Психолог Гордон Оллпорт писал, что сущность любого языка — классификация и распределение по категориям того «непрерывного гула информации», с которым мы ежесекундно сталкиваемся. Именно эта главная функция языка дает ему власть убеждать. Когда мы называем какой-нибудь объект, мы тем самым подчеркиваем какую-то его специфическую особенность, не обращая внимания на другие характеристики. То, как объект описывается (классифицируется), и манера, в которой представляется образ действия, направляют наши мысли и эмоциональные реакции в определенное русло. С помощью классификаторов, описывающих объекты или события, информация форматируется так, что получатель пропагандистского сообщения принимает навязываемое ему определение ситуации. Классификаторы, по сути, представляют собой слова-приправы для любого информационного сообщения. Во-первых, это слова и сочетания, полезные для описания собственной «позитивной и конструктивной позиции». Во-вторых, это «контрастирующие слова» для того, чтобы в негативном ключе охарактеризовать противника (см. Принцип контраста).
Преобладающие в российских СМИ классификаторы обычно отражают общее направление текущей политики властных структур, прежде всего информационной. Достаточно вспомнить, как в государственных (а в последние годы и в негосударственных) СМИ освещаются различные политические акции. Типичный вариант сообщения в новостях: «участники акции»… (варианты: «люди преклонного возраста, лица без определенных занятий, среди которых есть преступные элементы, алкоголики и наркоманы; радикально настроенные молодые люди, исповедующие экстремистские взгляды…»; «акция проводится на деньги»… (варианты: Б. Березовского; криминальных структур; иностранных спецслужб; международных террористических центров…); «целью акции являются»… (варианты: дестабилизация ситуации в стране; создание отрицательного имиджа нашего государства в мире; препятствование работе органов власти…); «государственные органы»… (варианты: предлагают решить вопрос цивилизованным способом; демонстрируют готовность к конструктивному диалогу; занимают позитивную и прагматичную позицию; не приемлют ультиматумов…); «правоохранительные структуры»… (варианты: неукоснительно соблюдают требования закона; действуют адекватно ситуации; применяют соответствующие силы и средства; мужественно противостоят деструктивным силам и антигосударственным элементам…); «простые граждане»… (варианты: не поддерживают акцию; осуждают зачинщиков беспорядков; проявляют понимание действий правоохранительных органов; одобряют действия главы государства во время кризисной ситуации…). Как правило, для усиления смыслового и эмоционального эффекта классификаторы сопровождаются соответствующим видеорядом.
Применение классификаторов в коммерческой рекламе рассматривать не будем, поскольку это очевидно (вспомните самостоятельно любой навязший на зубах рекламный слоган).
РАЗДЕЛЫ:
- Анонимный авторитет
- «Будничный рассказ»
- Голодовка
- «Держи вора»
- Забалтывание
- Эмоциональный резонанс
- Эффект бумеранга
- Эффект ореола
- Эффект первичности
- Эффект присутствия
- Информационная блокада
- Использование медиаторов
- Классификаторы
- Комментарии
- Констатация факта
- Ложная аналогия
- Обратная связь
- Обход с фланга
- Отвлечение внимания
- «Очевидцы» события
- Переписывание истории
- Перспектива
- Повторение
- Подмена
- Полуправда
- Принцип контраста
- Пробные шары
- Психологический шок
- Рейтингование
- Сенсационность или срочность
- Смещение акцентов
- Создание ассоциаций
- Создание информационной волны
- Создание проблемы
- Создание угрозы
- Социальное одобрение
- Сросшиеся предложения
- Упреждающий удар
- Ядовитый сэндвич
Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама.
___________