Историческая память, воплощенная в памятниках. Разберемся в понятиях.
(В процессе подготовки темы о конфликтах вокруг памятников, пришлось обратиться к понятиям)
(Цой Л.Н. – канд. соц. наук, конфликтолог)

Самое опасное для мыслящего человека — слиться в экстазе с общественным мнением, пожертвовать поиском истины, ради ситуативной выгоды или интереса, веры в догматическое учение. Люди различных исторических периодов создавали искусственный мир, в котором они жили, делая его минимально удобным и соответствующим этим периодам. С появлением оседлости сложился новый тип социального пространства, в котором начали формироваться новые социальные отношения на основе социальных действий, цель которых вызвать изменение поведения, взглядов и стремлений индивидов или общности. Эти действия, по М.Веберу, ориентированы, прежде всего, на других с обязательным «ожиданием», без которого действие не может считаться социальным.[1] По построенным зданиям и памятникам, можно «читать» историю страны, которая вызывает гамму противоречивых эмоций: от ликования после победы до ненависти или любви к правителю или властям.
«Историю создают и созидают люди и народы, являющиеся особенным образцом как для современников, так и для их потомков. назвать события, людей, целые периоды в истории планеты, которые оставили безусловные, нестираемые из памяти картины и знаковые образы запомнившихся в памяти народа событий».
Функции памяти:[2]
- сохраняет информацию о событиях внешнего/внутреннего мира,
- накапливает и изменяет информацию из прошлого,
- хранит и воспроизводит прошлый опыт,
- воспроизводит переживания из прошлого и реакции социального организма/общества на эти события,
- восстанавливает разные элементы коллективного/индивидуального опыта,
- расширяет познавательные возможности человека.
Типы памяти: Есть индивидуальная и коллективная память, последняя разделена по предметным направлениям: культурная и историческая.
Культурная память — система базовых представлений общества о прошлом, закрепленное в памятниках культуры и социальной традиции.[3]
Историческая память – набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа[4].
Историческая память закрепляется в искусственно создаваемых в вещах (здания, памятники и пр. ), способствующих осознанию места и роли события в истории страны, размещение этого события во времени и пространстве.
Функции исторического памятника:
- как вещь, выполняет социальные функции, оказывает влияние на поведение и мысли людей,
- как символ, памятник приглашает к коммуникации/ взаимодействию (интеракции) между людьми по поводу прошлого и настоящего, формирует отношение к будущему на основе понимания людьми своей истории и вектора развития страны,
- как знак представляет собой концентрированное смыслообразование, воплощенное в материале художественного произведения, передающего большой объем информации об истории страны и ее героях,[5]
Исторический памятник отражает социальную действительность, которая наполняется смыслом в тот момент, когда оказывает воздействие на поступки каждого и на всех, своей причастностью к истории государства, культуре и нации.
Взаимное влияние и отношения между социокультурными явлениями и искусственно создаваемыми, спроектированными материальными объектами/вещами/формами в социальном пространстве – изучает социология архитектуры в поисках ответа на вопросы.
Каким образом искусственно созданная обстановка прошлого соотносится и воплощает представления людей об окружающем нас мире в настоящем? Какой создается фон/декорация в контексте которых совершаются различные поступки людей и их интерпретация? Какие искусственно создаваемые памятники о прошлом создаются и в качестве, каких факторов, они непосредственно влияют на мысли и действия современников, приглашая их к самовыражению? [6]
Памятники — это культурный слой, артефакты разных эпох ,уничтожение которого не позволит узнать, чем различаются разные поколения. К памятникам нужно относиться не как к политическим противникам, а как к истории своей культуры в событиях. Например, памятник Наполеону на Вандомской колонне сносили трижды и трижды восстанавливали.
У археологов есть поверье, что к памятникам старины нужно относиться с должным уважением. Было много случаев, когда при переносе памятника или его уничтожении случались несчастья с теми, кто это делал. В народе даже говорят, что памятники могут мстить своим уничтожителям. Показательный пример – истории известного французского художника Гюстава Курбе, который во время Парижской коммуны предложил перенести памятник Наполеону. Революционно настроенная парижская толпа тогда вместе с памятником Наполеону уничтожила Вандомскую колонну. Позднее Гюстава Курбе за его инициативу обязали платить ежегодно по 100 тысяч франков. Он умер в нищете, потому что должен был выплачивать неподъемную сумму. В народе говорили, что это было местью памятника.
Исторический памятник — это ВЕЩЬ, воплощенная в материале художественного произведения, передающая большой объем информации об истории страны и ее героях ПРОШЛОГО (великие, гениальные люди/исторические факты и события/ произведения искусства, культуры литературы/архитектуры), ВЕЩЬ значимая в НАСТОЯЩЕМ для БУДУЩЕГО личности, общества и государства.
25.10.2016