Яндекс.Метрика

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Письмо седьмое. ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека.

Человек рождается, и первая забота о нем – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране…

Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.

Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».

Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п.-все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с: фотоил. ISBN 5-08-002068-7  (Фрагменты из книги)

  1. ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
  2. ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ
  3. БОЛЬШОЕ В МАЛОМ
  4. МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
  5. САМОЕ БОЛЬШОЕ
  6. САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ
  7. В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ
  8. ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА
  9. ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ
  10. БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ
  11. КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬСЯ?
  12. ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ
  13. ПРО КАРЬЕРИЗМ
  14. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН
  15. О ВОСПИТАННОСТИ
  16. О ДУРНЫХ И ХОРОШИХ ВЛИЯНИЯХ
  17. ПРО ЗАВИСТЬ
  18. О ЖАДНОСТИ
  19. УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМ
  20. ИСКУССТВО ОШИБАТЬСЯ
  21. КАК ГОВОРИТЬ?
  22. КАК ВЫСТУПАТЬ?
  23. КАК ПИСАТЬ?
  24. Письмо двадцать второе ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!
  25. Письмо двадцать третье О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ
  26. Письмо двадцать четвертое БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ ( ответ на письмо школьника)
  27. ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ
  28. УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!
  29. ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
  30. БЫТЬ ВМЕСТЕ
  31. Письмо двадцать девятое ПУТЕШЕСТВУЙТЕ!
  32. НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ
  33. КРУГ НРАВСТВЕННОЙ ОСЕДЛОСТИ
  34. Письмо тридцать второе ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО
  35. Письмо тридцать третье О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ В ИСКУССТВЕ
  36. Письмо тридцать четвертое О РУССКОЙ ПРИРОДЕ
  37. Письмо тридцать пятое О РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
  38. Письмо тридцать шестое ПРИРОДА ДРУГИХ СТРАН
  39. НОЧЬ В ПАСАНАУРИ
  40. Письмо тридцать седьмое АНСАМБЛИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА
  41. Письмо тридцать восьмое САДЫ И ПАРКИ
  42. Письмо тридцать девятое ПРИРОДА РОССИИ И ПУШКИН
  43. О ПАМЯТИ
  44. Письмо сорок первое ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫ
  45. Письмо сорок второе УМЕТЬ ЗАМЕТИТЬ КРАСОТУ НАШИХ ГОРОДОВ И СЕЛ
  46. Письмо сорок третье ЕЩЕ О ПАМЯТНИКАХ ПРОШЛОГО
  47. Письмо сорок четвертое ОБ ИСКУССТВЕ СЛОВА И ФИЛОЛОГИИ
  48. Письмо сорок пятое КОСМИЧЕСКИЙ ЭРМИТАЖ
  49. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ
  50. К ЧИТАТЕЛЯМ

__________

 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ. КОНФЛИКТОЛОГИЯ В ШКОЛАХ

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.