Яндекс.Метрика

Город: представления и понятие

Город: представления и понятие

Левинтов Александр Евгеньевич
Левинтов Александр Евгеньевич

В европейской и мировой цивилизации города порождали государства и только в нашей стране государство строило города.    Понятие «город»,  как ни странно, и как ни велики усилия, до сих пор является весьма неразработанным и вызывает скорее  кривотолки, чем знания или даже мнения.     Здесь необходимо выделить как минимум пять смысловых  пространств, так или иначе описывающих город по понятию.

  1. 1.       Город как место  (греческий  topos, латинское cite, французское cite, английское city, польское място, украинское мiсто, немецкое Stadt). Геомагнитные поля неоднородны и обладают своими потоками, резервуарами, узлами,  подобно гидросети.  Места встреч энергетических потоков издревле были  известны  людям,  придававшим  этим местам сакральный  характер:  в местах выхода энергии возводились жертвенники, создавались  мегалитические   постройки,   например, дольмены. При  Аврааме  первый первосвященник Малхиседек на скале воздвиг ковчег Завета (палатку-скинию со священными дарами,  жертвенным столом и семисвечником) в городе Салем, который, благодаря Малхиседеку, стал называться Иерусалим (город Бога).  Позже Соломон и  Давид  на  месте этого жертвенника воздвигли Иерусалимский Храм, Иезекиль восстановил его,  Ирод Великий — перестроил,  ныне все на той же скале стоит мусульманский храм — одна из величайших святынь ислама.

     Герои и святые — обуздатели сил земли, основатели жертвенников и святилищ как будущих городов, приобретали наивысшие статусы в  пантеонах язычников или иерархиях монотеистических религий.  В христианстве к их числу относятся:  Архангел  Михаил,  св. Георгий (например, основание им Москвы) и дева Мария (крымский Мариуполь в районе Бахчисарая).

Эти места силы представляли собой обычно возвышенное место с плоской трапециевидной вершиной – тетраксисом или  трапезусом  (в греческом языке  трапеза  означает  одновременно и жертву, и еду, и обслуживание, и геометрическую фигуру,  в немецком языке трапезе  соответствует  Месса – обед, обедня и ярмарка одновременно) и концентрировались в моделях жертвенных столов. К таким трапезусам можно отнести московский Боровицкий холм,  римский  Капитолий,  афинскую Агору,  иерусалимскую скалу — разумеется, это лишь весьма немногочисленные, хотя и самые убедительные примеры.

Европейские salvitas,  salva  terra  (sanvete)  — «спасенные места» вокруг святынь, храмов и монастырей – оказались источниками, чуть ли не единственными, прав человека. Здесь любой мог рассчитывать на безопасность и недосягаемость.  Надо было прожить в «спасенном месте» ровно год и один день — и ты становишься свободным, имеешь «прописку» и приобретаешь законные права гражданства.  При этом охрана осуществлялась не только стеной, но и духовными силами, каравшими нарушителей  «спасенных  мест»,  следовательно,  не столько стены, сколько сознание и система табу обеспечивала права человека. Немудрено, что эти источники и убежища стали привлекать людей и святость мест оказалась мощным рычагом урбанизации и притока в города свободных человеческих ресурсов.      В практике градоосновательства идея священного места у большинства народов  является  доминирующей:  вокруг уже построенного или предполагаемого храма ставятся лучшие и самые сильные  лучники, выпущенные  ими  стрелы  определяют периметр и границы города как границы безопасности храма.     Можно сказать, что места силы подобны «оку тайфуна» — незыблемому устою вихря и коловращений жизни вокруг них.

2.     Город как   гора    (berg, burg, borg, вышгород)  —  Кенигсберг,

кремльСтрасбург, Гетеборг, Градчаны, Кремль, Детинец — все строилось на малодоступной  верхотуре,  обеспечивающей безопасность,  хотя и в условиях скученности и толкотни.  Все тот же  крымский  Мариуполь буквально гнездился на отвесных бортах ущелья (дома очень напоминали своей формой ласточкины гнезда либо занимали пещеры и выглядели как норки ласточек-береговушек), ровное же и плодородное дно долины — сплошные сады и виноградники. Ту же картину налепленности можно наблюдать в Мукачеве вокруг Высокого замка, во Львове и многих других городах,  занимавших кручи, горы и холмы. При этом самая вершина обычно принадлежала и принадлежит либо храму и духовным силам, либо харизматической власти помазанников (царей,  королей и тому подобное).  И только Петербург построен на болоте,  ну, да наша история — это все-таки нечто иногда.

3.       Город как огород  (английское town и изгородь, греческое hordia – жердь,  древнеиндийское  grhas — дом, город огородавестинское — гэрэдо — пещера). Все тот же Мариуполь — пещерный город, более известный под татарским названием Чуфут-Кале.  Начиная с троглодитов (а может и еще ранее), люди селились и ютились в пещерах, огораживаясь высотой и завалами из камней и бревен (празаборы)  от  многочисленных хищников. Город — это всегда защищенное место.  Конечно, нынешние города настолько нечетко ограничены и огорожены,  что как бы и не города. Впрочем,  нынешняя Москва и ее собратья по несчастью быть советскими городами,  огорожены от природы и  мира  самостройными микроогородами-бидонвилями. Это зрелище — гораздо более впечатляющее, чем городские стены и валы. Это — свидетельство жесточайшего выживания и людского страха. Раньше я видел подобные огородики в экстремальных условиях БАМа.  Теперь это — повседневность наших городов, утопающих в голодном запустении сельскохозяйственных земель.

«Каждый город — бург,  и бург короля.  Король там» —  гласит германское городское право [14]. В королевские регалии входило не только право основывать города,  но и дарить им право Weichbild’а — знака присутствия короля в городе, что по установившейся традиции означало возможность открытия городского рынка (этот символ в виде  креста поднимался на рыночной площади,  обозначая мир и безопасность города, его свободу и свободу торговли в нем). Стены защитили городской рынок и его свободу, а сам рынок, рыночный суд и рыночное право породили город, городской суд  и городское право.

4.       Город как полис  (от Мелитополя до Миннеаполиса):  здесь, как и в случае города-огорода-пещеры,  афиныскрываются два смысла. С одной стороны? в полисе проявляется греческое polis —  много  (отсюда  — политика  или  полития).  С другой, здесь сокрыто древнеиндийское poli — насыпать вал. Город долгое время отождествлял себя с государством  и  цивилизацией,  рассматривая всю остальную территорию либо как кормящую город,  либо как враждебную (Рим воевал со всем миром, но кормился Лацией, Карфаген жил в мире и торговле со всем миром,  но враждовал с собственным  сельскохозяйственным  хинтерландом — оттого и проиграл долговременную войну Риму).  Освоение мира всегда носило фронтальный характер,  деля мир на ойкумену  и несущественное, ничто. Городской вал мог отодвигаться сколь угодно далеко: вал Адриана отодвинул границы Рима на окраины Римской империи.

И все-таки важней политичность города,  его полифония, средоточение здесь разных и разнообразных интересов и ресурсов.  Город (Афины) дали  нам образцы демократической политии (У век до Р.Х.) и ему же принадлежат самые тоталитарные политические  идеи  (Платон и Аристотель) [16,17,29,41].

5.       Город-порт. Все предыдущие представления о городе и  генетически и фонетически можно свернуть в портодно представление и противопоставить его городу-порту:   место, гора, порт,      огород,  полис.

Порт —  сугубо средневековая ипостась города,  его капиталистическая суть.  Здесь возник капитализм и именно к городу в полнейшей мере применим закон Фишера [4]:

MV=PQ      где M — денежная масса

V — скорость ее обращения

P — масса обмениваемого продукта

Q — его средняя цена

Город, за  счет развитой торговой инфраструктуры, умудряется продавать и перепродавать один и тот же товар по  несколько  раз. Скорость  оборота  денежной массы относительно товарной и создает основной механизм инфляции.  Между прочим,  чрезмерная, ненужная, искусственно  нагнетавшаяся советская урбанизация территории огромной и в общем-то сельскохозяйственной,  крестьянской (=христианской) страны в сопровождении воинствующего атеизма — не они ли являются прапричиной нынешней инфляции и  недостаточно  ли  «отпустить» людей на землю?

Порт и торговля вообще изначально возникли при храмах (знаменитые ярмарки Шампани  Труа-Провен-Труа-Ланье-Бар-Провен  были, кажется,  первыми в этом роде и были во всяком случае в 12-15 веках общеевропейскими,  а стало быть,  и общемировыми рынками )  и темпорально совпадали с храмовыми праздниками. Однако со временем торговля отошла к городам,  а сами города под влиянием торговли и рынка  изменили  свою  морфологию.  Города  стали двухчастными, двухцентровыми. И марктплац перестал соседствовать с кафедральным собором.  Для этого, правда, потребовалось освобождение города от церковной и синьоральной власти,  переход к муниципальности и самоуправлению.

Новый город (newport,  Neustadt, Newmarktplatz и тому подобное), а по нашему — посад, слобода, заречье, подол — располагается как правило по другую сторону реки, на низменном, негорном берегу,  на бывших лугах, пастбищах и огородах, буквально врастая в них и среди них. Он соединяется со старым городом мостом или мостами, не теряет с ним связи, но забирает в себя всю кипучесть капиталистического города,  оставляя старому  классическому  городу историческую  ценность  и культурную значимость.  Образно говоря, посад (порт) ситуативен,  временен и суетлив,  но делает  деньги, кремль (Altstadt) вечен,  неизменен, неподвижен, но поглощает капиталы.

В ходе великого переселения народов римские города  со  всей системой этих  городов  были просто уничтожены и лежали в течение нескольких веков, начиная с У, втуне. Быть христианином в те первые века христианства значило быть крестьянином,  ибо и Христос и его ученики ненавидели город.  Раннехристиане выходили из городов, оставляя их  на  разграбление варварам и вандалам,  унося с собой идею города  как  отрицательной,  негативной   ценности.   Вместо civitas появились pagus,  цивилизация запустела и наступили «темные века» — беспространственные и безвременные  (нигде и навсегда) вместо прежних места, ситуации и «здесь и сейчас» античного города.

История, однако, милосердна,  и города не погибли.  По Лаодикейскому и Сардинскому соборам, решения которых были подтверждены Карлом Великим,  резиденции  епископов  должны  были  размещаться только в городах, и это не возродило города,  но  и  не  позволило жизни замереть в них насовсем.

Лишь спустя полтысячи лет появился новый, собственно средневековый город,  отличный от греко-римского,   хотя и порой на том же месте, из материалов старого города и сохраняя некоторые топонимические остатки.

Епископы сохранили города как места — купцы их создали.  Недаром слова бюргер и купец долгое время были синонимами. Структура средневекового города по сравнению с классической формой стала и проще и одновременно «политичней»: в городе сформировалось три главных фокуса управления – судебный округ, Храм («спасенное место») и рынок.

«Die Stadtluft  macht frei» — и в правовом,  и в духовном, и в экономическом, материальном смысле и понимании свободы.     Заложенная еще в античное время (строго говоря, даже раньше и не только в привычном средиземноморском ареале зарождения цивилизации) традиция мифологических  предоснований  градостроительства обеспечивала изначальный духовный смысл каждого города, побуждала горожан к украшению и защите городов.  Вся тогдашняя городская  и региональная жизнь  оправдывалась  и  объяснялась ореолом мифов и игр, проводившихся в честь знаменательных событий, героев и богов местного либо ойкуменистического Пантеона. В Средневековье символизация и карнавализация жизни были доведены до предела [ 2,6,38,39], что позволило, по образному выражению Й.Хейзинги, превратить homo ludens (человека играющего) в homo faber (человека  мастерового). Символ  (греческое symbol) означает «половинку» и это значение символа, а также впечатанность в него огромного числа живых и «окаменевших» смыслов, позволило сформироваться экономическому, рыночному сознанию.

Мифы, символы и игры — вовсе не экзотика городской жизни, не только экзотика. За этими вычурностями стоит глубинный исторический процесс формирования человеческого сознания и бытия, процесс, о последствиях которого мы мало задумываемся, но которые, возможно, будут иметь трагический и возвышенный характер.

Экономика и,  в частности,  рынок, (всякая другая экономика, например, плановая,  принудительна,  а потому, может, и экономна, но не экономична) возникли в ходе разделения —  но  не  труда,  а сознания. Труд был разделен — и весьма жестко — и в Древнем Египте, и в не менее Древнем Китае, и в кастовом обществе Индии,  и в СССР. Класс  демиургов (ремесленников) был самым многочисленным в античных Афинах и,  вообще, ремесла были распределены меж людьми, если верить мифам Платона, еще Прометеем.

Расщепление сознания проходило по трем направлениям:

  • различение своей хозяйственной реальности от мифа люди обнаружили, когда жертвоприношения и поклонение стали лишь  помогать, но не  определять  успех  дела — определяющими стали усилия самих людей;
  • в ходе игр люди научились имитировать свою предстоящую или прошедшую деятельность и в «ненастоящем» (simulation) действовать столь же рьяно, с азартом и пылом, как и в «настоящем»;
  • символизация позволила людям увидеть универсальный  характер символов, их двусмысленность и многосмысленность; бартер сменился денежным обменом или обменом с помощью денег —  эквивалента и символа любого товара.  Одновременно,  в Средневековье же, возникли векселя как символы ресурсов деятельности (закладные) и самой деятельности. Появилась ажиотажная (иначе — биржевая) торговля без товаров (наряду с ломбардами и ростовщичеством биржа породила новый универсальный эквивалент и символ денег — время),  возникли «мембраны» — «деньго-векселя» и много других ценных бумаг, символизирующих деятельность  в разных ее ипостасях,  ее ресурсы и результаты.

В массовом  сознании  произошло расщепление действительности на хозяйство и символизирующую его экономику. Люди вступили в игру, понимая  выгоды,  удобства и моральные риски мифа о деньгах и прочих бумажках в собственной хозяйственной деятельности:

Хозяйство и деятельность Экономика как символ хозяйства и деятельности
Товар\продукт как результат деятельности Товарный рынок Деньги как символ товара
Деятельность (хозяйство) Рынок труда Акции и облигации как символ деятельности  (хозяйства)
Ресурсы деятельности,         образование, проектирование,естественные ресурсы) Рынок капитала Инвестиции 
Финансовый рынок                (рынок ценных бумаг) Торговля, обмен и обращение денег, акций,облигаций, инвестиций и др. ценных бумаг

Понятно, что в хозяйстве и деятельности все процессы односторонни и необратимы (нельзя, например, готовые продукты превратить в породившие их ресурсы, тем более, если ресурсы – интеллектуальные. В экономике же все обратимо – и это делает ее более свободной, в сравнении с хозяйством, но и более уязвимой для внешнего (политического) или внутреннего (волевого) произвола.

Феномен городов в культуре человечества заключается,  помимо всего прочего,  еще и в том,  что благодаря им,  городским мифам, играм и символике сформировалась эта удивительная способность горожан к  раздвоенности сознания и свободному оперированию ценными бумагами-символами деятельности. Спекулятивность мышления породила экономические спекуляции:  приращения в ценах, рост стоимостей акций, изменения кредитных и иных процентов,  как бы  независимые от хозяйственной или производственной деятельности.  И в этом таятся серьезные угрозы и риски здравости сознания,  о которых предупреждали Христос и его апостолы.

Источник

Город как пространство развития                                                                                                                                                                                                                Конфликт