Яндекс.Метрика

ПУТЯМИ ДОБРОТЫ

Письмо сорок шестое.  ПУТЯМИ ДОБРОТЫ

Вот и последнее письмо. Писем могло бы быть и больше, но пора подвести итоги. Мне жаль прекращать писать. Читатель заметил, как постепенно усложнялись темы писем. Мы шли с читателем, поднимаясь по лестнице. Иначе и быть не могло: зачем тогда и писать, если оставаться на том же уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта – опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений.

Возможно, у читателя создалось представление об авторе писем как о высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так. В письмах я не только «учил», но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Я не только излагал свой опыт – я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам. Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Писать письма мне помогали сами читатели – они со мной беседовали неслышно.

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне!

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с: фотоил. ISBN 5-08-002068-7  (Фрагменты из книги)

  1. ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
  2. ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ
  3. БОЛЬШОЕ В МАЛОМ
  4. МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
  5. САМОЕ БОЛЬШОЕ
  6. САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ
  7. В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ
  8. ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА
  9. ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ
  10. БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ
  11. КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬСЯ?
  12. ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ
  13. ПРО КАРЬЕРИЗМ
  14. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН
  15. О ВОСПИТАННОСТИ
  16. О ДУРНЫХ И ХОРОШИХ ВЛИЯНИЯХ
  17. ПРО ЗАВИСТЬ
  18. О ЖАДНОСТИ
  19. УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМ
  20. ИСКУССТВО ОШИБАТЬСЯ
  21. КАК ГОВОРИТЬ?
  22. КАК ВЫСТУПАТЬ?
  23. КАК ПИСАТЬ?
  24. Письмо двадцать второе ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!
  25. Письмо двадцать третье О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ
  26. Письмо двадцать четвертое БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ ( ответ на письмо школьника)
  27. ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ
  28. УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!
  29. ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
  30. БЫТЬ ВМЕСТЕ
  31. Письмо двадцать девятое ПУТЕШЕСТВУЙТЕ!
  32. НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ
  33. КРУГ НРАВСТВЕННОЙ ОСЕДЛОСТИ
  34. Письмо тридцать второе ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО
  35. Письмо тридцать третье О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ В ИСКУССТВЕ
  36. Письмо тридцать четвертое О РУССКОЙ ПРИРОДЕ
  37. Письмо тридцать пятое О РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
  38. Письмо тридцать шестое ПРИРОДА ДРУГИХ СТРАН
  39. НОЧЬ В ПАСАНАУРИ
  40. Письмо тридцать седьмое АНСАМБЛИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА
  41. Письмо тридцать восьмое САДЫ И ПАРКИ
  42. Письмо тридцать девятое ПРИРОДА РОССИИ И ПУШКИН
  43. О ПАМЯТИ
  44. Письмо сорок первое ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫ
  45. Письмо сорок второе УМЕТЬ ЗАМЕТИТЬ КРАСОТУ НАШИХ ГОРОДОВ И СЕЛ
  46. Письмо сорок третье ЕЩЕ О ПАМЯТНИКАХ ПРОШЛОГО
  47. Письмо сорок четвертое ОБ ИСКУССТВЕ СЛОВА И ФИЛОЛОГИИ
  48. Письмо сорок пятое КОСМИЧЕСКИЙ ЭРМИТАЖ
  49. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ
  50. К ЧИТАТЕЛЯМ

__________

 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ. КОНФЛИКТОЛОГИЯ В ШКОЛАХ