Культурный фронт России
Селиверстова Александра
27 марта 2023 г. в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» Зиновьевских клуб провёл заседание на тему: «Культурный фронт России».
Участники:
Ольга Зиновьева – сопредседатель Зиновьевского клуба Международной медиагруппы «Россия сегодня», почетный президент Международного общества «Россия – Германия», президент Биографического института Александра Зиновьева
Любовь Цой – директор Московской школы конфликтологии
Денис Фон Мекк – сооснователь и руководитель Международного благотворительного фонда имени Надежды Филаретовны фон Мекк, прямой потомок семей фон Мекк, Чайковских, Давыдовых, меценат, общественный деятель, просветитель
Искандер Валитов – методолог, философ, член Зиновьевского клуба Международной медиагруппы «Россия сегодня»
Алексей Сергеевич Блинов – вице-президент Биографического института Александра Зиновьева
Ольга Калугина – Доктор искусствоведения, Член правления Ассоциации Искусствоведов (АИС), Заведующая отделом русского искусства ХVIII — XIX веков НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств
Салават Щербаков – скульптор, академик Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации, автор памятника «Вежливым людям» в Симферополе
Алексей Плотников – профессор Московского государственного лингвистического университета, член Научного совета Российского военно-исторического общества, доктор исторических наук
Максим Лаврентьев – поэт, член Зиновьевского клуба ММГ «Россия сегодня»
Участники обсудили проблемы российской культуры. Каждый предложил своё решение.
Ольга Зиновьева открыла заседание словами: «Мир без русской культуры – это уже не мир. Это даже не война. Это хаос».
Она подчеркнула, что русскую культуру каждый понимает по-своему и правильно. Русская грузинская культура, русская еврейская культура и русская татарская культура – все это грани русской культуры.
Тема заседания «Культурный фронт России», потому что борьба за культуру – это война на передовой.
Ольга Калугина заметила злободневность темы. Страна в экстремальной ситуации. Русским приходится бороться за свои ценности. В особенности за культуру, потому что она передаёт идеалы сквозь поколения.
В нынешних условиях сложно создать позитивный общенациональный настрой. Когда люди приходят с работы и садятся перед телевизором, они не видят документальных фильмов или военных фильмов 40-ых. О подвигах солдат говорят лишь дикторы в новостях.
Чтобы найти решение, Ольга Калугина обратилась к истории: опыту Первой мировой войны и Великой Отечественной войны.
«Крупнейшие художники, музыканты, композиторы открывают благотворительные проекты. Голубкина – персональная выставка в музее изобразительных искусств. Концерты идут, посвящения, сборы средств на колоссальных совершенно мероприятиях. Не каких-то увеселительных с розовыми слонами и бегемотами, а которые говорят об истории нашей страны. Скульпторы устраивают конкурсы. Художники едут и фиксируют всё это в зарисовках, чтобы потом воплотить».
Первое, что происходит у нас – выставка пейзажа. Потому что, во время такого страшного потрясения, всё то, что казалось простым и обычным, вдруг стало драгоценным».
Нужно организовать выставки живописи и скульптуры, посвящённые героям и жертвам войны. Тогда русские лучше поймут, за что борются.
В продолжение темы Искандер Валитов рассказал, как западные идеалы повлияли на русскую культуру.
«С начала 60-ых прошлого века, XX века, по сути, нас переваривали. Мы ещё глубоко при советской власти приняли те установки и жизненные ориентиры, которые специальным образом, я думаю, были для нас предуготовлены. И мы это съели».
Эти установки – ориентация на потребление и самореализацию. Запад незаметно разлагал, ассимилировал, и осваивал нашу страну. Но сейчас Россия освободилась от влияния Запада и вернула свои ценности.
Искандер Валитов отметил, что необходимость в диалоге с Западом не отпала. Но старый язык: коммунисты, капиталисты, правые и левые – уже не доносит нужную мысль.
«Культура – это такой код, который всё определяет. То есть, что мы считаем для себя правильным, нормальным, приемлемым, привлекательным, интересным, перспективным».
Наша культура основана на трёх принципах. Мы ценим каждого человека, этнос и народ. Мы живём по совести: человек сам определяет себя, свою позицию и действия. Мы стремимся к раскрытию возможностей человека.
Салават Щербаков призвал не терять культурную планку. Эту планку задали такие русские гении, как иконописец Андрей Рублёв, писатели Фёдор Достоевский, Александр Твардовский и Андрей Платонов.
Денис Фон Мекк прочёл отрывок из письма Петра Ильича Чайковского, в котором композитор выразил любовь к родине и осудил русских эмигрантов. Новая проблема оказалась вовсе не новой.
Денис фон Мекк предложил создать движение «семейный историк».
«Из истории своей семьи мы будем рассказывать только что-то хорошее. Если мы к истории своей страны будем относиться так же, мы и об истории страны будем рассказывать только хорошее».
Когда человек учит историю своей семьи, города, он ищет положительные стороны. Так же нужно относится и к истории своей страны.
Денис фон Мекк затронул проблему запрета русской культуры. Два года назад, когда отменили гимн Российской Федерации на спортивных мероприятиях, вместо него звучал первый фортепьянный концерт Чайковского. Сейчас запретили и Чайковского.
За границей есть школы, которые носят имена великих русских писателей, художников и композиторов. Мы можем создать ассоциации таких учебных заведений, чтобы продвигать русскую культуру. Тогда даже запреты не будут помехой культурного диалога России и других стран.
Максим Лаврентьев согласился с Ольгой Калугиной по поводу российского кинематографа. Он подчеркнул, что современные фильмы исказили образ советского солдата. Они изображают его как пьяницу, насильника и морального урода, а в нынешнее время – это неприемлемо.
«Когда я родился, я думал, что я нахожусь уже при смерти русской культуры. Тем не менее, как-то она всё ещё живёт. Подпольно живёт. Нельзя сомневаться в правильности высказывания Искандера Сулеймановича, что нет культурного фронта. Это нельзя назвать фронтом. Это подпольная партизанская война.
Максим Лаврентьев с сожалением отметил, что люди не знают современных деятелей культуры: поэтов, писателей, философов. Пока попсовая культура получает всестороннюю поддержку, Зиновьевскому клубу раз за разом отказывают в президентском гранте.
«Одно имя Александра Зиновьева должно перевешивать сотню имён блогерш, инстаграмщиц и так далее».
Алексей Плотников затронул тему внутреннего и внешнего культурного фронта.
Внутренний фронт – это молодёжь. Она остро реагирует на изменения в обществе. Сейчас многие молодые люди ведут себя отстранённо, эпатажно, используют ненормативную лексику. Это происходит потому, что после закона о запрете заимствований ничего не изменилось. По телевизору всё так же идут шоу, имена спортсменов всё так же пишут на латинице.
На внешнем культурном фронте нужны культурные интербригады. Это добровольцы, которые будут работать с населением по ту сторону фронта.
Любовь Цой выразила иную точку зрения об избирательном изучении истории. Она привела пример с семьёй: если с детства учить ребёнка говорить только хорошее об истории, то во взрослом возрасте он будет избегать неприятных фактов.
В центре русской культуры стоит правда и конфликт. Искусствоведение изучает конфликт между существующими культурными нормами и теми, которые должны быть.
Причины таких конфликтов: дезориентация национального самосознания, разрушение исторической самоидентификации, борьба элит за власть и вмешательство стран НАТО. Любовь Цой привела отрывок из работы Зиновьева:
«Из культуры стали упоминать только то, что является охвостьем западной псевдокультуры. Достижения прошлого, ещё не так давно потрясавшие мир, стали сознательно замалчиваться или разворовываться. Вступила в силу сознательная и детально разработанная установка низвести нас, нас – русских, на уровень самых примитивных народов планеты».
В культурном пространстве действуют две основные силы: прозападные, стремящиеся разрушить русскую культуру, и патриотические, которые её защищают. Культура – это пространство конфликтов между этими двумя силами.
Любовь Цой подчеркнула важность темы заседания сильным тезисом:
«Если Россия вступила в конфликт за сохранение российской государственности и русской цивилизации, то культура должна быть в первых рядах вместе с воинами, народом и государством на полях информационного сражения, вдохновляя воинов, придавая им силы и оказывая духовную поддержку своей верой и любовью к отечеству».
В заключении Ольга Зиновьева рассказала о попытках создания музея Александра Зиновьева. Пускай дальше плана оргкомитета дело и не дошло, столетие Зиновьева состоялось. Оно было ярким, сочным и содержательным.
«Это не мне надо. У меня есть Зиновьев. Я хочу, чтобы всё, что он сделал, было доступно моей стране, моему народу, и тем, кому, важно, какие гении живут среди нас, какие гении живут с нами».
Заседание закончилось на хорошей ноте. Ольга Зиновьева объявила, что в этом году балет «Крик», по роману Александра Зиновьева «Иди на Голгуфу», поставят в Сыктывкаре. И далее он приедет на гастроли в Москву, Кострому и другие города.
«Все мы – солдаты на культурном фронте. Чтобы победить, нужно сохранить русскую культуру и передать её потомкам. Для этого мы должны поддерживать таких людей, как Ольга Зиновьева», — поделились активисты студенческого научного журнала «Коммуникология».
Автор статьи: Селиверстова Александра
Фотограф: Анисимова Полина
(Статья представлена для сайта МШК Селиверстовой Александрой — студенткой РАНХиГС, 1 курс, факультет журналистики, общественные связи и медиакоммуникации в государственном и муниципальном управлении).
_______________
Методология социального познания А.А.Зиновьева