Цой Л.Н.
В вузах существуют две модели отношений между студентом и преподавателем: иерархическая/вертикальная и демократическая /горизонтальная.
В иерархической/вертикальной модели — студенты не задают вопросов, а слушают преподавателя и отвечают на экзаменах. Слушать преподавателя – важно, так как лекция это классический академический жанр, в котором преподаватель демонстрирует культуру мышления.
В горизонтальной/демократической модели, центром коммуникации являются вопросы-вопрошания студентов и совместный поиск ответов на них. В этой модели преподаватель дорожит вопросом студента, не отмахивается от вопроса, а допускает его, не превращает вопрос в проблему или в выяснение отношений.
Для полноценных/достойных отношений между студентом и преподавателем в российских вузах необходимы обе модели, так как в них формируется культура слушания, понимания, уважительные отношения и конструктивная коммуникация, что необходимо молодому человеку в будущем.