. Конфликт — обязательное условие развития личности и организации и нормальное явление до точки, когда начинается вражда и насилие (нельзя этого допускать).
3. Самые сложные конфликты связаны с изменениями. В управлении изменениями должна быть заложена задача управления конфликтами.
4. Если не научишься управлять конфликтами — они могут разрушить тебя.
5. В самом конфликтном возрасте — подростковом, важно помогать ребенку решать задачу взросления и умело направлять энергию конфликта на развитие. Без любви к детям невозможно оказать им помощь в конфликте.
6. Для ребенка   самая сложная задача с конфликтным содержанием — сохранять индивидуальность и быть частью группы/сообщества. Школа должна уделять этому внимание.
7. Для взрослых очень важен навык определения потенциального скрытого конфликта, чтобы он неожиданно не вырвался и не стал неуправляемым, не привел к трагедии.
8. Руководитель в школе — это стратег, который уверенно управляет развитием организации на материале конфликта.

Конфликт — это открытое столкновение между людьми, имеющими разные, противоречивые, а иногда одинаковые интересы, потребности и цели, культурные нормы и ценности.

Конфликт – это не просто негативное явление в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения детей».    Эти ситуации способствуют психическому развитию ребенка и формированию его личности. Именно под влиянием среды и воздействия взрослых природная детская агрессивность трансформируется в более приемлемые культурные формы.

 Каковы причины возникновения конфликтов школе?

Что представляет собой школа как институт/
организация? Какие задачи она решает?

Основные задачи школы – это дать детям и подросткам образование (сформировать образ мира), воспитать их (приобщить к культурным нормам поведения) и обучить их знаниям по утвержденным программам.

Человек не рождается, рождается возможность стать человеком. А вот станет ли ребенок человеком зависит от воспитания, образования и обучения.

 «Каждый человек, когда он рождается, сталкивается с уже сложившейся и непрерывно осуществляющейся вокруг него и рядом с ним деятельностью. Можно сказать, что универсум человеческой социальной деятельности сначала противостоит каждому ребенку; чтобы стать действительным человеком, ребенок должен «прикрепиться» к системе человеческой деятельности, это значит — овладеть определенными видами деятельности, научиться осуществлять их в кооперации с другими людьми. И только в меру овладения частями человеческой социальной деятельности ребенок становится человеком и личностью» (Щедровицкий Г.П.)

Основное противоречие, которое разрешает каждый человек на протяжении всей своей жизни, начиная с семьи – это противоречие между формированием и сохранением своей уникальности/индивидуальности  И рефренной группой, коллективом, обществом, в которых индивидуальностям придётся совместно жить, заниматься деятельностью и становиться личностью.

«Личность – это то, что человек может противопоставить внутренним импульсам и внешним давлениям. Развитие личности нельзя свести к биологическому созреванию или к усвоению культурного опыта. Развиваясь, личность постепенно овладевает собственным поведением, учится регулировать телесные импульсы и отделяться от симбиотических связей.   Суть личностного развития заключается в изменении форм и механизмов саморегуляции и не привязана к возрастной периодизации. Особую роль при переходе от детства к взрослости играет становление самодетерминации – интеграции свободы и ответственности – в процессе прохождения подросткового кризиса» (Д.А.Леонтьев).

Основная причина конфликтов в школах – это конфликты по поводу разрешения противоречий между индивидуальностью и коллективностью в процессе обучения, воспитания   и образования, в контексте развития личности.

Применительно к организации школьной жизни, с одной стороны, конфликт может быть показателем проявления слабости управления и некомпетентности конкретного учителя/администрации, а с другой стороны, конфликт может быть показателем назревших проблем, перемен и изменений. Если школе вводятся новые нормы или преобразования/инновационные проекты, то конфликты этой школе обеспечены, так как конфликт является неизменным спутником изменений/преобразований/развития/инноваций.

Какие есть типы или виды   конфликтов в школе? 

В школе существуют четыре группы лиц, осуществляющих совместную образовательную Деятельность: Администрация школы, Учителя, Родители и Дети разного возраста.

Столкновение интересов, норм, потребностей и воли между этими референтными группами, выделяет несколько типов конфликтов:

  • педагогические (предмет конфликта – качество обучения и воспитания),
  • организационные (предмет конфликта – материально-техническое обеспечение, нагрузка),
  • межличностные (предмет конфликта личные симпатии и антипатии), социально-трудовые (предмет конфликта-  право),
  • коммуникативные (культура коммуникации),

Исследователи считают, что конфликт выполняет определенную социальную функцию в коллективе и в обществе. Они могут привести   к социальной катастрофе, или к развитию.

Перечислим несколько функций конфликта:

  • группообразование;
  • установление и поддержание нормативных и физических границ;
  • социальный контроль;
  • нормотворчество.

Некоторые люди считают, что они не конфликтные. Но это неверно. Каждый человек обладает конфликтным потенциалом, без которого он не смог бы защищать свои интересы, ценности, идеи и взгляды.

Причин конфликтов много. Можно сказать, что, сколько людей, столько и причин для конфликтов.   Но главные причины можно перечислить: интересы, ценности, нормы, противоречие между традициями и инновациями, средства.   Иногда одинаковые интересы и цели могут стать причиной конфликтов. А иногда и разные интересы, цели могут стать причиной конфликта, конкуренции и борьбы.

Можно ли жить без конфликтов?  Или как избежать конфликты? Или может быть, их избегать не надо, просто надо уметь учиться на своих ошибках?

В имеющейся литературу по конфликтам в школах можно выделить два подхода.

Первый – в школах не должно быть конфликтов, детям необходимо создавать комфортные условия и творческую среду, в которой беззаботность, радость и легкость снижают сопротивление обучению, ребенок не получает психологических травм в связи с обучением. Надо сказать, что в таких школа, слово «конфликт» пугает учителей и администрацию, оно находится под запретом, отчетность школ должна показывать, что в школе конфликтов нет.

Второй подход, полагает, что конфликты в процессе обучения – это норма, задача учителя и всего коллектива готовить ребенка к преодолению сложностей и трудностей, обучать детей разрешению конфликтов через приобщение их к нормам, образцам, эталонам, ценностям общества, государства и семьи. Граница, которую не должны преступать дети и учителя – это появление насилия, агрессии, ненависти и национальной розни, вражде, разрушение личности и дезорганизация коллектива. А потому, после в классе и в школе уделяется внимание анализу конфликтных ситуаций и содержательного поиска путей выхода —  со всеми участниками конфликта.  Конфликтологическая компетентность – это основная профессиональная компетентность, которая необходима для регулирования конфликтов в школе. Не замалчивать, а обучаться совместно со всеми субъектами образовательной деятельности, для того, чтобы улучшить работу в школьном коллективе, развивая образовательную деятельность и обучаться совместно в образовательном пространстве школы.

Что на самом деле может лежать в основе «конфликтности»? Может, нам просто не хватает опыта и знаний — разглядеть за внешней задиристостью — что-то другое?

В общественном сознании доминирует стереотипное представление о том, что конфликтный ребенок/человек неудобный, неуживчивый, создает в коллективе психологическое напряжение, конфликты и т.д. И, как правило, конфликтный человек в большей степени может получить отрицательные характеристики от окружающих его людей.

Но если мы признаем право ребенка/подростка/человека на защиту своих интересов, то тогда необходимо признать и его право на конфликт. Сам конфликт проявляется в коммуникации и в физическом воздействии. Чем интеллектуальнее и психически развит человек, чем обширней его словарный запас, тем в большей степени он прибегнет в конфликте к слову убеждения, аргументации и договоренностей в защите своих прав. Чем ограниченнее словарный запас, чем неразвитее его сознание, тем быстрее он прибегнет к физической силе.

Коммуникация может выявить склонность ребенка к насилию или к диалогу.

Коммуникацию между людьми можно разделить на три типа.

  • Репрессивная, насильственная коммуникация, вынуждающая другого, выполнять волю сильного.
  • Манипулятивная коммуникация — не прибегая к грубым формам репрессии, но добиваясь при этом куда более впечатляющих результатов.
  • Партнерская, диалогическая, гуманитарная коммуникация, в ходе которой взаимодействие между людьми позволяет им вступить в диалог, открыто предъявляя свои намерения, интересы и аргументы для обсуждения.

Многие конфликтные дети и взрослые – это те, кто переживает за общее дело, не страшась, вступают в борьбу за справедливость, защищают слабых или свое достоинство.

Однако их беда в том, что они не знают, КАК цивилизованно отстаивать свои идеи и ценности, не создавая себе   врагов по жизни, но приобретая сильных оппонентов, конкурентов и даже иногда друзей.  В основе конфликтности ребенка лежит процесс развития личности. Об этом писали советские/российские исследователи.

Существуют ли алгоритмы поведения, которые можно использовать для разрешения конфликтных ситуаций в школе?

Да, существуют алгоритмы конструктивной коммуникации и поведения в конфликте. Этому необходимо учить родителей, учителей, детей и администрацию школы.

В каком возрасте конфликты возникают чаще? Какова их опасность?

Чаще всего конфликты обостряются в процессе развития/инноваций или деградации личности/коллектива/общества.  Вопросы диагностики и поиск адекватных образовательных и других технологий – главные.

Верно ли, что именно в подростковом возрасте закладывается некоторый «фундамент», который может способствовать, а может и препятствовать формированию личности?

Да, именно в подростковом возрасте закладывается способность к логике и формирование мыслительных способностей, как потребность во взрослении и самостоятельности. Как подросток будет действовать в конфликте во много определяется его познавательными способностями и приобщением к социально-значимым нормам поведения и коммуникации. Личность – обозначает, прежде всего, СОЗНАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека, включенного в устойчивые социальные связи и отношения.

Структура личности включает три компонента: ПАМЯТЬ, КУЛЬТУРУ и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные свойства личности КОЛЛЕКТИВИЗМ и УНИВЕРСАЛИЗМ.

ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ определяет социальный статус личности.

От статуса общество ожидает определенное поведение, то есть определенной СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ личности. Личность может выполнять много разных ролей. Не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности.

Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности совсем не просто. Для этого от личности требуются большие усилия, глубокие знания, время и способности, а также УМЕНИЕ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ, возникающие при выполнении социальных ролей.

Как вы считаете, когда ученики не хотят учиться, это конфликт? Кого с кем? С чем? 

Если ребенок не хочет учиться, есть несколько гипотез:

  • ребенок болен,
  • ребенок социально и психологически упущен,
  • учитель проводит занятия скучно и не интересно,
  • в семье отсутствует ценность образования,
  • для ребёнка образцом являются только родители, которые работают и тяжело зарабатывают на жизнь, ребенок хочет просто работать, ка родители,
  • смысл обучения ребёнку не ясен и не понятен,
  • ребенок не мыслит свое будущее в рамках получения образования,

За сопротивлением обучению скрывается потенциальный конфликт у ребенка.

Должен ли учитель вмешиваться в конфликты между учениками?

Да должен. Вопрос в том – КАК.

Вмешательство (информационное, коммуникативное, организационное и т.д.) в конфликты эффективно только тогда, когда в школе сформирована определенная корпоративная школьная культура по поводу анализа конфликтов в школе, которая поддерживается родителями, учителями и администрацией, а также старшеклассниками.

Как остановить конфликт, который у меня длится с третьего класса с некоторыми учениками? Сейчас я учусь в 8 классе. 

Формировать рефлексивное мышление и научиться самоопределяться в процессе взросления, осознавая, что именно в конфликте можно познавать себя, свои слабые и сильные стороны, становиться личностью, работая надо собой.  8 класс –это возраст осознания себя как  становящейся личности.

Как правильно должны вести себя родители в случае конфликта «Ученик-Учитель», «Ученик-ученик».

Родители должны ЗНАТЬ о таких конфликтах и обсуждать их дома, вырабатывая стиль поведения и культурные образцы ученика в школе.

Если конфликты между учителями оказывают негативное влияние на процесс обучения, то таких учителей надо или обучать, или увольнять из школы.

Как научить детей адекватному общению и умению выходить из конфликтов.  Как правильно выходить из конфликта, уж если он возник?

В школах надо вводить дополнительные занятия по разрешению конфликтов, нужны разные программы обучения: для детей, подростков, для старших классов, учителей и администрации.

Нужен ли конфликтолог в школе?   

В школах конфликтолог нужен, но не во всех, а в тех, в которых ставится задача подготовить молодого человека к разрешению конфликтов в жизни и деятельности. 

Шпаргалка для родителей.   

Если ваш ребенок конфликтный, это значит у него большой протестно/конфликтный   потенциал для развития личности. Беседуйте с ним, обсуждайте с ним честно и искренне, с любовью и уважением — по поводу чего и с кем у него конфликт, направляйте его энергию в русло развития его личности и взросления.  Как – это вопрос индивидуального подхода.

Шпаргалка для учителя.

У учителя с детьми не должно быть конфликтов, после которых   у ребенка появилась бы ненависть, злость и вражда к учителю или к школе.

Каждый конфликт – это повод к приглашению и беседе, к контакту с ребенком с целью оказания ему помощи разного типа. Если вы не любите детей, то вы не в состоянии оказать ему профессиональную помощь в конфликте.

Шпаргалка для ученика.

Если у вас в школе конфликт с учителем, то обсудите его с родителями. Если родителям некогда, нет контакта, то обратитесь к школьному психологу. Не забывайте о том, что, если вы не научитесь разрешать конфликты в школе, в дальнейшем вам будет все труднее уходить от деструктивных форм поведения и разрушения   отношений с родителями, учителями, окружающими вас людьми.

Шпаргалка для директора школы

Развитие образовательной деятельности – конфликтно по своей сути.      Директор школы – это, прежде всего, стратег, деятельность организации которой развивается на материале конфликтов.  Организация пространства образовательной деятельности, в котором отсутствует место, функция, нормы и   время для анализа конфликтов в школе, является указанием на непрофессионализм директора школ, как стратега, который способен учиться в конфликтах вместе с коллективом.

Рекомендуемая литература.

Громыко Ю. Образование как политическая технология.

Попов А. «Открытое образование».

____________

Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах

Педагогическая конфликтология. Конфликтология в школах