В статье излагается краткий исторический обзор логики борьбы за власть, ресурсы и развитие на территории России.
Элиты и массы, классы и сословия, эволюции и революции: борьба за власть, ресурсы и развитие
В целом человечество всегда делилось на различные группы в зависимости от принадлежности к определенной семье, роду, клану, племени и народу. Важнейшее значение для определения своих или чужих имел язык, позволяющий понимать друг друга и договариваться. Говорящие на иных и непонятных языках естественным образом пугали и вызывали подозрения. И чужаки, соответственно, попадали в круг потенциальных врагов. Под влиянием языка формировалась и соответствующая культура, представления о мире, о природе, об идеалах и пр.
Однако даже внутри больших семей закономерно происходило распределение социальных ролей и общественных функций. По мере развития технологий и роста населения постепенно у семей закреплялась специализация. Одни занимались сельским хозяйством и снабжали всех продуктами питания, другие — ремеслами и товарами, третьи торговали и делали обмен, четвертые обеспечивали безопасность и урегулировали споры, пятые занимались духовно-нравственными вопросами…
В результате в России к XIX веку сформировалось сословное разделение общества, где подавляющее большинство было крестьянами. До 80% населения занималось возделыванием земли и производством еды, несколько процентов управляли государством, судили и защищали, несколько процентов отвечали за религиозную жизнь, 5-6% зарабатывали торговлей, а также несколько процентов занимались ремеслами. Элитой, естественно, считались дворянство и духовенство, владевшие землями, обеспечивающими их ресурсами.
Подобная ситуация была во всех странах мира. Именно поэтому учёные стали называть такое общество аграрным, так как в основном доминировало сельское хозяйство, а пахотная земля являлась главным ресурсом.
Однако прогресс не стоял на месте и всё больше людей стало переселяться в города, вокруг которых строились многочисленные фабрики и заводы. Все больше и больше становилось людей, задействованных в достаточно тяжёлом ручном труде на производстве самых различных товаров. В странах, где свыше половины населения стали жить в городах, учёные стали говорить о формировании индустриального общества и, соответственно, классовом делении общества.
Постепенно основная доля производства сместилась от продуктов питания к промышленным товарам. Фабрики и заводы не только стали обеспечивать множество людей работой, но и давать государству самые значительные налоговые и прочие поступления. В результате появились две новые значительные и значимые социальные группы: буржуазия и пролетариат.
Буржуазия строила заводы, нанимала людей и платила им заработную плату, продавала свои товары, брала кредиты, платила налоги, но по своему происхождению могла быть из любого сословия. С учётом больших рисков в такой деятельности достаточно легко можно было обанкротиться и оказаться в рядах пролетариата. Поэтому социальная динамика была очень большой, напоминая крутые горки.
Пролетариат в основном конечно формировался из крестьянства. Труд его долгое время продолжал быть тяжёлым и ручным, но в основном они уже теряли связь с землёй и навыки самостоятельного выращивания еды.
Естественным образом и появились объяснения для нового порядка и устройства общества. Возникли идеи о разделении общества на классы, где ключевое значение имели взаимоотношения между буржуазией (капиталистами) и пролетариатом (рабочим классом).
В нашей стране абсолютным авторитетом на протяжении многих десятилетий был немецкий философ Карл Маркс, который доказывал ведущую роль рабочего класса — пролетариата в деле модернизации государства и общества для выхода на новый уровень развития человечества.
Однако многие с ним не соглашались, дискутировали и выдвигали свои гипотезы об оптимальном объяснении общественного и государственного устройства.
Вполне обоснованной представлялась точка зрения, что буржуазия является элитой в индустриальном обществе, так как она владеет основными ресурсами, обеспечивает государство необходимыми средствами и людей работой. В результате на протяжении XIX века в Европе происходит серия массовых восстаний, бунтов и мятежей, некоторые из которых были названы буржуазными революциями. Сословные привилегии уничтожались, а право принятия государственных решений и определения государственной политики переходило от дворянства и духовенства к капиталистам.
В той великой социальной трансформации и борьбе все средства были хороши. Для ослабления власти и авторитета духовенства распространялись идеи, что Бога нет и не было. Для ослабления авторитета дворянства подчёркивались вредные привычки аристократов, их лень и тунеядство (обломовщина и недоросли), а также их неспособность защищать народ и страну. И действительно — сначало было Слово, а потом уже мысль начинала сдвигать и переделывать мир материи.
После Великой российской революции 1917-1922 годов и захвата власти большевиками сословное деление общества было заменено на классовое. Дворянство, духовенство и купечество фактически были объявлены вне закона, как эксплуататоры. С бюрократией Российской империи и военным сословием пришлось во многом смириться, так как были необходимы профессионалы для советской власти. Однако даже столицу перенесли из Петрограда в Москву, чтобы максимально оторваться от царского наследия. При этом все «из бывших» должны были разделять советские взгляды на мир и порядок, поддерживать ведущую роль в истории пролетариата, выполнять партийные директивы большевиков. Элитой в СССР фактически стала партийная номенклатура, определявшая назначение на должности и распределение ресурсов.
На самом деле Советский союз строился на принципах меганациональной и всеобъемлющей корпорации, где акционерами и собственниками считался весь народ. Западноевропейский опыт ряда колониальных компаний, имевших собственные армии, флоты, колониальные полиции и тюрьмы, определявшие политику в колониях и заморских территориях, демонстрировал удивительную эффективность. Вот только прибыль от их деятельности доставалась собственникам-акционерам в метрополиях.
Разумным казалось построение целого государства на подобных корпоративных принципах, но с более справедливым перераспределением ресурсов. Тогда каждый человек уже рассматривался не в качестве подданного, выплачивающего «дань» своему государю, и даже не гражданина, выплачивающего налоги своему государству, а был сотрудником/работником, который трудится на общее благо и вполне может дослужиться до генерального директора секретаря. Даже из крестьян попытались сделать сельскохозяйственных рабочих.
Такое государство, объединенное едиными корпоративными стандартами и принципами, имеющее мощнейшую и развитую вертикаль власти, общую веру идеологию было способно на любые свершения и грандиозные победы, что успешно и неоднократно продемонстрировала советская модель в ХХ веке.
Однако великий советский эксперимент закончился в 1991 году, когда Россия отказалась от однопартийной модели управления и тотального государственного планирования. Догмы и стереотипы, сформированные под влиянием философов из XIX века, уже не выдерживали никакой критики.
Жизнь и человеческое общество всё больше усложнялось в своем многообразии. Оказалось, что люди не хотят всё время быть «сотрудниками» и «работниками», а мечтают просто о свободной, комфортной, безопасной и разнообразной жизни. И помимо права на труд некоторым людям очень нужно право на безделье.
К этому времени самые развитые государства мира и, вне всякого сомнения Советский союз был в их числе, уже стали не просто индустриальными обществами, а вошли в некую иную стадию развития. Условно учёные стали называть это состояние постиндустриальным обществом.
Автоматизация производства и новые технологии настолько сократили потребность в ручном труде, что на производство продуктов питания для всего населения стало хватать менее 5% жителей. При том, что буквально 150 лет назад 80% жителей не могли нормально прокормить себя и остальных. Заводы и фабрики тоже модернизировались и сотни тысяч людей были заменены машинами, а объемы производства при этом только выросли.
Однако развитие науки и технологий ещё и резко увеличило среднюю продолжительность жизни, сократило детскую смертность, позволило обеспечить человеку достаточно высокий уровень и качество жизни. Голод и катастрофические пандемии, преследовавшие человечество на протяжении всей его истории, отступили на периферии мира.
И человеческое общество снова стало переформатироваться в своей организационной структуре. В обществе включились процессы саморегулирования, стала сокращаться рождаемость, появляться новые сферы для занятости и самореализации.
Появление искусственного интеллекта и виртуальных миров в XXI веке позволило говорить учёным о формировании цифрового общества со своей структурой, принципами организации и взаимодействия.
В Великобритании традиционно уделяется огромное значение изучению общества, так как элита заинтересована в гарантиях стабильности и развития без революционных взрывов. Социальные «джокеры» никому не нужны, так как в результате войн и революций можно все разрушить до основания, а вот потом строить и восстанавливать иногда бывает уже невозможно и некому.
Элита, контролирующая основные ресурсы (по некоторым расчетам — более 90% от всех ресурсов), сохранилась в количестве до 6% населения, но появилось понятие среднего класса (около 30%). Рабочий класс разделился на три значительные социальные группы: новые «богатые» и состоятельные рабочие, традиционные промышленные рабочие, работники экстренных служб (в совокупности почти 50%). Однако появился ещё прекариат — практически каждый шестой по данным на 2013 год! Таким термином стали называть социально неустроенных людей, не имеющих полной гарантированной занятости.
Для каждой социальной группы характерны особенности в культуре, специфические мечты и интересы, особые запросы и ожидания от будущего. Соответственно есть и свои лидеры общественного мнения, свои политики, свои кумиры…
А что у нас в России?
За 120 лет у нас непрерывно происходили радикальные трансформации, что легко проследить даже по изменениям основных законов. Более 5 раз значительно менялось правовое поле, регулирующее общественно-политические и экономические отношения. Подобная социальная турбулентность самым негативным образом отражалась на нашем обществе, порождая ощущение нестабильности и повышенной тревожности у наших соотечественников.
Разрушение сословий и принудительные меры по развитию рабочего класса, формирование элиты на большевистских принципах, тотальная национализация и затем повальная приватизация, кровопролитные войны, непрерывные экономические реформы… Всё это мы имеем в нашем социальном анамнезе. Всё это сделало нашего общество очень сложным и атомизированным. Однако любой хаос рано или поздно дефрагментируется и наступает порядок. Необходимо время, терпение, благоразумие и понимание происходящих процессов.
И что же ожидает нас — человечество — в будущем?
Если не настанет армагеддон/апокалипсис, то уже в 2023 году очевидно разделение мира на тех, кто уже полностью погружен в информационные сети и цифровые технологии и тех, кто остался в постиндустриальном обществе. При этом необходимо понимать, во многих странах мира продолжают жить представлениями и понятиями из индустриального и даже аграрного общества. И конечно до сих пор есть семьи и племена, живущие охотой и собирательством.
Со всеми, кто вне цифры, всё понятно… Они либо ощущают себя членами племени, либо представителями одного из сословий, либо участниками какого-либо из социальных классов.
А вот в цифровом обществе очевидно, что разделение общества тоже происходит. Элита снова в количестве около 5% от населения представлена цифровыми предпринимателями, владеющими различным «софтом» (программное обеспечение), «дата-центрами» (хранилища информации) и заводами по производству «устройств» (компьютеры, телефоны и передатчики информации). Удивительно, но собственники «софта» рыночной стоимостью в миллиарды инвалютой часто могут все коды своей компании записать на одной «флешке». У этой цифровой элиты свои представления о прекрасном, об идеальном миропорядке и мироустройстве.
Вторая социальная группа — это цифропрограмиат, которая придумывает и создаёт новые программы и цифровые технологии, генерирует метавселенные, VR и AR миры, формирует запросы на соответствующее развитие технологий, производство оборудования, создание необходимых для цифрового общества продуктов и товаров. Скорее всего это максимум до 10% населения.
Третья группа — это пролетариат, который создаёт, производит и обеспечивает доставку всех жизненно необходимых ресурсов для функционирования цифрового общества, включая производство электроэнергии, еду, медикаментов и пр. С учётом автоматизации производства и перспектив искусственного интеллекта будет достаточно 15% населения для решения этих задач.
До 70% людей в цифровом обществе в принципе оказываются нужны именно в качестве активных потребителей и пользователей различных цифровых платформ, живущих игрой и играющих по жизни. Они как раз сформируют самую большую социальную группу — виртуалитат. Им в принципе будет достаточно небольшой комнаты для обитания, подключенной качественным оборудованием к высокоскоростным информационным сетям. Всё необходимое они заработают и купят в виртуальных мирах, там будут общаться, знакомиться, любить, дружить и воевать, а необходимый физиологический минимум там же и закажут на дом с доставкой.
Вот такая получается научно-историческая антиутопия, которая уже активно воплощается в жизнь во многих странах мира.
Текст представлен автором для сайта МШК.
__________
Политические и геополитические аспекты в контексте конфликтологии