Яндекс.Метрика

Проектирование и рефлексивное мышление. Понятие «рефлексия»

Будучи студентом второго курса МГУ Никита Глебович Алексеев познакомился с Г. П. Щедровицким (другом которого оставался всю жизнь) и другими членами Московского логического кружка (МЛК), который сложился в 1952 году на философском факультете университета как инициативное объединение единомышленников в области логических исследований и разработок. Инициативное ядро МЛК включало, кроме Г. П. Щедровицкого, также А. А. ЗиновьеваБ. А. Грушина и М. К. Мамардашвили. Впоследствии пути его основателей разошлись, а МЛК был преобразован в Московский методологический кружок (ММК), лидером которого стал Щедровицкий. Будучи методологом по призванию и складу мышления, Н. Г. Алексеев оставался активным участником ММК на протяжении всей его истории с конца 1950-х до начала 1990-х годов.  Статья Алексеева Н.Г. «Проектирование и рефлексивное мышление.» была опубликована в 2022 году, однако разные фрагменты   можно обнаружить во многих его ранних работах.

* * *

Н.Г.Алексеев.

Алексеев Никита Глебович (1932—2003)

«Многие читавшие и даже писавшие про рефлексию, порой могут очень интересно про это рассказывать, но… и в этом «но» вся изюминка — они беспомощны и бессильны в ее практике, не могут организовать и провести рефлексию для других и часто — как это ни парадоксально — в том числе и личную, для себя.
Спрашивается, почему? Они занимались исследованием, и только исследованием — делом несомненно важным и нужным, оставаясь почти полностью в рамках исследовательской парадигмы, и не вышли к проектной, конструкторской и организаторской деятельности, то есть в соответствующие парадигмы, где основным становится воплощение, вживление идеи в массовые и повсеместные практики. И это дело более трудное, долговременное и не менее (а может быть, более) творческое. В проблемах реализации коммуникационная трансляция выходит на первый план.» 

Понятие «рефлексия»

Слово «рефлексия» производно от латинского слова «рефлексус», что означало: внутреннюю, обращенную к морю и отражающую его волны сторону залива. Нечто подобное мы имеем и в русском языке в названии бытового и промышленного прибора (части его устройства) — рефлектор. Не вникая подробно во все последующие трансформации, лишь укажем, что уже в XIII веке это слово в науке того времени использовалась в сочетании — «рефлексия света». Впервые же это слово как философское понятие было введено Дж. Локком в смысле очень близком к современному — осознание опыта.

Рефлексия как преобразующая активность:

Большие философы ставят простые вопросы, иногда кажущиеся самоочевидными, порой даже смешными. Таков знаменитый вопрос И. Г. Фихте: «Как человек может быть свободным от своего собственного мышления?» Столь же прост и одновременно гениален его ответ: «Вынести его и положить перед собой, то есть объективировать».

Выделим самые существенные следствия из данной связки «вопрос-ответ». Во-первых, сразу же рефлексия оказалась связанной не столько с опытом, сколько со свободой от него, что, пожалуй, является самым принципиальным. Но как можно быть свободным от собственного опыта, то есть фактически от самого себя? И это уже указывается в ответе. Во-вторых, рефлексия уже начала пониматься не как наблюдение (в рамках сенсуалистического материализма), а как преобразующая активность — для того, чтобы сделать нечто надо не наблюдать (хотя это и не помешает), а совершать действия. В-третьих, свобода — в ее предельном виде свободы мышления — была поставлена в связь с собственной деятельностью человека (субъекта), стремящегося ее обрести, то есть она должна быть им завоеванной. На мой взгляд, концептуальная схема рефлексии по И. Г. Фихте графически может быть выражена в связке двух цепочек. Как видно по приведенной схеме 1, фактически был построен прообраз «механизма действия рефлексии»: с чего и почему она начинает действовать, продукты каких двух видов появляются в результате совершенной деятельности рефлексии.