Яндекс.Метрика

Классификаторы

Психолог Гордон Оллпорт писал, что сущность любого языка — классификация и распределение по категориям того «непрерывного гула информации», с которым мы ежесекундно сталкиваемся. Именно эта главная функция языка дает ему власть убеждать. Когда мы называем какой-нибудь объект, мы тем самым подчеркиваем какую-то его специфическую особенность, не обращая внимания на другие характеристики. То, как объект описывается (классифицируется), и манера, в которой представляется образ действия, направляют наши мысли и эмоциональные реакции в определенное русло. С помощью классификаторов, описывающих объекты или события, информация форматируется так, что получатель пропагандистского сообщения принимает навязываемое ему определение ситуации. Классификаторы, по сути, представляют собой слова-приправы для любого информационного сообщения. Во-первых, это слова и сочетания, полезные для описания собственной «позитивной и конструктивной позиции». Во-вторых, это «контрастирующие слова» для того, чтобы в негативном ключе охарактеризовать противника (см. Принцип контраста).

классификаторПреобладающие в российских СМИ классификаторы обычно отражают общее направление текущей политики властных структур, прежде всего информационной. Достаточно вспомнить, как в государственных (а в последние годы и в негосударственных) СМИ освещаются различные политические акции. Типичный вариант сообщения в новостях: «участники акции»… (варианты: «люди преклонного возраста, лица без определенных занятий, среди которых есть преступные элементы, алкоголики и наркоманы; радикально настроенные молодые люди, исповедующие экстремистские взгляды…»; «акция проводится на деньги»… (варианты: Б. Березовского; криминальных структур; иностранных спецслужб; международных террористических центров…); «целью акции являются»… (варианты: дестабилизация ситуации в стране; создание отрицательного имиджа нашего государства в мире; препятствование работе органов власти…); «государственные органы»… (варианты: предлагают решить вопрос цивилизованным способом; демонстрируют готовность к конструктивному диалогу; занимают позитивную и прагматичную позицию; не приемлют ультиматумов…); «правоохранительные структуры»… (варианты: неукоснительно соблюдают требования закона; действуют адекватно ситуации; применяют соответствующие силы и средства; мужественно противостоят деструктивным силам и антигосударственным элементам…); «простые граждане»… (варианты: не поддерживают акцию; осуждают зачинщиков беспорядков; проявляют понимание действий правоохранительных органов; одобряют действия главы государства во время кризисной ситуации…). Как правило, для усиления смыслового и эмоционального эффекта классификаторы сопровождаются соответствующим видеорядом.

Применение классификаторов в коммерческой рекламе рассматривать не будем, поскольку это очевидно (вспомните самостоятельно любой навязший на зубах рекламный слоган).

РАЗДЕЛЫ:

  1. Анонимный авторитет
  2. «Будничный рассказ»
  3. Голодовка
  4. «Держи вора»
  5. Забалтывание
  6. Эмоциональный резонанс
  7. Эффект бумеранга
  8. Эффект ореола
  9. Эффект первичности
  10. Эффект присутствия
  11. Информационная блокада
  12. Использование медиаторов
  13. Классификаторы
  14. Комментарии
  15. Констатация факта
  16. Ложная аналогия
  17. Обратная связь
  18. Обход с фланга
  19. Отвлечение внимания
  20. «Очевидцы» события
  21. Переписывание истории
  22. Перспектива
  23. Повторение
  24. Подмена
  25. Полуправда
  26. Принцип контраста
  27. Пробные шары
  28. Психологический шок
  29. Рейтингование
  30. Сенсационность или срочность
  31. Смещение акцентов
  32. Создание ассоциаций
  33. Создание информационной волны
  34. Создание проблемы
  35. Создание угрозы
  36. Социальное одобрение
  37. Сросшиеся предложения
  38. Упреждающий удар
  39. Ядовитый сэндвич

 Литература

 Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама.

___________

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА КОНФЛИКТОЛОГИЮ В РОССИИ