Яндекс.Метрика

Нуждаются ли школы в такой дисциплине  как «Конфликтология для старшеклассников»

Цой Л.Н.

В 2010 году  (13 лет назад)  — с учителями школ мы обсуждали вопрос — «Нуждаются ли школы в такой дисциплине  как «Конфликтология для старшеклассников» .   Интересная получилась  дискуссия. Большинство учителей сказали, что в школах конфликтология не нужна, потому что позиция Цой Л.Н. (конфликтолога) им не нравится.

Учителя школ не в состоянии различать отношение к конкретному человеку и отношение к проблеме, в которой  этот человек является специалистом,   и которую он предлагает решать. Их этому НЕ УЧИЛИ 🙂
Коммунальные отношение становятся главнее деятельностных/деловых (Зиновьев А.А.)

Открывая эту тему на сайте для учителей (ГУРУ)  я хотела только выявить отношение к этой дисциплине, а сейчас вижу, что этого недостаточно.

А что если начать готовить серию книг, написанных доступным, интересным и понятным языком: «Конфликтология в школе», а в этой серии посвящать каждой проблеме отдельный блок.
Например, «Конфликтология для директоров школ»,
«Конфликтология для старшеклассников»,
«Конфликтология для учителей»,
«Конфликтология для родителей».
Заявок на такие учебники от Министерства просвещения до сих пор нет.  Текст дискуссии 

Кратко о конфликтах в школе.

1. Важно принять как данность, что школа — это конфликтное пространство.
2. Конфликт — обязательное условие развития личности и организации, нормальное явление до точки, когда начинается вражда, агрессия  и насилие (нельзя этого допускать).
3. Самые сложные конфликты связаны с изменениями. В управлении изменениями должна быть заложена задача управления конфликтами.
4. Если человек не может научиться управлять собой в конфликтах, то конфликты  его разрушают.  Логика влияния неразрешенных конфликтов в школе на жизнь ребенка : конфликт в школе — неразрешенные психологические проблемы — стресс — психосоматика — болезни (алкоголизм, наркомания) — разрушенное здоровье., разрушенная жизнь.
5. В самом конфликтном возрасте — подростковом, важно помогать ребенку решать задачу взросления и умело направлять энергию конфликта на развитие. Без любви к детям невозможно оказать им помощь в конфликте.
6. Для ребенка   самая сложная задача с конфликтным содержанием — сохранять индивидуальность и быть частью группы/сообщества. Школа должна уделять этому внимание.
7. Для взрослых очень важен навык определения потенциального скрытого конфликта, чтобы он неожиданно не вырвался и не стал неуправляемым, не привел к трагедии.
8. Руководитель в школе — это стратег, который уверенно управляет развитием организации на материале конфликта.

Родителям важно, чтобы ребенок был здоров, получил знания по программе,  был подготовлен к будущему после школы.

Личность – это то, что человек может противопоставить внутренним импульсам и внешним давлениям. Развитие личности нельзя свести к биологическому созреванию или к усвоению культурного опыта. Развиваясь, личность постепенно овладевает собственным поведением, учится регулировать телесные импульсы и отделяться от симбиотических связей. «Социальные ситуации развития» способствуют становлению социально предсказуемой личности в детстве, после совершеннолетия развитие становится факультативным и управляется индивидуальными задачами. Суть личностного развития заключается в изменении форм и механизмов саморегуляции и не привязана к возрастной периодизации. Особую роль при переходе от детства к взрослости играет становление самодетерминации – интеграции свободы и ответственности – в процессе прохождения подросткового кризиса» (Д.А.Леонтьев).

Курс «Конфликтология для старшеклассников»  

________

Педагогическая конфликтология. Конфликтология в школах