Сегодня день памяти Александра Невского.
Когда то в Переславле – Залесском, рядом с Спасо-Преображенским собором стояло здание, в котором родился Александр Невский. В этом соборе его крестили, здесь началась его жизнь христианина, святого благоверного князя. Рядом стоял его отец, Ярослав Всеволодич, четвертый из восьми сыновей князя Всеволода Большое Гнездо, властолюбивый, но неудачливый человек. В 15 лет он промчался на конях полтысячи километров через всю Русь, чтобы занять галицкий стол, но опоздал, в 1216 году потерпел сокрушительное поражение на Липице от своего тестя Мстислава Удалого — тесть в гневе отобрал у зятя свою дочь Ростиславу. Первый брак князя был также недолог: жена-половчанка, внучка хана Кончака, умерла совсем молодой, не оставив детей. Только третья женитьба на рязанской княжне Феодосии Игоревне принесла князю первенца Федора, а на следующий год — Александра. В год рождения второго сына Ярославу было уже 30 лет – очень зрелый возраст по тем временам. Первые годы Александр прожил в Переяславле, затем вместе с отцом и старшим братом он отправился в Новгород, куда Ярослав Всеволодич поехал княжить. Не поладив с новгородскими боярами, Ярослав уехал, оставив обоих малолетних княжичей наместниками в вольнолюбивом городе и вскоре им с пестуном (воспитателем) пришлось бежать, но затем, после долгих испытаний, удалось вернуться.
В 1236 году отец его уехал в Киев, оставив князем-наместником юного Александра. Так началась его самостоятельная политическая жизнь. Наместничество его выпало на неспокойные, страшные годы монголо-татарского нашествия. Дядя Александра Юрий Всеволодич погиб в битве на Сити, и место брата на великокняжеском владимирском столе занял Ярослав. Александру отец выделил сверх Новгорода Дмитров и Тверь. Дальше была Невская битва, Ледовое побоище в самый разгар монгольского нашествия. Александр прекрасно понимал, что, находясь между молотом и наковальней, Русь не сможет в таких условиях организовать сопротивление. И он принял единственно правильное решение — поддерживать мирные отношения с ханами Золотой Орды, используя в своих интересах их противоречия с правителями Каракорума, всячески укреплять свою власть как старшего среди русских князей и бороться с Западом. Александр Невский понимал: монголы с их принципом веротерпимости не представляют духовной угрозы для Руси. Русь, покоренная территориально, подчиненная административно, продолжала оставаться духовно свободной, и Русская Православная церковь даже была освобождена от дани.
А в то время духовная свобода ставилась выше свободы политической. Именно поэтому Александр так настойчиво отражал западные вторжения, поскольку оттуда шла угроза окатоличивания Руси. Отношения православных и католиков в то время были необычайно обострены, и Александр воспринимал атаки с запада как угрозу физического и духовного уничтожения своей родины. В 1263 году, перед смертью, Александр Невский совершил свою последнюю поездку в Орду, одержав там очередную важную победу: он добился от хана освобождения русских мужчин от обязанности служить в монгольском войске и принимать участие в войнах, которые ведут монголы в других государствах.
Из всех повинностей эта была самая страшная. Возможно, в Орде его отравили: он выехал оттуда, уже чувствуя себя больным, тело его странно посинело и, не доехав до Владимира, он умер в Городце, приняв перед смертью монашество (его схима была найдена во время вскрытия мощей в 1920-х годах) и был погребен в Рождественском монастыре города Владимира, где и сейчас хранится его каменная гробница (судя по ней, он был небольшого роста).
Позднее он был причислен Русской Православной церковью к лику святых. Митрополит Кирилл, встречавший в городских воротах Владимира вместе с горожанами тело князя, воскликнул: «Закатилось солнце земли Русской».