Фактор понимания: закон и правда
«На белом свете «Правда»
Жила во время оно.
Была на свете «Правда»,
Но не было Закона.
И вот Закон обрелся.
Но… что ж мы видим ныне?
Закон-то есть, да «Правды»
Давно уж нет в помине!» (Бедный Демьян)
В русской культуре и философии взаимосвязь правды и закона имеет сложный характер. Правду и закон можно рассмотреть и как тождественные, и как противоположные понятия. В русском языке правда и закон имеют схожие значения, связанные с справедливостью и правильностью. Однако, есть некоторые нюансы в их использовании и значении. Правда в русском понимании — это не только истина, но и справедливость, моральный идеал, соответствие высшему порядку вещей.
Русский философ — В. С. Соловьёв, связывал правду с высшими нравственными ценностями, стоящими над юридическими законами. Во всех формах общечеловеческой жизни (в том числе и в праве), «живет и действует душа человеческая».[1]
Русский философ Н. Ф.Федоров критиковал «юридико-правовые» отношения между людьми, считая, что они затмевают истинные — брато-сестринские и сыновне-отцовские отношения.[2]
В народном сознании правда часто ассоциировалась с естественным, божеским правом — тем, что совестью ощущается как справедливое и правильное, вне зависимости от формальных законов. Этот аспект проявляется, например, в пословице «Закон что дышло: куда повернёшь, туда и вышло», где акцентируется недоверие к закону как к инструменту власти, который может быть изменён или использован в разных целях, в т.ч., и в корыстных.
Закон часто ассоциировался с официальной бюрократической и государственной властью. На протяжении истории России законы нередко воспринимались как жёсткие правила, часто несправедливые по своей сути. В этом контексте правда воспринималась как нечто более высокое, нежели закон, особенно если последний шел вразрез с традиционной моралью общества.
Можно сказать, что в русской культуре правда является моральным ориентиром, моральными принципами, этическими нормами, а также с искренностью и честностью, что может противоречить закону, если последний воспринимается как несправедливый или произвольный. Правда иногда ассоциируется с Законом, последний в первую очередь, связан с формальными правилами и нормами поведения, установленными государством или обществом.
Если говорить о моральной стороне вопроса, то соответственно, правда может быть выше закона. Например, можно сказать, что правда важнее закона, подразумевая, что личные убеждения и ценности могут превосходить формальные правила. Однако закон важен для поддержания порядка и безопасности в обществе, и его нарушение может привести к негативным последствиям.
Правда и закон соотносятся как моральная сторона вопроса и формальная сторона, и оба играют важную роль в поддержании порядка и справедливости в обществе.
Если знание закона необходимо человеку в защите своих прав, то знание правды — это состояние нравственной души русского человека (не в национально-этническом, а в культурно-историческом смысле).
Знания необходимы человеку, чтобы осуществлять осознанный выбор и действия.
Русский/советский, российский логик, философ и социолог Зиновьев А.А. писал: — «Действия людей и результаты этих действий определяются комплексами многочисленных факторов (причин, условий, обстоятельств). В число этих факторов включается то, что люди думают о ситуации, в которой совершаются их действия, о самих себе и о своих возможностях, короче говоря – фактор интеллектуальный, или фактор понимания». [3]
То есть кроме знания для сознательного действия необходимо еще и понимание. Если за знание человек не отвечает сам лично, то понимание — это зона/сфера его личной ответственности. Знание пассивно, понимание — активно.
Закон не всегда справедлив, справедливость не всегда законна. Это противоречие порождает конфликты и войны, вынуждает человека не только осуществлять сознательный выбор мыследействования, но и брать на себя ответственность за понимание выбора эволюционного развития человечества, в котором Правда и Закон представляют собой две стороны одной медали — СПРАВЕДЛИВОСТЬ!
[1] Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал Соловьев, Владимир Сергеевич (1853-1900). … Критика отвлеченных начал / = Критика отвлеченных начал / [Соч.] Владимира Соловьева. — Москва : Унив. тип., 1880. — XIV, 3-435. С.137.
[2] Фёдоров Н. Сочинение сочинений: В 4-х тт. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — Том I. — С. 35-308.
[3] Зиновьев А.А. Фактор понимания. — М. 2011.С.5
_______
Методология социального познания А.А.Зиновьева
Русская философия — новый взгляд на конфликтологию в России