Тезисы лекций «На досках» 1989 год.
Г.П.Щедровицкий в отношении себя говорил: «я методолог … — » мне важно иметь онтологическую картину. И это моя гипотеза: я это выдвигаю, и я имею. И в рамках этой онтологической картины я буду строить работу».
— «…методолог, в отличие от ученого, это человек, который работает над собственной деятельностью и мышлением, меняя, трансформируя их, создавая новые формы сначала в мысли, а потом в своей реализации».
— «И я считаю, что это умение драться — есть основа человеческой жизни»
— «Системо-мыследеятельностный (СМД) подход конституирует себя прежде всего как подход, выражающий активность человека и веру в то, что человек может все. И в этом смысле, как субъективная, индивидуалистичная позиция, он противостоит естественнонаучному подходу».
— «чтобы мысль развивалась, нужны очень жесткие, доведенные до предела оппозиции…» — «С моей точки зрения, ножницы между теорией и практикой свидетельствуют лишь о том, что теория никуда не годится. Потому, что практики вообще не существует без теории! Ведь практика есть реализация того или иного теоретического положения. А если этого нет, если Вы просто суетитесь без теории, это ж называется искусством, а не практикой» .
— Зиновьев А.А.: — «дело не в том как ты решаешь задачки, дело в том, какие направления жизни человек выбирает». — » тот кто не мыслит точно по норме, тот вообще не мыслит.»
— «мир мышления и мир социальный суть искусственно-естественные миры. Они, следовательно, содержат процессы принципиально разнородные, — те, которые мы описываем в категории естественного и которые мы должны еще дополнительно описывать в категориях действия. Целенаправленного, искусственного, или искусства, или тварности. И я говорю: надо переходить к строительству другой, дополнительной онтологии, искусственного, искусственно-технического, и дальше делать шаг к пониманию того, что все исторические процессы, с одной стороны, и все исторические творения — с другой, суть искусственно-естественные образования. И дети — есть точно так же искусственно- естественные образования».
— «…программирование, проектирование, сценирование работы, или момент самоорганизации, а в данном случае речь шла о самоорганизации коллектива людей и организации сложных взаимодействий между ними — это и является всегда самым главным и единственным, что вообще нужно культурному народу, культурной стране. Все остальное есть экскременты жизни, то, что появляется факультативно, и, если работа организована, вываливается как из рога изобилия, в том числе и результаты — как те, которые входили в целеопределение, так и те, которые не входили в целеопределение, а появились в ходе работы».
— Но то, что вы называете распредмечиванием данного человека — это же фактически разрушение системы его психологической защиты?
«Нет. Это разрушение его системы догм — когда он знает, что есть как и что почем, и изображает из себя долгоиграющую пластинку».
— То есть вы его раскачиваете. Но, кроме всего прочего, вы его еще мундира лишаете и важности какой-то в собственных глазах.?
«Бывает что и так. Если человек работает бессодержательно, если ему важно казаться, а не быть, то да, он за три-четыре дня из игры вываливается… Происходит такое — если он фиктивно-демонстративный в сути своей. Вот тут и начинаются сложные проблемы с людьми. Очень сложные, потому что он-то думал, что у него все в порядке. Начинается проблематизация ценностных оснований жизни. Это самые страшные игры. Вот когда такое начинается, вылупляются люди. * Это жестокий эксперимент. Предельно жестокий» .
— Можно ли считать проблемой отсутствие проблем?
«Нет, нельзя. Проблемы во дворике не растут. Проблема есть продукт специальной мыслительной работы. Надо быть, как говорил Бухарин, человеком из породы недовольных и надо проделать специальную работу, чтоб эту проблему сформулировать. Проблема — это то, что особым образом в словах зафиксировано. Поэтому, отсутствие проблем не есть проблема — отсутствие проблем есть особая форма смерти» .
— «Я говорю: уважаемые коллеги, время науки кончилось. На ее место выходит методология. И это есть, говорю я, главное занятие ближайших 200 лет, а для нашей страны оно просто как бы предуготовлено.»
_____________