Яндекс.Метрика

Конфликтологическая компетентность в социологии, психологии, конфликтологии и лингвистике.

Конфликтологическая компетентность в социологии, психологии, конфликтологии и лингвистике.

Конфликт - междисциплинарный объект
Конфликт — междисциплинарный объект

Испокон веков и до наших дней эффекты конфликтофобии[1], боязни конфликтов, были и остаются очень устойчивыми. В то же время существует несколько базовых работ, в которых изложены основные максимы конфликтологической компетентности. Одна из них это книга Льюиса Козера «Функции социального конфликта». В ней Л. Козер утверждает, что конфликт – это интегрирующее явление, соединяющее и связывающее, а не отталкивающее, разъединяющее или разобщающее. Понимание этого есть одно из оснований конфликтологической компетентности. К сожалению, интегрирующая функция конфликта в современном российском обществе приживается с трудом.

Любой конфликт амбивалентен. Характеристики конструктивности или деструктивности конфликт приобретает в процессе своего развития в соответствии с установками и отношением конфликтующих сторон.

Конструктивным он становится в том случае, если в самом столкновении или перед ним происходит оформление действия для этого столкновения, удерживается предмет столкновения и цели субъектов в конфликте. Отсюда, «конфликтологическая компетентность – это умение разобраться, насколько точно в конфликте представлены именно те противоречия, которые в этом процессе могут и должны быть разрешены, то есть умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению».  [Хасан 2003а: 23; Хасан: 2003б].

В конфликтной ситуации активизируются конфликты на разных уровнях взаимодействия: внутриличностные, межличностные, между группами, организационные, функциональные и др. Появляется трудность объективации. Конфликтологическая компетентность раскрывается также в объективации конфликтов, чтобы можно было сделать противоречия предметами работы и разрешения. Более того, компетентность проявляется и в комплексной работе с тем многообразием конфликтов, которые активизировались в конфликтной ситуации.

По мнению, Б. И. Хасана, если мы исходим из тезиса, что «конфликт – это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения» [Хасан: 2003б], – то конфликтологическую компетентность следует рассматривать на двух уровнях:

  1. Первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия, и владение способами регулирования для разрешения сложившегося конфликтного взаимодействия;
  2. Второй предусматривает умение проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон конфликтного взаимодействия.

Владение субъектом конфликтологической компетентностью включает в себя также знания о конфликте, владение стратегиями поведения в конфликте, способами работы с конфликтом, технологиями перевода деструктивного конфликта в конструктивный и умение адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации.

структураЛ. Н. Цой в книге «Практическая конфликтология» подчеркивает, что «управление конфликтными ситуациями включает также познание механизмов развития конфликта и взятие под контроль конфликтующими сторонами тех процессов, связей отношения, которые зависят непосредственно от них самих» [Цой 2001: 144].

Психологи в большей степени склонны рассматривать конфликтологическую компетентность как часть коммуникационной компетентности и как неотъемлемую характеристику личности в конфликте.

Методологическим ориентиром для изучения психологического толкования конфликтологической компетентности служат работы по изучению конфликтологической подготовки государственных служащих, преподавателей [Зазыкин 1998; Денисов 2000; Мельчук 2005; Петровская 1997 и др.], где она представляется как «информационно(когнитивно)-регуляторная подсистема профессионализма, связанная с умениями управлять конфликтом и разрешать его» [Богданов, Зазыкин 2004: 63].

В психологической литературе конфликтологическая компетентность имеет свою структуру, включающую:

  • Знаниевую компоненту: знания о причинах появления конфликта, закономерностях его развития и протекания, знания о поведение, общении и деятельности конфликтующих субъектов в конфликтной ситуации, их психических состояниях и прочее;
  • Гностическую компоненту: знания психологических характеристик конфликтной личности[2];
  • Проектировочный компонент: умение предвосхищать действия субъектов конфликта, их поведение в ходе конфликта, применяемые приемы конфликтного взаимодействия, динамику конфликта, его последствия;
  • Конструктивный компонент: умение воздействовать на оппонентов, влиять на их отношения, оценки, мотивы и цели конфликтного взаимодействия; умение формировать общественное мнение по отношению к субъектам конфликта (умение осуществлять профилактику конфликта и разрешать его на справедливой основе, выступая в качестве «третейского судьи»);
  • Коммуникативную компоненту: умения осуществлять эффективное общение с субъектами конфликта с учетом их личных особенностей и эмоциональных состояний.

Следует особо подчеркнуть неотъемлемую связь конфликтологической компетентности с коммуникативной. Коммуникативная компетентность – рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия, включающих в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности [Психологический лексикон 2006: 96].

Ссылаясь на то, что конфликты в группах являются одной из форм взаимодействия, Е. Н. Богданов и В. Г. Зазыкин рассматривают конфликтологическую компетентность в привязке к социально-психологической компетентности, делая акцент на том, что морально-психологический климат, ценностно-ориентационное единство, групповые нормы поведения, ролевое поведение и общение оказывают влияние на характер конфликта, причины его возникновения и динамику.

Ввиду ориентации на личностный подход к конфликту авторы связывают конфликтологическую компетентность с социально-перцептивной компетентностью, обосновывая это тем, что субъект, вмешивающийся в конфликт с целью влияния на него, и разрешающий его, должен отличаться проницательностью, умением разбираться в людях, истинных мотивах их поведения, возможных стратегиях конфликтного противоборства.

Исследователи также указывают на отношение конфликтологической компетентности с ауто-психологической компетентностью, позволяющей развивать такие качества, как стрессоустойчивость, самоконтроль, саморегуляция, адекватная самооценка, что необходимо в условиях острых эмоциональных переживаний, неизбежно сопровождающих конфликты.

Иными словами, в соответствии с психологическим подходом конфликтологическая компетентность понимается как совокупность компонентов: гностического, пространственного, конструктивного/регулятивного, коммуникативного, нормативного и рефлексивно-статусного компонентов, – характеризующих различные виды компетентности. Развитие каждого из представленных видов компетентности должно вести к развитию конфликтологической компетентности в целом.

Любые изменения начинаются с языка, в том числе изменения, связанные с конфликтными проявлениями.

Способность цивилизованного «конфликтования» в значительной мере проявляется в умении локализовать конфликт еще на стадии его вербализации.

Для эффективной работы с конфликтом недостаточно владеть только понятийным аппаратом конфликта, необходимо также уметь переводить конфликтную коммуникацию на содержательный уровень, уметь работать с проявившимися в коммуникации эмоциями. Поэтому видеться существенным включение в содержательный блок конфликтологической компетентности лингвистической составляющей во всей ее полноте.

Коммуникация как уникальный механизм и среда социального взаимодействия играет важную роль в конфликтной ситуации, поскольку, организую коммуникацию профессионально, субъект становится способен разрешать максимум задач в единицу времени, сохранять «экологичность» отношений в процессе деятельности, удерживать профессиональную предметную область.

В настоящем исследовании конфликтологическую компетентность мы будем рассматривать как комплексную компоненту социального субъекта, проявляющуюся в условиях неопределенности и повышенной степени риска и выраженную в способности социального субъекта адекватно реагировать на внешние «распознаваемые как угрожающие» (конфликтные) проявления среды; в умении объективно вычленить противоречия в конфликтной ситуации, оформлять их и минимизировать деструктивные последствия конфликта с учетом интересов сторон.

___________________

[1] Конфликтофобия – априорный страх перед конфликтами [Хасан 1990], боязнь конфликтов. Альтернативой «конфликтофобии» как страха перед конфликтами является не «конфликтофилия» (любовь или страсть к конфликтам), а их более реалистическое принятие, отношение к ним как к одной из встречающихся форм человеческих отношений, а не как к свидетельству собственной несостоятельности и вины.

[2] См. работы В. Г. Зазыкина и Е. В. Зайцевой.

   Из диссертации    Лингвистический аспект конфликтологической компетентности : диссертация кандидата филологических наук: 10.02.21 / Комалова Лилия Ряшитовна; [Место защиты: ГОУВПО «Московский государственный лингвистический университет»].- Москва, 2010.- 360 с.

 ( Диссертация написана по материалам работы в  проектах Московской школы конфликтологии)

________

 Конфликтологическая компетентность

Конфликтология и конфликты