Яндекс.Метрика

Профессиональное и личностное самоопределение журналиста в историческом контексте

 Профессиональное и личностное самоопределение журналиста в историческом контексте.

«Мы можем предвидеть только то,  что конструируем сами» (Л.  Витгенштейн)   

 22 ноября 2019 г. в рамках сотрудничества ИК «Социология конфликта» Российского общества социологов с московскими вузами, на факультете журналистики Института государственной службы и управления, РАНХиГС при Президенте РФ, для бакалавров 1 и 2 курса состоялась встреча/беседа на тему: «Профессиональное и личностное самоопределение журналиста в историческом контексте». 

Ведущий Цой Любовь Николаевной – канд. соц. наук, конфликтолог, Руководитель исследовательского комитета «Социология конфликта» Российского общества социологов, Член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», Генеральный директор    Московской школы конфликтологии. 

Ассистенты – эксперты:

Рыбакова Марина Владимировна – д.соц.наук, профессор ф-та госуправления МГУ им.М.В.Ломоносова.  

Посадская Тамара Васильевна – профессиональный тренер, эксперт в области педагогических конфликтов, сертифицированный коуч. 

Тема раскрывалась в интерактивном режиме на принципах инновационной методологии (инновационных игр), разработчик Дудченко В.С. 

В аудитории присутствовало около 200 чел.

Основная задача: раскрыть технологию самоопределения на материале реального режима учебного времени.

 Занятие состояло из четырех частей:

  • Знакомство, установка, нормирование и задание   аудитории.    
  • Методическое оформление проявленного материала. Мини-лекции. Презентации.   
  • Интерпретации и пояснения.    
  • Рефлексия участников, рефлексивный анализ содержания и процессов на занятии. Вопросы-ответы.  

 Рефлексивные заметки.

По роду своей деятельности, будущим журналистам часто придется бывать в гуще конфликтов и конфликтных ситуациях, в которых им надо будет самоопределяться содержательно и профессионально, сохранять трезвый ум и спокойствие, не втягиваться в конфликты, быть стрессоустойчивыми и конфликтоустойчивыми, то есть им надо сформировать конфликтологическую компетенцию. Занятие направлено на формирование конфликтологической компетенции.

В целях эффективности занятия, было предложено обсудить, а затем принять два правила:

  • Выключить айфоны/смартфоны/телефоны/интернет.
  • Выполнять задание «здесь и теперь».

И две нормы активности познающего субъекта (И.Кант) 

  • Задавать любые вопросы.
  • Открыто, активно, аргументированно и содержательно оппонировать тезисам, которые не понятны или если с ними нет согласия, не зависимо от статуса, возраста и ученой степени оппонента.

Не запрещается — запись на диктофон, делать незаметно фото, главное —  не отвлекать других.

Также была озвучена одна их главных функций ведущего занятия, как управленца —   не пропускать ни один конфликтогенный фактор в процессе занятия, ни одно нарушение норм, о которых мы договорились с аудиторией.  

Было сказано, что   мы,  как  специалисты будем проводить анализ ситуации на научном подходе «здесь и теперь», что означает беспристрастное отношение к происходящему, и максимальное отсутствие эмоциональной вовлеченности в отношения с аудиторией, а также временное безразличие к интересам тех или иных категорий лиц в аудитории.  Этот принцип «субъективной беспристрастности» описал  Зиновьев А.А.   в  книге (На пути к сверхобществу. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000).

Обсуждение этих правил явилось толчком для острых дискуссий и реального самоопределения.    Цой Л.Н. сказала, кто не готов выполнять эти правила, тот может покинуть аудиторию.  Это был первый фактор возмущения части студентов. Протест озвучил один из активных студентов, который аргументировано, как он думал, объяснил, почему он не может выключить интернет – ему должны позвонить по важному вопросу.  Однако, когда он ответил на вопросы, которые ему были заданы специалистами, он признал необоснованность своего протеста.

Студенческая аудитория реагировала живо. Надо сказать, что протест – это первая реакция большинства студентов на попытку нормирования процесса обучения в вузе.

    Раскрытие сути самоопределения и его важности для человека происходило в живой острой коммуникации непосредственно «здесь и теперь». Для студентов, да и для присутствующих преподавателей тоже, встреча стала настоящим вызовом. Привычные ожидания о том «как должно быть» рассыпались уже в первые минуты разговора.  Студенты прочувствовали, что значит работать с нормами и обещаниями, для чего «пространство взаимодействия и коммуникации нормируется» и что нарушение норм является конфликтным фактором и влечет за собой последствия, которые важно предвидеть, понимать и быть готовым нести ответственность, то есть держать ответ за свой выбор перед другими участниками договора. Эта тема стала своеобразной красной нитью семинара.

В дискуссии столкнулись две совершенно разные картины мира. С одной стороны —  картина мира профессионалов, владеющих материалом «конфликта» как предметом своей деятельности. А с другой – картина мира молодых людей, которые недавно оторвались от дома и близких, которые еще адаптируются к новой жизненной реальности.

  Это столкновение вызвало разные реакции и сильные эмоции.  Но именно эти реакции и протест активных студентов, а затем дискуссий, проявил стереотипные действия, а затем позволил   сместить фокус внимания с формы (как идет разговор? какие отношения между его участниками?)  на содержание (о чем разговор? каков его предмет?

По ходу семинара многие тезисы, как   убеждения и привычки аудитории «трещали по швам» и подвергались критическому анализу.  Оказалось, что «помыслить ситуацию» и «помыслить себя самого и свои мысли» не так-то просто.

Как сохранить индивидуальность и не разрушить группу?  Как не раствориться в группе, как не потерять себя? Кто я в этом мире? Что важнее самоидентификация или группа?  Почему мы одноклеточные?  И др. вопросы.

   Кратко о самоопределении и рефлексивном выборе

Рефлексивный выбор осуществляется в контексте самоопределения, что требует от субъекта пять САМО:

  • САМОограничения 
  • САМОпредъявления
  • САМОпреодоления
  • САМОорганизации
  • САМОуправления  

Самоопределение выражается   в добровольно и осознанно принимаемых на себя ограничениях на свои замыслы и действия, а также ответственности за свои “деяния”.  Самоопределиться – это значит найти свое место в жизни, в обществе, в своей деятельности».  В этой дефиниции представлены три типа самоопределения:

  • Самоопределение человека к цели и смыслу своей жизни.
  • Самоопределение человека к нормам общественного поведения и к своему вкладу в жизнь общества.
  • Самоопределение человека к нормам своей профессиональной деятельности.

Делая выбор самостоятельно или в сообществе с другими, человек концентрирует внимание на том, какие проблемы и задачи необходимо решить и каким образом стоит это сделать. Иными словами, он включается в социальную реальность осознанно, разделяя или отвергая интересы других, соотнося свои действия со сложившимися в группе (организации, обществе) нормами, т.е. ориентируясь «на разум» и свои ценности.

Необходимо самому себе ответить на вопросы: Готов ли я к ограничениям и жертвам ради своего выбора? Буду ли я предан всю свою жизнь выбранному направлению и профессиональной деятельности? Буду ли я защищать профессиональные нормы деятельности?

Выбор связан с будущим по отношению к новым задачам. Каждый раз, попадая в новую ситуацию, человек должен проделывать очень большой труд (интеллектуальный и психологический) по своему самоопределению в новой ситуации и по определению этой ситуации как соответствующей культуре и заложенным в ней принципам.

         Быть принципиальным – это значит соотносить каждую ситуацию своей жизни с определенными культурными нормами, делать ситуацию культурно значимой, в целях сохранения своей индивидуальности, не раствориться в группе и одновременно быть в группе, решая разные задачи и проблемы в контексте развития личности и профессиональной деятельности.

Резюме.

Можно знать много языков, иметь глубокие теоретические знания, однако если человек не научается разрешать конфликты в жизни и деятельности, то его жизнь превращается в клубок неразрешимых противоречий и конфликтов, разрушая его здоровье и отношения с окружающим миром и с собой.

Любой разработанный проект, инновационный и привлекательный, прибыльный и экономически выверенный, без организации эффективно действующей группы коллег, без коллектива, обречен на провал.

Это был реальный живой и честный разговор специалистов со студентами, как со взрослыми людьми, которым предстоит рефлексивно самоопределяться в разных ситуациях, опираясь на ценностные основания выбора, осознания себя и принятие ответственности за свой выбор. 

Встреча показала, что без понятийного аппарата и логики, без предметных знаний — анализ ситуации остается на коммунальном уровне, в котором отношения, обиды и пр. психологические состояния расцветают пышным цветом и не позволяют рефлексивно помыслить ситуацию. 

Обучение российских журналистов в вузах, должно сопровождаться формированием рефлексивного мышления и конфликтологической компетентности.

 Это должна быть отдельная дисциплина для журналистов, в ряду практических, как дисциплина по выбору в интерактивном режиме на основании инновационных игр, разработанных Дудченко В.С., в которых главным принципом обучения — является принцип практической целесообразности и поиск ценностных основания самоопределения и выбора.  

 Ответственный за организацию встречи – Рюмшин Сергей Анатольевич – канд. соц. наук, старший преподаватель кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики ИГСУ  РАНХиГС при Президенте РФ. 

Большое спасибо за организацию встречи/беседы:

 Силкину Владимиру Владимировичу  доктору полит. наук, профессору, Декану факультета журналистики Института государственной службы и управления (РАНХиГС) при Президенте РФ

Барцицу Игорю Нязбеевиу – Директору ИГСУ РАНХиГС,  Главному редактору журнала «Государственная служба», Зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин, Председателю ученого совета.