Яндекс.Метрика

Две консенсуальные модели согласия и две формы самоорганизации в обществе

Две консенсуальные модели согласия и две формы самоорганизации в обществе

Согласие

Согласие  в  обществе  возможно в двух  консенсуальных   общественных моделях: в тоталитарном и демократическом вариантах. [9]

Тоталитарный вариант социального согласия основан на любви и ненависти, на нарциссизме и репрессивности, которые опираются на единство, сплоченность, высокий уровень фанатизма и конформизма. [10]

Демократический вариант социального согласия, в принципе, основан на добровольности, выборности, плюрализме, разделении властей, примате прав человека, общечеловеческих ценностей, уважении к инакомыслию,  на праве каждого человека (группы)  открыто защищать  свои права и интересы. В этих двух вариантах согласия, самоорганизация  будет иметь самые разные  формы и направленность.  Например, в СССР  профсоюзные и партийные собрания выдавались за  самоорганизацию людей, энергия которых была направлена на выполнение Постановлений ЦК КПСС.  Была сломлена воля миллионов людей, а потому при тоталитарной власти в СССР антагонистических  конфликтов  не было.  Это выморочная форма самоорганизации принуждала людей выполнять  чужую волю,  что   имеет отношение  не к самоорганизации, а к процессам адаптации, подчинения и манипуляции. В тоталитарном обществе, с тотальным контролем над жизнью людей – конфликтов нет.    Бесконфликтная модель общества породила общественные и научные стереотипы, которые являются препятствием для формирования правового сознания   гражданин,   имеющих конституционное право защищать свои интересы, а значит и право на столкновение (конфликт). Конфликт (столкновение интересов)   является необходимым условием развития демократического варианта согласия.  В принципе же самоорганизация  является результатом протеста  субъекта  (коллективного или индивидуального), который  стремится изменить существующий порядок.

PS// Дополнение.   На микроуровне, согласие возникает теоретически в дискурсе (и дотеоретически в коммуника­тивной деятельности), когда взаимодействующими лицами принимаются на об­суждение и признаются четыре типа утверждений обоснованности.

  • Во-первых, дикция говорящего считается понятной, вразумительной.
  • Во-вторых, утвержде­ния, предлагаемые говорящим, истинны; это означает, что говорящий предлагает надежные знания.
  • В-третьих, говорящий правдив (достоверен) и искренен, пред­лагая утверждения; говорящий надежен.
  • В-четвертых, говорящий может правиль­но и пристойно произносить подобные утверждения; он или она имеют для этого нормативную базу.

Согласие возможно, когда все эти утверждения обоснованно­сти присутствуют и принимаются участниками дискурса; оно разрушается, когда одно или более ставятся под сомнение.

(Ритцер Дж. Современные социологические   теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

От самоорганизации природного мира к социальному аспекту самоорганизации.

Две консенсуальные модели согласия и две формы самоорганизации в обществе.

Существенные  различия и взаимосвязь  организации  и самоорганизации.

Конструктивная функция конфликта в социологии,   педагогике и психологии.

Роль кризисов и конфликтов в процессе  развития личности.

Резюме

(Цой Л.Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. № 2 (66) – Москва-Воронеж, 2011. С. 96-108).