СМД конфликтологам надо знать и овладевать схемами.
Розин В.М. Цитаты из книги «Введение в схемологию. Схемы в философии, культуре, науке, проектировании».
С.10. «С какой же целью в философии создаются схемы? Прежде всего для нормирования нашего мышления, использующего (и создающего) схемы».
С.12 «…схемы бывают очень разные и в теоретическом отношении они истолковываются по-разному» . «Для Г.П. Щедровицкого — это, прежде всего средства методологического мышления, для Канта — посредники между категориями и многообразием чувственных данных, для Платона не совсем точная, но пригодная для работы копия идей».
С.13. «Если в ранних работах Щедровицкого схемы обсуждаются как средства мышления, то в более поздних — как способы онтологизации и построения понятий, а также организации эффективной коммуникации». ГПЩ: «Схемы — это искусственное образование. мы их строим сами».
С.17. «Сравнивая представления о схемах у Платона и Г.П.Щедровицкого, мы можем сформулировать следующую гипотезу: схемы создаются как предварительное условие познания, они позволяют задать основные характеристики объекта изучения, подводят нас к нему, но только подводят, собственно изучение этого объекта разворачивается в сфере познания, однако, часто на схемах мы можем нащупать основные характеристики объекта, который мы исследуем».
С.21. «Схемы выполняют несколько функций: помогают понять происходящее, организуют и переорганизуют деятельность человека, собирают смыслы, до этого никак не связанные между собой. способствуют выявлению новой реальности. Появляются (изобретаются) схемы в ситуациях, где возникают проблемы; именно с помощью схем эти проблемы удается разрешить, при этом складывается новый объект (реальность) схемы».
_______________