Яндекс.Метрика

Две модели политики и власти

Две модели политики и власти

Две модели политики и власти

Левинтов Александр Евгеньевич
Левинтов Александр Евгеньевич

Английское power одновременно означает и силу и власть. Знаменитая фраза Ф. Бэкона the knowledge is power itself при большевиках, боявшихся и разделить с кем-нибудь власть и потерять ее, переводилась исключительно как «знание – сила», и только теперь мы возвращаемся ко второму смыслу этого выражения: «знания – власть сами по себе».

Понятие власть несет в себе два основных смысла:

  • власть как воля и могущество (Шопенгауэр, Ницше. Бердяев)
  • власть как влияние (Сократ, Христос, А. Ильин)

И, по-видимому, оба эти смысла каждый по своему верны, а потому пренебрегать ими не надо в пользу другого смысла.

Точно также и понятие политика принципиально двусмысленно (надо заметить, что практически все понятия, связанные с человеком, как и само понятие человек, двусмысленны  по причине двойственной онтологии человека – он и тварь по подобию, и творец по образу, он и часть природы и противостоит ей и т.д.). Двумя важнейшими, на наш взгляд, смыслами политики являются:

  • политика как борьба за власть;
  • политика как множественность интересов на едином плацдарме (города, территории, государства, планеты).

На основании этих принципиальных различений может быть построена простейшая матрица:

Власть как воля Власть как влияние 
Политика как борьба за власть
Политика как множественность интересов

Эта матрица вполне применима для обществ разных этических парадигм (по В. Лефевру):

  • общество конфликтной этики (борьба Добра со злом есть Добро; цель оправдывает средства);
  • общество компромиссной этики (борьба Добра со злом есть зло; цель не оправдывает средства).

Важно отметить, что каждого из этих двух типов обществ предлагаемая матрица будет иметь разное содержание.

Общество конфликтной этики

Власть как воля Власть как влияние 
Политика как борьба за власть Установление единоличной власти Сведение политической системы к однопартийности и ст.6 Конституции СССР
Политика как множественность интересов Ущемление всех не своих интересов, монополизация своих интересов как «государственных» Власть в функции установления порядка

В целом общество конфликтной этики всегда стремится к единоначалию, единовластию, патернализму и со стороны вождей и со стороны «масс», добровольно отказывающихся от своего волеизлияния и снимающих с себя ответственность за себя самих и свое будущее.

Общество компромиссной этики

Власть как воля Власть как влияние 
Политика как борьба за власть  Установление морального\нравственного авторитета  Учение, учительствование, жречество, пророческая власть
Политика как множественность интересов  Стремление к конфигурированию различных интересов, управленческая власть доктринальный принцип «живи и жить давай другим»  Понимающая функция власти 

Разумеется, в реальной жизни каждый учитель, пророк, жрец хотел бы иметь нравственный авторитет, но, как сказал Иисус на Тайной Вечере, «кто не с нами, тот не за нас», что следует понимать как отказ от распространение авторитета дальше двенадцати апостолов.

Именно в сфере политической власти наиболее заметно различие двух этических систем.

Сартори описывал первую как игру с нулевой суммой, войну на полное уничтожение противника (например, разгон Учредительного Собрания в январе 1918 года, борьба с Троцким и запрет внутрипартийных фракций в 20-е годы, убийство Кирова в 1934 году, уничтожение антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова в 1957 году, ГКЧП в 1993 году, расстрел парламента в 1993 году, дело Ходорковского 2003 и 2010 годов).  Вторая, в терминологии Сартори, политика как игра с позитивной суммой, политика как торг.

В экономическом пространстве обе этические парадигмы имеют свои отражения:

  • в советской плановой экономике – диктат производителя и\или продавца («продавцом» в СССР было государство в лице госкомитета по ценам и ценообразованию)  в ценообразовании (еще в XIX веке Зомбат теоретически доказал, что такая экономика неминуемо ведет к коллапсу, потому что в этом случае производителю выгоднее не производить нежели производить – советская экономика закончилась тотальным дефицитом на всё)
  • рыночный механизм ценообразования строится на примате потребителя («потребительский рынок») и взаимовыгодности торговли и для продавца и для покупателя.

Проблемой нашего общества, типичного общества конфликтной этики, является выход из этой этики и переход в компромиссную парадигму.

Это возможно, поскольку «всё мыслимое возможно» (Мао Дзедун), при этом имеется несколько путей такого перехода:

  • интродукция западных технологий менеджмента, построенных на компромиссной логике;
  • интродукция западной культуры (инфраструктуры, образования, воспитания, культурных и духовных образцов, нравственных ценностей и т.п.);
  • саморазвитие, самовоспитание и самообразование внутри нашего общества, чем, собственно, и пытается заниматься корпоративный университет ВИАНСА.

Источник

Для философствующих конфликтологов

Конфликт