Яндекс.Метрика

Как прекратить на земле войны: из переписки А. Эйнштейна и З. Фрейда.

Как прекратить на земле войны: из переписки А. Эйнштейна и З. Фрейда.

(основные тезисы)

Российским конфликтологам надо знать содержание этой переписки.

Л.Цой.

В 1931 году   Альберт Эйнштейн написал письмо Зигмунду Фрейду и пригласил его обсудить вопрос «Как прекратить на Земле войны».

Эйнштейн сформулировал первую аксиому, в которой не отделяет международную безопасность от войны за суверенитет и фиксирует механизм подчинения воли большинства со стороны малой клики лиц правящего класса. Именно малая клика, вынуждает нести потери и страдать в войне большинству, в угоду своим персональным амбициям, возбуждает агрессию и превращает эмоции масс в инструмент своей воли.

«Возможно ли контролировать эволюцию рода человеческого таким образом, чтобы сделать его устойчивым против психозов жестокости и разрушения?»  [1]

Эйнштейн привлекает   внимание к наиболее типичной, мучительной и извращенной форме конфликта человека с человеком, для того чтобы найти путь и средства, делающие невозможными любые вооруженные конфликты.

Например, не позволять агрессору остаться безнаказанным.  Причины войн Эйнштейн видит в исторически сложившихся   нациях и империях«пока есть нации и империи, беззастенчиво готовящиеся к истребительным войнам, все должны быть оснащены в той же степени для ведения войны».

Фрейд поставил под сомнение сам вопрос «Как прекратить на Земле войны»,  так как полагал, что агрессия заложена в самой природе человека. [2]

Логика обоснования. Агрессия (и как следствие – насилие) — один из элементов программы работы центральной нервной и физиологической систем высших позвоночных.

Программы — это инстинктивные элементы эволюции человечества, которые направлены на борьбу за выживание.  Разжечь инстинкты и довести их до отсутствия контроля можно очень легко, потому что мозг испытывает эйфорию в предвкушении/ожидании победы, власти и наград.

Инстинкт ненависти и уничтожения заложен в самом человеке, которым манипулируют подстрекатели войны.

Фрейд видит два пути выхода из войны:

1) попытаться выпустить пар другим путем, избегая военных столкновений.  Если склонность к войне вызывается инстинктом разрушения, то всегда рядом есть его контрагент — Эрос (любовь).

2) посредством идентификации. Все, что подчеркивает сходство интересов людей, дает возможность проявиться чувству общности, идентичности, на котором, по большому счету, и основано все здание человеческого общества.

Идеальным состоянием для общества является, очевидно, ситуация, когда каждый человек подчиняет свои инстинкты диктату разума. Но это для Фрейда – это утопия.

Есть два фактора способных в обозримом будущем положить конец войне:

предрасположенность человека к культуре и вполне обоснованный страх перед будущим.

С психологической стороны мы имеем дело с двумя важнейшими феноменами культуры:

  • формирование интеллекта, подчиняющего себе инстинкты,
  • замыкание агрессии внутри себя со всеми вытекающими из этого выгодами и опасностями

До тех пор, пока есть нации и империи, беззастенчиво готовящиеся к истребительным войнам, все должны быть оснащены в той же степени для ведения войны. НЕ позволять агрессору остаться безнаказанным.  

Все то, что сделано для развития культуры, работает против войны

PS// Когда   Гитлер пришел к власти, он изгнал из страны обоих.

____

[1] Письмо Альберта Эйнштейна — Зигмунду Фрейду (30.07.1932) [Неизбежна ли война?]//  Экология и жизнь №5, 2003. Перевод с английского Самсонов А.  

[2] З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. — М. , 1992. — С. 325-337.

______________

Для философствующих конфликтологов