Яндекс.Метрика

Есть ли основание для того, чтобы не ставить или уничтожать памятники Правителям государства разных времен?

Есть ли основание для того, чтобы не ставить или уничтожать памятники Правителям государства разных времен?

Есть ли основание   для того, чтобы не ставить или уничтожать памятники Правителям  государства разных времен?

(В процессе подготовки   темы о конфликтах вокруг памятников, пришлось окунуться в историю)

 (Цой Л.Н. – канд. соц. наук, конфликтолог)

В общественном сознании можно выделить  два тезиса о том, кому надо, а кому не надо ставить  памятники.

  • Правителям, которые уничтожали свой народ, памятники  ставить нельзя.
  • Правителям, которые внесли большой вклад в укрепление и расцвет государства, памятник ставить надо.

История показывает, что  один  и тот же Правитель как укреплял/расширял/защищал  границы  государства от  внешних врагов, так и  уничтожал своих врагов внутри страны.

Иван ГрозныйСпецифической функцией государства, которую не могут нести другие организации и общественные институты,  является монополия на насилие. [1]

Олицетворением власти в государстве   является монарх/правитель/ император/ князь/ король/царь/Президент.

В период правления каждого Правителя мы можем   обнаружить  кровавые события, когда осуществлялось насилие, лилась кровь невинных людей, так и вклад в развитие государства.

Например, Иван Грозный, как царь, ради укрепления централизации государства, ввел механизм  опричнины, как части государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы. Это были чрезвычайные  репрессивные меры, конфискация феодального имущества и земель в пользу государства (национализация), это была борьба с предполагаемой изменой в среде боярско-княжеской знати. [2]

(В древней Руси  удельного периода опричниной называли  земельный надел, выделяемый в пожизненное пользование вдове князя.[3])

В начале 1560-х годов Иван Васильевич произвел знаковую реформу государственной сфрагистики. С этого момента в России появляется устойчивый тип государственной печати. Впервые на груди древнего двуглавого орла появляется всадник — герб князей Рюрикова дома, изображавшийся до того отдельно, и всегда с лицевой стороны государственной печати, в то время как изображение орла помещалось на оборотной. Новая печать скрепила договор с Датским королевством от 7 апреля 1562 года.[4]  Иван IV Грозный за свою жизнь не проиграл ни одной войны. Даже «Ливонская война» закончилась разгромом Польши и Швеции, и мирными договорами с оными на условиях «Мир в обмен на возвращение всех захваченных территорий».

С одной стороны,  Иван Грозный  стал  символом сильной государственной власти, той самой «твердой руки».    После беспредельных 90-х, да и нынешнего функционирования многих чиновников,  установку памятника Ивану Грозному, можно рассматривать  как реакцию на потребность в «твердой руке».

С другой стороны.    Иван Грозный как человек,  остался в истории олицетворением деспотизма и тирании российского самодержавия, женолюбцем, жестоким в    безрассудстве и в    произволе.

« В начале 1547 года молодой царь вновь продемонстрировал свой крутой характер. 70 самых почтенных псковичей приехали к царю с жалобой на злоупотребления наместника — князя Ивана Ивановича Турунтая-Пронского. 17 летний царь пришел в негодование и, как рассказывает летопись псковичей «бесчествовал, обливаючи вином горячим, палил бороды и волосы, да свечою зажигал и повелел их покласть нагих на землю«.[5]

Ответ.

Исходя из монополии государства на   насилие и выполнение  функции   Правителем,  основания  для НЕ установки памятника Правителю или   уничтожения  памятника – нет.

Исходя из безнравственных поступков, жестокости и произволе    Ивана Грозного, основания  для НЕ установки памятника Правителю или   уничтожения  памятника – есть.

_________

ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ