ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.
То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.
Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.
А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.
Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.
Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году и уже стала библиографической редкостью – об этом свидетельствуют многочисленные письма, которые мы получаем от читателей.
Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.
Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:
«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.
Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.
В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.
Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.
Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.
Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.
Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».
ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ
Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.
Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.
Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.
Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с: фотоил. ISBN 5-08-002068-7 (Фрагменты из книги)
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ БОЛЬШОЕ В МАЛОМ МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ САМОЕ БОЛЬШОЕ САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬСЯ? ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ ПРО КАРЬЕРИЗМ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН О ВОСПИТАННОСТИ О ДУРНЫХ И ХОРОШИХ ВЛИЯНИЯХ ПРО ЗАВИСТЬ О ЖАДНОСТИ УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМ ИСКУССТВО ОШИБАТЬСЯ КАК ГОВОРИТЬ? КАК ВЫСТУПАТЬ? КАК ПИСАТЬ? Письмо двадцать второе ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ! Письмо двадцать третье О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ Письмо двадцать четвертое БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ ( ответ на письмо школьника) ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ! ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ БЫТЬ ВМЕСТЕ Письмо двадцать девятое ПУТЕШЕСТВУЙТЕ! НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ КРУГ НРАВСТВЕННОЙ ОСЕДЛОСТИ Письмо тридцать второе ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО Письмо тридцать третье О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ В ИСКУССТВЕ Письмо тридцать четвертое О РУССКОЙ ПРИРОДЕ Письмо тридцать пятое О РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ Письмо тридцать шестое ПРИРОДА ДРУГИХ СТРАН НОЧЬ В ПАСАНАУРИ Письмо тридцать седьмое АНСАМБЛИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА Письмо тридцать восьмое САДЫ И ПАРКИ Письмо тридцать девятое ПРИРОДА РОССИИ И ПУШКИН О ПАМЯТИ Письмо сорок первое ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫ Письмо сорок второе УМЕТЬ ЗАМЕТИТЬ КРАСОТУ НАШИХ ГОРОДОВ И СЕЛ Письмо сорок третье ЕЩЕ О ПАМЯТНИКАХ ПРОШЛОГО Письмо сорок четвертое ОБ ИСКУССТВЕ СЛОВА И ФИЛОЛОГИИ Письмо сорок пятое КОСМИЧЕСКИЙ ЭРМИТАЖ ПУТЯМИ ДОБРОТЫ К ЧИТАТЕЛЯМ |
__________