Яндекс.Метрика

Историческая память, воплощенная в памятниках. Разберемся в понятиях.

Историческая память, воплощенная в памятниках. Разберемся в понятиях.

Историческая память, воплощенная в    памятниках. Разберемся в понятиях.

(В процессе подготовки темы о конфликтах вокруг памятников, пришлось обратиться к понятиям)

(Цой Л.Н. – канд. соц. наук, конфликтолог)

 Цой Любовь Николаевна
Цой Любовь Николаевна

Самое опасное для мыслящего человека —  слиться  в экстазе с общественным мнением, пожертвовать поиском истины, ради ситуативной выгоды  или  интереса, веры в догматическое учение. Люди различных исторических периодов создавали искусственный мир, в котором они жили, делая его минимально удобным и соответствующим этим периодам. С появлением  оседлости   сложился новый тип социального пространства, в котором начали формироваться новые социальные отношения на основе социальных действий, цель которых вызвать изменение поведения, взглядов и стремлений индивидов или общности. Эти действия, по М.Веберу, ориентированы, прежде всего, на других с обязательным «ожиданием», без которого действие не может считаться социальным.[1]   По построенным зданиям и памятникам, можно  «читать»  историю страны, которая  вызывает гамму противоречивых  эмоций: от ликования после победы до ненависти или любви к правителю или властям.

«Историю создают и созидают люди и народы, являющиеся особенным образцом как для современников, так и для их потомков.   назвать события, людей, целые периоды в истории планеты, которые оставили безусловные, нестираемые из памяти картины и знаковые образы   запомнившихся в памяти народа событий».

Функции памяти:[2]

  • сохраняет информацию о событиях внешнего/внутреннего  мира,
  • накапливает и  изменяет  информацию из прошлого,
  • хранит и воспроизводит  прошлый  опыт,
  • воспроизводит   переживания из прошлого и реакции социального организма/общества  на эти события,
  • восстанавливает  разные элементы коллективного/индивидуального  опыта,
  • расширяет  познавательные возможности человека.

Типы памяти: Есть индивидуальная и коллективная  память, последняя разделена по предметным направлениям: культурная и историческая.

Культурная память —  система базовых представлений общества о прошлом, закрепленное в памятниках культуры и социальной традиции.[3]

Историческая память –   набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа[4].

Историческая память закрепляется в искусственно создаваемых в  вещах (здания, памятники и пр. ), способствующих  осознанию   места и роли  события  в истории страны,   размещение этого события во времени и пространстве.

Функции исторического памятника:

  • как вещь,   выполняет  социальные функции, оказывает   влияние на  поведение и мысли людей,
  • как символ,  памятник приглашает к  коммуникации/ взаимодействию (интеракции) между людьми по поводу  прошлого  и настоящего, формирует отношение к  будущему на основе понимания людьми своей истории и вектора развития страны,
    • как знак   представляет собой  концентрированное смыслообразование, воплощенное в материале художественного произведения, передающего большой объем   информации об истории страны и ее героях,[5]

Исторический памятник отражает   социальную действительность, которая наполняется смыслом в тот момент, когда оказывает воздействие   на поступки каждого и на всех, своей причастностью к истории государства, культуре и нации.

Взаимное влияние и отношения между социокультурными явлениями  и искусственно создаваемыми, спроектированными материальными объектами/вещами/формами  в социальном пространстве   – изучает социология архитектуры в поисках ответа на вопросы.

Каким образом искусственно созданная обстановка прошлого соотносится и  воплощает  представления людей  об окружающем нас мире в настоящем?  Какой создается фон/декорация в контексте которых   совершаются  различные поступки людей и их интерпретация? Какие искусственно создаваемые памятники о прошлом   создаются и в   качестве,  каких факторов, они непосредственно влияют   на мысли и действия современников,   приглашая  их к  самовыражению?  [6]

колоннаПамятники — это культурный слой,     артефакты разных эпох ,уничтожение которого не позволит узнать, чем различаются разные   поколения.  К памятникам нужно относиться не как к политическим противникам, а как к истории своей культуры в событиях.  Например, памятник Наполеону на Вандомской колонне сносили трижды и трижды восстанавливали.

У археологов есть поверье, что к памятникам старины нужно относиться с должным уважением. Было много случаев, когда при переносе памятника или его уничтожении случались несчастья с теми, кто это делал. В народе даже говорят, что памятники могут мстить своим уничтожителям. Показательный пример – истории известного французского художника Гюстава Курбе, который во время Парижской коммуны предложил перенести памятник Наполеону. Революционно настроенная парижская толпа тогда вместе с памятником Наполеону уничтожила  Вандомскую колонну. Позднее Гюстава Курбе за его инициативу обязали платить ежегодно по 100 тысяч франков. Он умер в нищете, потому что должен был выплачивать неподъемную сумму.   В народе говорили, что это было местью памятника.

Исторический памятник  — это  ВЕЩЬ, воплощенная в материале художественного произведения, передающая большой объем   информации об истории страны и ее героях  ПРОШЛОГО   (великие, гениальные люди/исторические факты и события/ произведения искусства, культуры литературы/архитектуры), ВЕЩЬ  значимая  в НАСТОЯЩЕМ для БУДУЩЕГО   личности,  общества и государства.

25.10.2016