Как прекратить на земле войны: из переписки А. Эйнштейна и З. Фрейда.
(основные тезисы)
Российским конфликтологам надо знать содержание этой переписки.
В 1931 году Альберт Эйнштейн написал письмо Зигмунду Фрейду и пригласил его обсудить вопрос «Как прекратить на Земле войны».
Эйнштейн сформулировал первую аксиому, в которой не отделяет международную безопасность от войны за суверенитет и фиксирует механизм подчинения воли большинства со стороны малой клики лиц правящего класса. Именно малая клика, вынуждает нести потери и страдать в войне большинству, в угоду своим персональным амбициям, возбуждает агрессию и превращает эмоции масс в инструмент своей воли.
«Возможно ли контролировать эволюцию рода человеческого таким образом, чтобы сделать его устойчивым против психозов жестокости и разрушения?» [1]
Эйнштейн привлекает внимание к наиболее типичной, мучительной и извращенной форме конфликта человека с человеком, для того чтобы найти путь и средства, делающие невозможными любые вооруженные конфликты.
Например, не позволять агрессору остаться безнаказанным. Причины войн Эйнштейн видит в исторически сложившихся нациях и империях — «пока есть нации и империи, беззастенчиво готовящиеся к истребительным войнам, все должны быть оснащены в той же степени для ведения войны».
Фрейд поставил под сомнение сам вопрос «Как прекратить на Земле войны», так как полагал, что агрессия заложена в самой природе человека. [2]
Логика обоснования. Агрессия (и как следствие – насилие) — один из элементов программы работы центральной нервной и физиологической систем высших позвоночных.
Программы — это инстинктивные элементы эволюции человечества, которые направлены на борьбу за выживание. Разжечь инстинкты и довести их до отсутствия контроля можно очень легко, потому что мозг испытывает эйфорию в предвкушении/ожидании победы, власти и наград.
Инстинкт ненависти и уничтожения заложен в самом человеке, которым манипулируют подстрекатели войны.
Фрейд видит два пути выхода из войны:
1) попытаться выпустить пар другим путем, избегая военных столкновений. Если склонность к войне вызывается инстинктом разрушения, то всегда рядом есть его контрагент — Эрос (любовь).
2) посредством идентификации. Все, что подчеркивает сходство интересов людей, дает возможность проявиться чувству общности, идентичности, на котором, по большому счету, и основано все здание человеческого общества.
Идеальным состоянием для общества является, очевидно, ситуация, когда каждый человек подчиняет свои инстинкты диктату разума. Но это для Фрейда – это утопия.
Есть два фактора способных в обозримом будущем положить конец войне:
предрасположенность человека к культуре и вполне обоснованный страх перед будущим.
С психологической стороны мы имеем дело с двумя важнейшими феноменами культуры:
- формирование интеллекта, подчиняющего себе инстинкты,
- замыкание агрессии внутри себя со всеми вытекающими из этого выгодами и опасностями
До тех пор, пока есть нации и империи, беззастенчиво готовящиеся к истребительным войнам, все должны быть оснащены в той же степени для ведения войны. НЕ позволять агрессору остаться безнаказанным.
Все то, что сделано для развития культуры, работает против войны
PS// Когда Гитлер пришел к власти, он изгнал из страны обоих.
____
[1] Письмо Альберта Эйнштейна — Зигмунду Фрейду (30.07.1932) [Неизбежна ли война?]// Экология и жизнь №5, 2003. Перевод с английского Самсонов А.
[2] З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. — М. , 1992. — С. 325-337.
______________